Андрей Вознесенский и Жаклин Кеннеди

Сергей Фрейдлин
Андрей  Вознесенский и Жаклин Кеннеди

Я был зациклен тогда на
                Жаклин…
А. Вознесенский

Невероятная история дружбы советского поэта и жены президента США. (По воспоминаниям современников).

Она – первая леди Америки, он – русская знаменитость. Они стали такими близкими друзьями, что даже ходили слухи об их романе. Романа не было.
Вознесенский был влюбчив. При этом в его жизнь и творчество властно вторгались женщины, с которыми его связывали чисто платонические  - насколько мы можем судить-  отношения. Он, как известно, называл их «судьбабами» (Соломон Волков).
  Исследователи настаивают, что  и эта дружба была чисто платонической и скорее интеллектуальной. Их отношения – это эпизод, растянувшийся почти на 30 лет.
В 1967 году по приглашению Роберта Кеннеди состоялась поездка Вознесенского в Америку, где он выступал перед студентами американских университетов. Тур завершился выступлением в здании ООН. Туда пришла Жаклин, потому что знала, что поэт будет читать стихи, посвященные Джону Кеннеди. Она не понимала русских слов, но ритм, мелодичность и невероятная харизма Андрея Вознесенского захватили ее.
Первая леди Америки получила прекрасное образование. Она училась в университете Джорджа Вашингтона и была бакалавром со специализацией  в области французской литературы. Затем она работала корреспондентом, а позднее – редактором в издательстве. Готовила к публикации книги многих писателей, и поэтому творчество Вознесенского вызывало у нее еще и профессиональный интерес.
Жаклин и Андрей познакомились на приеме у миллиардера Питера Петерсона:
Свой первый визит к Жаклин  Вознесенский  начал с дерзости: «Мы можем беседовать ни о чем, но моих стихов Вы наверняка не читали». «Почему Вы так решили? Я прочла их в переводе Джей Смита, где Центральный парк Вы сравниваете с мужским пахом».  «Это Смит сравнивает, у меня еще жестче».   
У Вознесенского был приличный английский язык. Жаклин при первой встрече поинтересовалась, откуда у выпускника советской школы   оксфордский акцент. Вознесенский рассказал, что в школе влюбился в свою учительницу английского языка и, чтобы покорить ее сердце,  решил стать первым в знании английского.
После первой встречи в ООН Жаклин не пропускала почти ни одного его выступления в Нью-Йорке. «Она буквально следовала за ним. Это, думаю, была одухотворенная влюбленность – в звук его голоса, в звук русской поэзии, ритмики. Иногда Жаклин специально прилетала,  даже в Европу, чтобы послушать выступление поэта», - вспоминает Богуславская (вдова поэта).
Соломон Волков вспоминает. Однажды Жаклин позвонила ему и спросила: «Скажи мне, кто самый знаменитый поэт России?  Ну кто был более знаменитый – Есенин или Вознесенский?» Потом выяснилось, что Рудольф Нуриев сказал ей, что самый знаменитый поэт – Есенин. А Вознесенский говорил, что этот титул принадлежит ему.
Совместных фотографий Жаклин и Вознесенского мало, потому что ее, супругу президента, нельзя было фотографировать.
«Жаклин уже не Кеннеди, а Онассис была для меня одной из самых дорогих и необходимых мне фигур западной культуры. Рафинированная европейка, и звездностью, и безошибочностью вкуса… И Россия была ее страстью», - писал Вознесенский.

      Не случайно мисс Онассис,
      Бросив климат ананаса,
      Ценит наши холода,
      Чтоб быть юной навсегда.

После смерти Онассиса Жаклин вышла на работу литературным редактором – именно тогда она и предложила Вознесенскому стать редактором его книги стихов на английском языке.  Но поэт не захотел «омрачать» их отношения денежными расчетами.
Вторую половину жизни Вознесенский был увлечен сочинением видеом – видеоинсталляций,  сопровождавшихся стихами В 1991- ом   году выставка его работ проходила в Нью-Йорке. Одна из них – «Бабочка Набокова» - понравилась Жаклин, и Вознесенский решил сделать ей подарок.  «Андрей  подарил Жаклин  свою лучшую видеому  «Бабочку Набокова», за что потом   мы все его очень ругали -  потому что ну хоть бы копию себе оставил!» -  вспоминает Богуславская.
«Она как -  то пришла на мою выставку в Нью-Йорке и захотела купить понравившуюся ей «Бабочку Набокова». Я подарил ей ее.  Жаклин сказала, что повесит ее в своей спальне на Пятой авеню. Потом я попросил «Бабочку» на два года, чтобы показать на выставке в Париже…  Вернулся в Нью-Йорк, хотел возвратить, но приехал с «Бабочкой» прямо на похороны. Жаклин умерла… Квартиру продали. С тех пор  собственность эта хранится у меня в Переделкино», – вспоминал Вознесенский, называвший уже свою легендарную  видеому  «Бабочкой Жаклин».
Дружил Вознесенский и с другими членами семьи Кеннеди.  А в последнем большом произведении – поэме «Память Тедди Кеннеди» половина текста посвящена Жаклин.

Вам снятся крепкие девицы,
Полуодетые в кримплене.
Ты не буди меня, мне снится
Прощание с Жаклин.

Использованная литература:
1. А Гузева. Как поэт Вознесенский очаровал  саму Жаклин Кеннеди.
2. А. Балуева.  Фото с историей. Леди и поэт.
3. С. Николаевич.  Выставка «Поэт и Леди».
4. Соломон Волков.  Андрей Вознесенский: «Я был заклинен тогда на Жаклин». «Поэт как мостик и как мистик».