Франция Православная. Глава 26

Филипьева Татьяна Васильевна
(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 26. ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯЕМ — ПЛАЧЕМ
 
     Во всех православных храмах Франции слова, призывающие молиться «о создателях святого храма сего», звучали для меня по-особому, не как в России, где история строительства храмов уходит в глубь веков и молятся люди чаще всего о неизвестных им создателях, но имена которых знает лишь Господь. Здесь же каждый прихожанин сможет назвать имена людей, чьими усилиями, стараниями и трудами приобретались, перестраивались и благоукрашались храмы русские, история которых исчисляется всего лишь десятками лет. По моим наблюдениям, в эмиграции отношение людей к современной истории их родины иное, чем у тех, кто остаётся жить на родине. Сказано: «Что имеем, не храним, потеряем — плачем». Срабатывает эффект утраты родной питательной среды, но, как следствие, ценность того, что утрачено, обретает большую значимость, потерянное кажется дороже, и внимание ко всему, что связано с родиной, усиливается. Поражает живой интерес эмигрантов к событиям в России, их небезразличное отношение и хорошая информированность. Конечно, это не касается случаев, когда «бывший русский» предаёт анафеме всё своё прошлое, отрекаясь от родины и от всего, что было в его прежней жизни.
     Посещением Леснинской обители заканчивалось моё православное паломничество по французской земле. Глядя на мелькающие за окнами электропоезда пейзажи весенних полей и лесов, я написала стих:


                Я уезжаю из Жизора
                И завтра буду уж в Москве.
                Мои во Франции молитвы,
                Как память, станут жить во мне.

                Те православные святыни
                Былых и нынешних времён,
                Каким успела поклониться,
                Какими ум был поражён.

                Мощи Марии Магдалины,
                Равноапостольной Елены,
                Храм Женевьевы, Сен-Дени,
                Хитон Христов — теперь они
                Всегда со мною в моём сердце,
                Во все оставшиеся дни!


     В церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы перед причастием священник Владислав вышел с Чашей и торжественно произнёс: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Эти слова тронули струны моей души, тоскующей по любви. Как красиво и как верно! Именно с любовью будем относиться ко всему, что мы делаем, ко всем, кого нам Бог посылает. Запомнились слова из проповеди отца Владислава: «Встреча с человеком-христианином — это как встреча с Самим Христом».
     Я полюбила православную Францию и её людей. Тёплое сердечное чувство я увезла с собой в Россию, а воспоминания будут согревать мне душу до конца жизни.
     Надеюсь, что и вам, дорогой читатель, было интересно познакомиться с православными святынями Франции.
     Конец и Богу слава!

2004 г.


     Первое издание книги: журнал "Православная жизнь" №9, 2004 год, Джорданвилль, (США).
     Второе издание книги: издательство "Духовное просвещение", Москва, 2015 год.