Осколки истории

Зоя Живанова
Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск О портале Ваша страница Кабинет автора
 Осколки истории
Осколки истории
Зоя Живанова
 

       Утром я вышла из палаты в коридор,она опять одиноко стояла у стены. 
Увидев  меня, поклонилась неожиданно в пояс. Я пригласила ее присесть у
большого  окна, пейзаж  ранней осени был изумительно красив. Мокрый асфальт в
ярких опавших листьях .Она с выжиданием смотрела на меня ,ей явно  хотелось 
продолжить вчерашний разговор. Она вчера так же молча стояла у этой стены коридора и видимо слышала всё. Ей опять захотелось вернуться в воспоминания давно ушедшего времени.,время, которое  оставило в ее памяти яркий след. 
       Я обратила внимание на неё ещё вчера,когда она, так же,казалось безучастно стояла у стены. Это была  очень взрослая женщина,с  отпечатком  не простой долгой дорогой  жизни. Она стояла закрывшись  взглядом уставших глаз.
Казалось она не искала здесь общения. Я посматривала в её сторону,она стояла
постоянно одна. А  меня тянуло поговорить с ней, ее возраст и не только 
говорили об интересной истории. 
       Я же со своими  новыми знакомыми  коротала время  в коридоре  у окна. Но неожиданно эта   женщина  поддержала наш разговор ,в сложной теме  она
разбиралась легко и интересно, я переключилась от скучной моей собеседницы к
ней. Речь была у не ё хорошая и прошлое помнила хорошо.  И тогда я
направленно стала ее спрашивать о той  жизни,которая осталась в памяти и ярко всплывала в воспоминаниях.Я смотрела на красивое уже увядшее лицо.Она моляа смотрела мимо меня,мимо всего.Взгляд внутрь далеко.И наконец она заговорила торопясь,будто считывая со страниц большой книги.Я смотрела в окно и слушала её.
        -Последний эшелон с Бежицы уходил 18 августа 1941 года.-
       - Вагоны- телятники заполненные   людьми отправились   на восток.
        -Инне-это я  было 9 лет, Рине  7 лет и брату 1 месяц.
       - Мама взяла с собой машинку швейную "Зингер",одежду  и шубу красивую из хорька дедушкину. 
        -В со седнем вагоне  получился  сильный скандал.- 
        -не пускали в вагон свою еврейку.
        -Мать пожалела её и при гласила в свой вагон.
        -Поезд ещё не отправлялся.
        -Спали на сбитых нарах,
        -Еврейка побежала домой и принесла два мешка сухарей.
        -Они очень пригодились в долгой дороге .
        -Наконец поезд тронулся на восток страны.
        -Немецкие самолеты бомбили, а машинист резко останавливал состав,  бомбы рвались  по сторонам и машинист сразу включал скорость.
        -Доехали без потерь.
Она говорила торопливо,как будто освобождалась от тяжёлой ноши.Она смотрела в окно,но взгляд был далеко, в том времени.
        -Семью высадили в Челябинской области, в поселке Барит.
        -Высадили там ещё две семьи.
        -Поселок был  большим поселением  раскулаченных. \
        -Местные потом расскажут, что их семьи привезли в чистое поле и лес, дали топоры и пилы,
        -Стройте жилье.       
        -Посёлок был большой с красивыми чистыми домами, даже с двухэтажными домами.
        -Был детский садик,школа,парты в четыре ряда,сразу 1-ый,2-ой,3-ий,4-ый классы  вела учительница.
       - Полы чистые из широких жёлтых половых досок.
       - Люди обустроили своё новое место жительства, видимо сразу эти люди были трудолюбивые и способные создать красивый уют и  здесь в глухомани.
        -Была и комендатура .
       - Маму с еврейкой  устроили в детский садик.
        -Картофель взвешивали и очистки взвешивали.      
        -Еврейка чистила очистки потолще и отдавала ночью маме.
        -Было голодно и мама продала дедушкину  красивую шубу  купцу 
Якушеву ,он видимо был у поселенцев главный.
        -Якушев ходил в этой шубе и с красивой тростью, все жители ему кланялись  в пояс.               
        -Немцы уже были под Москвой, здесь многие ждали победы немцев, они радовались,у них появилась надежда  покинуть место ссылки.
        -Самые злые на Советскую власть загнали три семьи вновь  прибывших  в сарай, хотели сжечь.    
        -Они уже торжествовали победу немцев.
        -Потом этих четырех мужчин везли на подводе,а однорукий комендант(он вернулся с фронта после ранения) сек их плетью  и сроки им дали большие.
         Она замолчала,глядела в окно,.о чём-то думала.
        -В Брянск мать с детьми вернулись в1944году, город  весь был в руинах.
       -А отец?,- спрашиваю Инну.
       -Он был  до войны  конструктором на БМЗ  и погиб в начале
войны.
       P.S. Меня выписали,я зашла к ней в палату попрощаться.Она лежала прикрыв глаза,так иногда люди уединяются от окружающего .Соседка  (неприятная
особа,похожая на высохшую обезьянку) заговорчески прошипела:
       -Сынок  приходил,-она кивнула  в ее сторону,
       -Денег просил,дала.
Я видела,когда в палату входил красивый,статный мужчина с пакетом,похожий на Инну.
-      -Да,-подумала я:-судьба подкидывает и здесь,
       -Господи,дай терпения.
Я молча  положила  шоколадку под подушку. Инна  открыла  глаза,
       -Сколько я Вам обязана?
       -Презент,ухожу  домой.
Она устало опять  закрыла глаза. Красивое очень уставшее, увядшее лицо.  Я
тихонько прикрыла   за собой дверь.   Девятый десяток  жизни и  тяжелая ноша 
событий, которые накопились за долгий путь жизни. Свой крест она
мужественно несет,а память  ее возвращается в то время, в те события, о
которых она  поведала мне.Но маленькую тайну она оставила себе,они - мама и
трое маленьких  детей  уехали от войны ,или это была ссылка ?
Они три года прожили среди ссыльных- врагов народа , статья58. Она  с
восторгом описала ту далекую глухомань, красивый,  ухоженный поселок.Люди
трудились в шахте,работа была тяжелая,но домашний быт был хорошо
налажен. Дома рубленые из хорошей древесины,ухоженные огороды,чистота и
порядок.Дети учились в школе тоже рубленой из дорогой древесины, класс
большой и светлый. Для маленьких был садик. 
      -Мама в свободное время  шила  наряды,ей приносили отрезы ткани.
      -А природа?