Занимательная Египтология. Часть 67

Шестакова Евгения
А теперь фрески!  Гробницы в Долине Царей. Часть 2

Некоторые египтологи утверждают, что  фараон Рамзес Третий был далеко не царского происхождения. Это довольно странно, учитывая, что известно царское имя его матери. Ей была царица Тейе Меренисит, дочь фараона  Мернептаха. А вот само происхождение фараона Сетнахта не известно.  Он не был ни прямым, ни косвенным потомком последних двух фараонов, которые правили после Рамзеса Второго.

Возможно,   отцом фараона Сетнахта  был один из многочисленных сыновей Рамзеса Второго. Имя его отца потеряно в глубинах истории, но египтологи предполагают, что его братом был фараон Мернептах. Тринадцатый сын Размеса. Он вообще имел лишь очень скромный титул «царского писца». Но, тем не менее,  Мернептах  правил Египтом 10 лет, после смерти Рамзеса Второго.  Наследному принцу в тот момент было около 60 лет.

Поэтому  фараон Сетнахта и своего сына назвал Рамзесом, в честь великого деда.
И получается, что  Сетнахт и царица Тейе Меренисит были двоюродными братом и сестрой? Но Тейе носила титул царицы, а сам Сетнахт никакого титула не имел.
В общем, как всегда,  в отдельных главах истории Древнего Египта, как говорится, черт ногу сломит.

После того, как из вырубленного помещения царской гробницы уходили каменотесы и другие строительные рабочие,  помощники художников покрывали грубые стены двойным слоем штукатурки. Далеко не во всех помещениях гробниц стены были идеально ровные. Это заметно и сейчас, я специально обращала на это внимание. Но большинство стен поражают – их поверхность, как стекло.  Ровное-ровное…

Глядя на все это остается только восхищаться титаническим трудом людей той, давно ушедшей эпохи… После окончательного выравнивания,  тщательно и кропотливо расписывали  комнаты гробницы, и  все потолки. 

Самые красивые потолки были в главной погребальной камере царя. Там, где стояли огромные, гранитные саркофаги.  Эти рисунки рассказывали о различных звездах, созвездиях нашего неба, о том пространстве, где теперь будет странствовать душа фараона, его царская сущность, о пространстве Иного мира.

Чаще всего в росписи потолка погребальной камеры преобладал синий цвет.  И в некоторых гробницах Долины Царей и сейчас сохранились поразительно яркие краски!
Самые ценные росписи покрывались в два слоя смолой из кедрового дерева. Это стоило невероятно дорого.

Все свободное пространство гробниц было покрыто рельефами, рисунками и текстами из Книги Пещер, Книги Врат, Амдуат.  Все тексты рассказывали о бессмертии, о торжестве жизни над смертью. Рассказывалось о топографии Иного мира, детально были расписаны тайные области Загробного мира.

На стенах погребальной камеры часто можно увидеть изображение Богини - Матери, которая своими огромными крыльями защищает царя.

На синем фоне потолка  рисовали Нут - Богиню Неба и вторую богиню, которая была Богиней Потустороннего Неба.  Ее зовут Ноунет.

На закате Богиня Нут проглатывала солнце, для того, чтобы солнце сквозь нее прошло в Иной мир.

Затем, на востоке, в начале следующего дня Великая Мать Неба должна была родить Солнечный диск. И этот цикл никогда не должен быть остановлен.

Солнце за 12 часов ночи проходит 12 тайных областей иного мира. Это можно узнать из текстов, которые покрывают потолок и стены погребальной  камеры.
 
Рамзес Третий  продолжил деятельность своего отца по укреплению Египта. Прежде всего,  Этот фараон реорганизовал армию. Он создал отряды, состоявшие из иноземных наемников, главным образом из ливийцев и шерденов. Кроме того, при Рамзесе Третьем  каждый боеспособный египтянин должен был служить в войске. Имея многочисленную армию, Рамсес Третий совершал частые завоевательные походы.

Фараон  Рамзес Третий  построил в Меди-нет-Абу неприступную крепость, внутри которой находился великолепный храм и роскошный дворец. От крепости к Нилу был прорыт канал, подходивший к набережной с пристанью. На многие годы  крепость стала царской резиденцией Рамсеса Третьего. Несмотря на свои победы, фараон, видимо, не совсем уверенно чувствовал себя в большой стране, в которой уже давно наметились признаки упадка. И действительно, на двадцать девятом году царствования Рамсеса Третьего в Египте вспыхнуло крупное восстание. Рамсес Третий подавил это восстание с помощью наемного войска.

Главный Бог подземного мира - это Осирис. Как мы помним из легенд и рассказов гидов – это был первый Бог, который победил смерть и обрел возрождение.  Тексты помогали отождествить фараона с Осирисом, для того, чтобы он тоже победил смерть,  возродился,   и путешествовал по загробному миру в Ладье Миллионов лет со своими предками, и с Богами.

В Загробном мире фараон должен был  помогать Солнечному Богу повергать хаос и каждый день устанавливать Великий Вселенский миропорядок. И запускать новый цикл сотворения Вселенной.

Фараон всегда был сподвижником Солнечного Бога в борьбе с силами зла.
Понимаете?!_))) Фараону некогда было скучать в загробном мире. Его каждый день и каждую ночь ждала работа.

Когда вы в гробницах видите изображение ладьи – это и есть Ладья Миллионов лет.
На сегодняшний день я побывала в 12 разных гробницах и, когда ты по коридорам дошел до погребальной камеры фараона, то понимаешь, что тут просто захватывает дух.  И ты реально видишь, какой колоссальный труд был сюда вложен…

Изображения на стены гробницы  наносили не сразу. На папирусе или на куске известняка сначала рисовался эскиз.

Таких рисунков сохранилось очень много.  Царское изображение сначала расчерчивалось системой клеток. Затем по клеткам все это переносилось на стену.
Но, сначала на стене с помощью веревок, намоченных в красной краске, рисовалась такая же точно сетка.  Рядом с фараоном обычно изображались символы вечной жизни - Анх, джет , уаз.

Анх – это ключ вечной жизни.
 
Джет – это такой столб, означающий вечность.
 
Уаз – это скипетр могущества. Тонкая длинная палка с закругленным концом.
 
Инструменты у строителей и архитекторов того времени были очень простые – отвес, локоть, длиной 52 сантиметра и линейка. Локоть имел только архитектор,  и этот инструмент всегда был именной. Он подчеркивал статусность своего владельца.

Свет давали масляные плошки, в которые  наливалось кунжутное масло высшей очистки. В масло добавлялась соль. И такая смесь не давала чада и дыма. В царских помещениях вы нигде не найдете следов копоти от древних ламп.

После 32 лет правления  фараон внезапно умер при загадочных обстоятельствах в результате гаремного заговора, в котором, возможно, участвовали одна из его жен,  и один или несколько сыновей. Его трон наследовал Рамсес Четвертый. Большинство восходивших за ним на трон Рамсесидов из Двадцатой династии были слабыми правителями и не смогли остановить упадок государства.

Как же современные ученые узнали о том, как наносились рисунки на стены и потолок в гробницах? Тут все просто. Часть гробниц в Долине Царей остались не завершенными. На их стенах остались красные сетки, эскизы, черно-белые прорисовки, которые мастера не успели заполнить пигментом….

Очень образованный старший писец наносил наброски заупокойного текста, грубо рисовал иероглифы красным цветом. Затем приходил еще более образованный Великий Царский писец и делал точную, детальную прорисовку будущего иероглифа черной краской.

Третий этап создания знака на стене – приходит резчик и вырезает по черным линиям правильной формы иероглиф.

Позже, каждый из этих иероглифов становился художественным шедевром. Маленьким, но шедевром! Не пробегайте в гробницах мимо вырезанных на стене текстов. Остановитесь… На пару секунд. И просто подумайте,  в каких невыносимых условиях, в какой жаре, при слабом освещении и примитивными орудиями труда все это создавалось…

Каждая буква на стене гробницы - это титаническая работа всей команды художников.

А когда видишь всю стену в купе с изображениями царя, раскрашенную яркими красками… Я просто впадала в ступор. Меня толкали, меня обходили стороной туристы, которые  неслись по коридорам гробницы к погребальной камере, а я просто стояла и смотрела на шедевры древнего мира.

И в очередной раз я говорила Вселенной «Спасибо» за то, что она мне дает возможность не просто путешествовать по миру, а за то, что я могу в многометровой глубине скал наслаждаться этими невозможными шедеврами.