Свет - тьмы не боится!

Сергей Сатватский
В лето 1395 от Рождества Христова, великий завоеватель Тимур (Тамерлан) двинул свою непобедимую армию на Русь. Количество его войска было четыреста тысяч сабель, Русь же в то время ослабленная нашествием Тохтамыша едва могла набрать и тридцати тысяч витязей. Летом того же года Тамерлан вторгся в Рязанское княжество и взял приступом город Елец. Князья русские готовились к великому нашествию, которого не было со времен Батыя. Мужья прощались с женами, отцы с детьми, вся Русь готовилась к великой скорби, многие понимали, что воинство восточного завоевателя уничтожит Русь и людей её. Во всех церквях и монастырях земли русской служились молебны, а из Владимира в Москву привезли икону девы Марии матери Господа нашего Иисуса Христа. Днём и ночью не прекращались службы, днём и ночью горели свечи перед чудотворным образом Богоматери.

Тамерлан, тем временем, стоял лагерем недалеко от разоренного им Ельца.  Победитель отдыхал после обеда в своем шатре, вдруг, с одной из колоколен города вдруг начал доноситься  набат. Тамерлан в гневе вышел из шатра и поинтересовался, кто посмел нарушить его покой? Он приказал скакать своим слугам в город и привести живым того, кто это сделал. А тем временем, колокол в одном из сожжённых Елецких монастырей всё звонил и звонил.

Через час слуги Тамерлана привели в лагерь старого монаха. Тот был почти слеп и едва ходил. К тому же пока слуги завоевателя вели его в лагерь, то сильно побили старца. Монаха ввели в огромный шатёр завоевателя, который сидел на дорогих персидских коврах, и поставили на колени перед Тамерланом.

- Этот человек повелитель нарушил ваш покой! Прикажите нам , что с ним сделать, и мы сделаем это! – обратились слуги к повелителю.

- Я хочу спросить его сначала, разве этот старик не боится смерти, что поступил так? Я же издал указ для побеждённых, не звонить в колокола! Каждого ждёт смерть за ослушание! И это ожидает этого старика, но сначала я хочу с ним поговорить. Я мало знаю русичей, а знать тех, кого собираешься обратить в рабов, для победителя 
крайне необходимо!

Пришёл человек понимавший русский язык и Тимур начал допрос монаха.

- Скажи как твое имя? И кто ты такой в своём народе? Не бойся меня! Если твои ответы мне понравятся, то возможно я отпущу тебя живым! – сказал Тамерлан монаху.

Пленник ответил:

- Имя моё тебе ничего не скажет! Боятся, я тебя не боюсь, поскольку свет – тьмы не боится! Служу я Господу моему Иисусу Христу и народу русскому! - ответил монах.

Такой дерзкий ответ очень не понравился Тамерлану. Он гневно продолжил:

- Кому ты подавал сигнал колокольным звоном? Войскам своего народа?

- Нет, - ответил монах, - ты и сам, я думаю, понимаешь, что русичи не в силах противиться твоей силе. Я призывал Матушку Господа нашего, Защитницу земли русской!

Когда Тамерлану перевели эти слова, он рассмеялся!

- Безумный старик, – воскликнул Тамерлан, - Разве ты не знаешь, что никто на земле и на небе не в силах противиться мне! Я избранник Всевышнего!

- Я попрошу Матерь Божью, чтоб вразумила тебя! – спокойно ответил монах.

Когда эти слова перевели Тамерлану, он пришел в ещё больший гнев.

- Сдерите с него живого кожу, а потом бросьте в котёл с кипящей водой! – топнул ногой Тамерлан.

Слуги схватили монаха и потащили к выходу из шатра. Монах успел крикнуть:

- Сегодня ночью, я, с Матерью Господа нашего приду к тебе!

Слуги вытащили монаха из шатра и исполнили всё, что приказал им повелитель. Пленные, видевшие казнь старого монаха рассказывали после, что тот мужественно принял смерть и только просил Богоматерь защитить землю русскую от разорения.

А в стане завоевателей вечером был праздник. Разведчики доложили правителю, что русичи закрылись по городам и молятся в страхе своему Богу. Небольшое войско, которое собрали они, по словам воинов Тамерлана, он раздавит как мышей. Тамерлан праздновал будущую победу. После того как он хорошенько повеселился, Тимур ушёл спать в свой шатер.

Прошла ночь. Когда утром он вышел из шатра, то был необычайно бледен и выглядел растерянным. Воины и полководцы никогда не видели своего повелителя таким, многие подумали, что их правитель заболел. Тамерлан собрал военный совет, на котором объявил своим военачальникам, что они возвращаются в Самарканд. Когда один из полководцев Тамерлана решился спросить того о причине, Тамерлан гневно крикнул:

- Мы покорили столько народов, потому что мои приказы исполняются без обсуждения! Примите это как волю Всевышнего!

Полководец решившийся задать вопрос Тамерлану поклонился и извинился перед повелителем. В тот же день войска завоевателей двинулись на юг. Тамерлан приказал отпустить всех пленных и отдать им часть добычи захваченной у них. Никто точно не знает до сих пор, что явилось причиной ухода войск непобедимого Тамерлана с земли русской, а сам он, до конца своей жизни никогда не говорил об этом.