На земле моего детства

Людмила Павласек
          Июль 2019 года.
Теперь, спустя уже полвека, я снова на земле моего детства!
Должно быть, она ждала меня все эти годы — как чисто здесь и благодатно и пахнет духмяно, как прежде.
На пригорке, где стоял наш большой красивый дом, всё заросло сладкой лесной клубникой, а за ним, в пасечном лесу, свечки цветущего иван-чая красуются! Не осталось и камушка от тех плит, что навозили деды наши для фундаментов своих домов — всё прибрали люди для нужды своей.
Как ласково и горячо обнимает меня моя земля, думаю, помнит ещё, как часто, маленькой девочкой, прижималась я к ней, ища любви и защиты.
          Там, через дорогу, где были огороды, наш дед Антон с братьями корчевали лес и пахали сохой целину, не заросло здесь всё бурьяном, а раскинулся луг цветущий, который можно снова вспахать и засеять!
Как разумна Земля и неустанно трудолюбива — всё поправит и почистит за человеком! Да и легко ей было подчистить за нами, ещё не было у нас тогда пластика и тканей искусственных, и стеклом редко пользовались и берегли его, а  все железки ребятишки на металлолом сдавали.
          Такое ощущение, что деревушка наша вознеслась на небо, вместе с речкой, озерком, колодезным журавлём и колодой, выдолбленной из толстой лиственницы, в которой у колодца скота поили, с заветными тропинками и лавочками...
Моя берёзка, где я любила с книжкой посидеть у самой воды, жива! Только стала большой и развесистой, как хочется снова обнять и прижаться к ней!
          А горка, на которой стоял наш дом, опустилась совсем, превратилась в пригорочек. Мы на санках, сцепившись длинным паровозиком, так быстро мчались сверху до самого колодца — снег и ветер обжигал лицо. Домой приходили все обледенелые, с полными валенками снега, с платками и шапками набекрень и варежки стояли коробом. Бабушка помогала нам на крылечке голиком снег отряхивать — выколачивать, из валенок вытрясать, чтобы дом не выстуживался. Потом давала чего-нибудь горяченького и на печку или к печке; руки, носы и щёки отходили от мороза и тепло домашнее приятно наполняло тело и Душу. Младшие сестрёнки, которых мы с братом, немного покатав на санках, вернули домой, чтобы они носы не отморозили и никто их санками не сбил, были тёпленькие и можно было возле них погреться.
          Тополь!
Он рос в мамином огороде, на самом краю от дома, господи, ему уже сто лет! Каким чудом попал он сюда, с какого обоза свалилась эта веточка и прижилась на берегу нашей речки?
В гражданскую войну, зимой девятнадцатого года, здесь проходили отряды каппельцев, отступая за Байкал, они собирали по заимкам еду, лошадей и корм для них. А в этот год, в ноябре, родился наш папа в Бурете в доме своего многодетного зажиточного деда Доминика и бабки Магдалины Петровны; он  был первенцем у их предпоследнего сына Антона, который воевал на фронте Первой Мировой и, слава богу, вернулся живой!
Ходила такая легенда в семье, что папа наш, младенцем, описал мундир какого-то офицера из каппельцев и все испугались, что он пристрелит его, но всё обошлось!
Это мамин отец, дед Василий наш, пересадил к себе в огород  это неведомое деревце, может быть надеялся, что оно когда-то  плоды принесёт! Тогда в наших краях тополей совсем не было ещё, это в эпоху  озеленения, в шестидесятых, засадили ими все улицы и парки  — они хорошо приживались и быстро росли.
Когда все с заимки уехали, я ещё приезжала на велосипеде навестить его, обнять, он был тогда пышный и весёлый и не осознавал, наверное, что остался здесь совсем один и навсегда. Ещё колодец  был живой и бабушка просила привезти ей воды в туеске, такая вкусная она тут была!
 
А теперь наш Тополь-старик такой одинокий и грустный, едва держится на ногах.
          Когда несколько лет назад мамины внуки приехали навестить его и собрались под кроной, я увидела на фотографии как огромный радужный шар сияет в его ветвях. Это Душа его радостно вылетела им навстречу!
А что деревья живые и чувствуют всё и наши мысли читают, я в этом не сомневаюсь!
И каждая былинка, особенно цветы — Творец их для Души нашей сотворил, чтобы она радовалась и цвела как они!
Поля, которые бугрились вокруг деревушки нашей, тоже опустились и выровнялись, словно земля выдохнула; может быть лет через сто она снова вдохнёт и всё встанет на место, как раньше было!
Но я порадовалась, что наши поля, как прежде, засеяны — зеленеет колосится пшеница  и вот невидаль для Сибири — жёлтое поле, так ярко цветёт горчица! Для оздоровления земли или на семена посеяли её, не знаю.
 
          Наевшись спелой клубники на нашей домашней полянке, сидим три сестры на пригорочке, разомлевшие от июльского солнца, тишины и благодати. Сестра Лида, достав тетрадку, взахлёб читает нам свои воспоминания из детства. Птицы поют и чудится будто пахнет мёдом — в это время на пасеке вовсю мёд качали и сладкий тягучий аромат его растекался по всей округе! И нам, ребятишкам, перепадала миска с обрезками — ошурками, которые мы жевали с  таким наслаждением, складывая воск в плошку, которую давал нам бережливый дед Томаш, пасечник наш. Он был родным братом моего деда Антона. 
Потом, после качки мёда, разводили костёр подальше от пасеки, чтобы пчёл не волновать, и топили воск в большом котле. Жидким его цедили через сито и заливали в формочки, где он застывал и получались такие жёлтые буханочки, совсем как слитки золота, которые показывают сейчас из золотых запасов, их сдавали в специальный магазин, где можно было получить всё необходимое для пасеки.
          Вот, пока мы тут предавались воспоминаниям, пришёл наш племянник Максим с мешком иван-чая, он делает из него отличный копорский чай, когда-то знаменитый на Руси. Перед отлётом домой и мне достался в подарок мешочек этого напитка волшебного!
Пойду, заварю чаёк, уже немного его у меня осталось, я люблю в стеклянной  чашке с ручкой и на высокой ножке — так видно какого он красивого цвета медового! Не помешает вприкуску маленькая ложечка мёда сибирского, только подчеркнёт вкус чая.
Ох, какая Луна взошла над домами огромная — полнолуние, будет всё ярче светить она на темнеющем небе, самые короткие дни наступают! Синички шмыгают у кормушки за моим окном, успевают подкрепиться перед сном и заглядывают ко мне, любопытные, здесь уже свет горит и всё видно, лампочки рождественские весело мигают!
          Как жаль, не хватило мне времени побыть подольше на земле моего детства, обойти все места заветные, поговорить с любимыми деревьями, постоять на земле, где когда-то дома стояли и вспомнить их жителей. Каждый из них необыкновенным был и научил меня чему-то, и подарил что-то ценное для моей Души.
Шлю им мою любовь и земле родной кланяюсь и благодарю, что добавила мне сил жить дальше, осознанно и радостно! Посылаю любовь всем родным за тепло и ласку, которую подарили мне.
Не знаю, смогу ли ещё когда-нибудь вернуться сюда.
Буду мечтать!