Художник счастья. Огюст Ренуар-2

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Уже 1 апреля 1862 года Ренуар был зачислен в Школу изящных искусств и записался в мастерскую художника Шарля Глейра, довольно известного портретиста и жанриста.
ШАРЛЬ ГЛЕЙР «Вечер (Утраченные иллюзии)» (1843г., Муз. Орсэ, Париж).

Швейцарец по национальности стал знаменитым после успеха в Салоне 1843г. своей картиной «ВЕЧЕР» или «УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ». Античный поэт грустно смотрит, как мимо него проплывает ладья с девушками, символизирующими уплывающую от него его поэзию.

Ренуар ценил все то, чему его обучали в мастерской: рисунку, анатомии. Он придавал огромное значение технической стороне живописи, тому, что превращало её в добротное ремесло, подобно, например, столярному или слесарному делу.
В мастерской Глейра Ренуар познакомился с Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Они часто отправлялись все вместе на этюды в лес Фонтебло «работать на пленэре», что впоследствии станет одним из главных принципов импрессионистов.
Глейр был далек от художественных стремлений своих учеников, придавая главное внимание рисунку, а не цвету, классическим образцам, а не реалистическому изображению того, что видишь.
Эти его установки воздвигли стену непонимания между ним и Клодом Моне в первую очередь. Отчасти это задело и Ренуара.
Взглянув на работу Ренуара, Глейр заметил: "«Вы, несомненно, ради забавы занимаетесь живописью?» Но, несмотря на все это, ученики, в их числе и Ренуар, неплохо относились к Глейру за его терпимость и бескорыстие.

В январе 1864 года Глейр закрыл свою мастерскую из-за грозившей ему слепоты.
Ренуара это очень огорчило, и весной друзья уехали в Шайи (по предложению Клода Моне) поработать на природе.

Сдав последний экзамен в Школе в 1864 году, Ренуар вместе со своими друзьями начал трудный самостоятельный путь живописца.
Несколько имен современных художников волновали Ренуара в то время, и среди них были Делакруа, Энгр, Курбе и Коро.
Познакомившись с творчеством мастеров «барбизонской школы» и в особенности Диаза, а также с живописью Эдуарда Мане, Ренуар испытал их сильное влияние.

Нарсис Виржиль Диаз де Ла Пенья (1808-1876) «ЛЕС В ФОНТЕНБЛО»
(музей г. Бордо)
Нарсис Виржиль Диаз де Ла Пенья (1808-1876) был испанцем по происхождению, работал в Барбизоне. 
О Диазе, который как-то защитил Огюста от нападок хулиганов и таким образом они познакомились, Ренуар говорил: «Я люблю, когда в лесном пейзаже чувствуется сырость. А у Диаза пейзажи часто пахнут грибами, прелым листом и мхом».

Он писал яркие, виртуозно написанные полотна, в основном пейзажи. Они одинаково нравились и буржуазии, и прогрессивной критике.
О нем коллеги-художники говорили: „Никто лучше его не понял магии солнца в листве и под деревьями“. Диаз иногда помогал Ренуару материально, давая средства на приобретение красок и холста.
Ренуар, по натуре застенчивый, импульсивный, сдержанный и даже молчаливый в кругу друзей, в особенности среди таких блестящих, как старшие по возрасту Эдуард Мане или Эдгар Дега, был в глубине души легким и достаточно беспечным человеком.
«Я никогда не пытался управлять своей жизнью,— говорил Ренуар впоследствии,— я всегда плыл по воле волн».
«ПОРТРЕТ Ф. БАЗИЛЯ» (1867, музю Орсэ, Париж);
«ПОРТРЕТ А. СИСЛЕЯ» (1875-76, Инст. Иск. Чикаго).
После школы Ренуар бедствовал, с трудом добывал деньги на краски и холст, жил у своих друзей, в частности у Сислея и в мастерской Базиля.
Из своих крох он помогал тем, кому было еще труднее, в особенности Клоду Моне.

Он писал Базилю: «Сыты мы не каждый день. И все же я доволен».

«ПОРТРЕТ РОМЕН ЛАКО» (1864, муз.иск., Кливленд).
В 1864 году Ренуар создает один из первых заказных портретов, принесших ему, наконец, финансовую поддержку.
Перед нами портрет девочки, дочери директора фабрики по производству фарфора.
Её классическая поза заставляет вспомнить о великолепных портретах XVII века, особенно Веласкеса. Это юношеское произведение выдаёт нам также восхищение Ренуара творчеством Коро и Энгра. Молодой художник уже достаточно самостоятелен в собственной манере изображения детской красоты и непосредственности. Он уважает свою модель и эти особенности творческой манеры станут типичными для детских портретов Ренуара.