Совет Остромысла

Сергей Сатватский
Князь Могута осадил вороного жеребца у самого входа в святилище. Он спрыгнул с лошади и подозвал одного из сопровождавших его дружинников:

- Красибор, привяжи коня и возьми мой меч. Ждите меня здесь, хочу поговорить с волхвом один на один!

Сказав так, князь вошёл на территорию святилища окружённую частоколом. Деревянные изваяния славянских Богов приветствовали князя молчаливыми взглядами. Могута достал из заплечного мешка каравай и положил хлеб у ног Перуна - покровителя воинов. Из своей землянки вышел волхв, которого звали Остромысл.

- С чем пожаловал гость с бедой или с радостью? – спросил у князя Остромысл.

- Приветствую тебя мудрейший! – князь слегка склонил голову перед волхвом, - я пришёл к тебе за советом.

- Что ж, проходи в мой дом. Коль совет нужен дам, если уразумею, как ответить! А коли не уразумею, то завтра за ответом приедёшь. В ночь у Богов совета просить буду! – ответил Остромысл.

Князь и волхв вошли в землянку. В ней царил полумрак, а от топившейся печи исходило приятное тепло.

Остромысл указал князю на скамью. Сам же волхв подошел к печи и достал из нее чугунок.

- Здесь травы укрепляющие, выпьет ли гость со мной отвара? Или откажется?

Волхв испытующе глядел на князя.

- Выпьет гость, не откажется! Отказываться от угощения не по-славянски!

- Верно говоришь, князь! Только ведь не всякое угощение за угощение принять можно.

- Ты Богам служишь, если уж от тебя плохого ожидать, то тогда можно считать, что вовсе правды на Земле не осталось! – ответил Могута.

- Хорош ответ! Видать князь за словом в карман не полезет, а я тогда зачем, коль самого Боги мудростью не обидели?

- Этот вопрос, что задать хочу, выше моего разумения! Оттого и приехал.

Волхв Остромысл подал князю глиняную кружку с отваром и сел напротив него.

Могута отхлебнул отвар из кружки.

- Горько! – поморщился князь.

- Все, что полезно, горько в начале да сладко в конце, когда пользу почувствуешь. А всё, что сладко в начале – горько в конце, когда пагуба приходит!

- Это верно! – подтвердил Могута. – Вопрос у меня к тебе, вот какой, люди мои лес сверх меры вырубают и рыбу вылавливают из реки для нужд своих, а со мной не делятся! Ягоды да грибы к себе с полей и лесов домой несут, а к княжескому двору налога отдать с того не соизволяют! За это многие наказаны мной были! Я во всем за порядок, только в последнее время, стали уходить от меня люди целыми селами к другим князьям!

- А ты что же это князь и грибы с ягодами налогом обложил? – удивился Остромысл.

- Слышал я, что у соседей наших так заведено, вот и я решил, что следует платить в казну ото всех даров, что земля дает! – ответил Могута.

- Не знаю, как там, у соседей, но если ты князь и дальше так вести себя с людьми будешь, то доверие потеряешь, а после и самих людей! Русь она не там где поля да леса, а там где люди русские живут! Если людей потеряешь, то и земли свои потеряешь, а если людей сбережёшь, то и земли свои сбережёшь! Коль люди тебя оставят князь, то и Боги наши тебя не защитят! Что эти деревянные изваяния, которые ты видел на улице без живых людей? Ничто, князь! Чурки деревянные, не более того. Береги людей князь в первую очередь, деревьев насадить можно, а при грамотном хозяйстве земля твоя князь и в три раза больше людей прокормит, и сам бедствовать не будешь! Таков мой тебе совет!

- Значит, люди говоришь главное богатство моё? – смотрел князь на волхва.

- Истинно так! Люди в первую очередь! И забота о них первая, а уже после, и о казне подумать можно! – подтвердил Остромысл.

Князь встал.

- Благодарю тебя за совет, Остромысл! Буду о людях заботиться в первую очередь по слову твоему!

- Это хорошо, князь! Только совет мой не забудь, как за ворота отъедешь, а то ведь у большинства так и выходит! – волхв встал, чтобы проводить гостя.

- А как же мне совета твоего не забывать?

- Приезжай чаще, помни, я всегда тебе рад! Тем более что от таких как ты, величие и слава Руси зависит! А величие её не забыл в чём? – хитро прищурился Остромысл.

- В людях величие Руси! – ответил князь

Точно так, в людях! Да благословят тебя Боги, князь!

Красибор подвел вышедшему из святилища князю коня. Тот вскочил в седло и ударил по бокам жеребца каблуками. Остромысл глядел вслед удаляющимся всадникам. Вдруг, один из них, отделился, и поскакал обратно. Это был князь Могута.

- Что же, князь, никак уже забыл совет мой? - удивился волхв.

- Забыл, точно забыл! Богам дары оставил, а тебе нет! Вот держи!

Князь подал волхву заплечный мешок с хлебами и три монеты.

- Вот теперь всё как надо! – сказал Могута и развернув коня, пустился догонять дружину.