Збручский идол и Георгиевский собор

Николай Павлов Юрьевский
В дополнение к моей статье "Языческие тайны Георгиевского собора. Расследование".

В городе Юрьеве - Польском Владимирской области находится уникальнейший, единственный в мире, храм двоеверия - Георгиевский собор, который был построен в 1234 году Юрьевским князем Святославом Всеволодовичем. В этом великолепном памятнике зодчества Древней Руси, в своего рода каменной книге,  тесно переплелось двоеверие - язычество и христианство.

Не так давно вдруг возникла полемика вокруг Збручского каменного идола 10 века, который был найден в 1848 у села Гусятин в реке Збруч (ныне Тернопольская область, Украина).               

Давно доказано, что около 1000 лет назад этот идол стоял в центре языческого святилища на горе Бохит около реки Збруч, недалеко от нынешнего села Гусятин. Но во времена Киевского князя Владимира языческая религия Руси была вдруг заменена христианской и это идол был сброшен в реку.

Об этом уникальном каменном столбе, на гранях которого вырезаны четыре главные языческие божества Хорс - Даждьбог, Перун, Макошь и Лада, написано много, в частности о нём написал академик Рыбаков в своей монографии "Язычество Древней Руси".               

В нашей нигилистической стране со времён капиталистической перестройки, начался бум отрицания всего исторического наследия, созданного в Советском Союзе и даже до революции 1917 года.

Очередная историческая компания коснулась и Збручского идола, она началась на Украине в 2011 году, когда некто Комар и Хамайко запустили «дурочку», «доказав», что Збручский идол является примитивной подделкой. Их позицию активно поддерживают в ПРОЗЕ РУ Евгений Сухарников и Марина Северчанская, которые утверждают, что Збручского идола смастрячил некий скульптор 19 века.               

Что - то похожее было и не очень давно в отношении Шлиммана, который открыл знаменитую Трою. Нашлись и у нас такие историки, которые объявили, что всё найденное на месте Трои - подделки и проделки Шлиммана.

Всем прекрасно известно, что 980 году, ярый сторонник язычества, который не останавливался даже перед человеческими жертвоприношениями, Киевский князь Владимир осуществил новую языческую религиозную реформу: поставил в Киеве главных языческих богов: Хорса - Даждьбога, Перуна, Макошь, Симаргла. Но уже через 8 лет, в 988 году, этот же князь, из политических соображений крестил  Русь.               

Но языческая вера не сдавалась, народ даже поднимал восстания против христианства. В частности так было в Суздале в 1024 году и в Новгороде. Языческие верования ещё долго сохранялись не только у народа, но и у русских князей и тому яркое свидетельство - Георгиевский собор в городе Юрьеве - Польском, построенный Юрьевским князем Святославом Всеволодовичем.

В своей статье «Языческие тайны Георгиевского собора» я доказал, что изображения на капителях княжеского входа в Георгиевский собор соответствуют  изображениям языческих богов на Збручском идоле. На капителях собора высечены те же два мужских и два женских изображения.               

Разница лишь в том, что на Збручском идоле четыре языческих бога Хорс - Даждьбог, Перун, Макошь и Лада представлены фигурами, а на Георгиевском соборе в Юрьеве - Польском они изображены в ликах. Под изображением языческих богов на Збручском идоле находятся фигурки, символизирующие праздник Русалий и на Георгиевском соборе ниже богов находятся девичьи лица, которые так же символизируют этот хоровод.

Наличие на храме 13 века четырёх главных языческих богов и девичьего хоровода, которые полностью идентичны изображениям на Збручском идоле, служат  безусловным доказательством того, что пантеон языческих богов изображенный на Збручском идоле служил образцом для резчиков по камню, которые украшали каменной резьбой Георгиевский собор в городе Юрьеве - Польском в 1230 - 1234 годах.               

Если же псевдо историки будут продолжать упорно утверждать, что Збручский идол подделка, тогда им придётся доказывать и то, что Георгиевский собор в Юрьеве - Польском тоже подделка... московского строителя В. Д. Ермолина.

Слева на заставке статьи фотография Збручского идола, справа фотография капители княжеского входа Георгиевского собора.