Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-2

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Почему же Мане с первых самостоятельных шагов стремился попасть именно в Салон? Что это за учреждение? В истории искусства II половины XIX века особую роль занимали ежегодные парижские Салоны. Салоны – это официальные художественные выставки . В них господствующее положение занимало искусство, которое со времен
Наполеона III пользовалось полной поддержкой господствующих кругов буржуазии, официальной прессы и, естественно, жюри.

Перед нами картина АНРИ ГЕРВЕКСА «ЖЮРИ САЛОНА», отражающая обстановку, царящую при выборе картин для Салона.
Искусство, получившее название «салонное», т.е. конкретно говорящее о том, что оно соответствует вкусам парижского Салона, отличалось, как правило, внешней технической виртуозностью, занимательно рассказанными сюжетами сентиментально-бытового, бутафорски-исторического характера, изобилием мифологических сюжетов, оправдывающих всевозможные изображения обнаженного тела.

Это было эклектическое и развлекательно-безыдейное искусство. Салон был своеобразной художественной «биржей», который, диктуя моду, формировал и художественный рынок. Тот, кто стремился поместить свои капиталы в «надежные» в финансовом отношении «шедевры», обычно приобретал их в Салоне.
Как правило, участие в Салонах обеспечивало художнику приличный достаток, имя, и наоборот. Искусству Салона противостояли в разное время практически все крупные французские художники.
Вот другая работа Мане этого же года – «МАЛЬЧИК С ВИШНЯМИ». Это полный контраст с «Любителем абсента». Здесь впервые в творчестве Мане возникают параллели с французской живописью 18. века (Ватто и Шарденом). Уже в этой ранней работе Мане открывает свой позитивный идеал, который пронесет до конца дней: подкупающее обаяние юности, непреходящую красоту природы, вечно возрождающейся в ее цветах и плодах.
Во Франции существовала мода на Испанию, которую ввела романтическая литера-тура (от Гюго до Готье), и Мане стал создавать произведения с «самым сильным испан-ским привкусом» (Бодлер). Этими произведениями были «ЛОЛА ИЗ ВАЛЕНСИИ» - изображение испанской танцовщицы, гордой как герцогиня; «ГИТАРИСТ», или «Испанский певец», а также очаровательный как принц «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ» . Стало ясно, что испанский гений нашел в лице Мане приют во Франции.
Несколько слов о «Лоле из Валенсии». Этот портрет, как уже говорилось, пронизан духом Испании. В данном случае Мане идет как от изучения испанского искусства (от Гойи), но он идет и от конкретного образа испанки, примадонны испанского балета, гастролировавшего в Париже. В ее облике Мане безошибочно уловил национальные испанские черты: гордость, чувство собственного достоинства, темперамент. Кулисы и кусочек зрительного зала в глубине показывают обстановку, с которой связаны жизнь и творчество танцовщицы. Современников, видевших картину, поразила яркость цветовых сочетаний в костюме танцовщицы. Критики отозвались о портрете, как о пестрой мешанине красок. Бодлер же был пленен именно цветовым строем полотна. Он написал стихи, в которых назвал «Лолу из Валенсии» «сокровищем в розово-черном мерцании». Именно испанские мотивы обеспечили Эдуарду Мане первый большой успех.
Другая его «испанская» картина «ГИТАРИСТ» была принята в Салон. В картине мы видим испанскую одежду, на полу «испанский» натюрморт: луковицы, кувшин, окурки, стиль напоминает Веласкеса . Молодые художники Парижа были поражены «Гитаристом». И хотя дотошный зритель всё-таки заметил, что гитарист – левша, а струны гитары – для правой руки, картина стала откровением и молодёжь почувствовала,что у них появился «лидер».Это была незнакомая современная манера, которую они признали как свою, принадлежащую молодому поколению.
Одновременно в Салон была принята другая работа Мане - «ПОРТРЕТ РОДИТЕЛЕЙ». Серьезный разговор о Мане - портретисте можно начать именно с этой картины, демонстрирующей уверенную руку мастера. Две фигуры прекрасно вписаны в холст, формат которого приближается к квадрату. Темный фон и одежда оживляются звучными всплесками белого, голубого, красного, зеленого и желтого,гармонично соотнесенных друг с другом. Мане передает духовный мир самых близких людей – родителей. Прожитые годы сделали супругов внутренне похожими – они сдержанны в выражении своих чувств, неторопливы.
Огюст Мане смотрит перед собой, погруженный в мысли. В его облике видны
властность, внутренняя сила. Поза мадам Мане (она как бы на втором плане), выражение ее лица, и печально-настороженный взгляд из-под полуопущенных век говорят о натуре эмоциональной, но привыкшей обуздывать свои чувства. Несмотря на нелестные отзывы критики, портрет очень нравился родителям Мане, первыми оценившими живописный талант сына. Сам Мане был особенно удовлетворен портретом отца, он несколько раз воспроизводил его графически.
После этого успеха в Салоне вокруг Эдуарда Мане образовался небольшой круг «придворных». Он ведет блестящую жизнь богемного денди. Почти каждый день Мане ходил в Тюильри, с 2-х до 4-х часов делал этюды на пленэре под деревьями (играющие дети и их кормилицы).
Все с любопытством смотрели на элегантного художника, водружающего холст, кото-рый брал палитру и писал с таким спокойствием, как будто он работал дома в мастерской. Правда на пленэре Мане делал пока только небольшие эскизы, например, прекрасный этюд «ДЕТИ В ТЮИЛЬРИ», а картины писал в мастерской.
В кафе «Тортони»- месте встречи элегантной богемы, Мане появлялся после 5-6 часов вечера. Его шумно встречали, хвалили его этюды и эскизы, переходившие из рук в руки.
Мане мог на секунду возомнить , что к нему пришла слава. Однако это сделает для него еще более горькими неудачи в Салоне в последующие 20 лет.