Живые.. огоньки!

Влад Лесной
... Середина мая. Я иду по пойме протоки Сырой Аган. С севера дует пронзительный ледяной ветер. Под ногами путается желто-бурая прошлогодняя трава, цепляются засохшие грубые ости каких-то высоких цветов. Крутой обрыв и глухая стена хвойно-лиственного леса над ним этого большого пойменного острова хорошо защищают меня от леденящих порывов сиверка. Здесь, на южной оконечности острова, солнце даже припекает в затишье!...
Еще пока не зазеленели березки, рябины, ивы, черемухи, весна здесь явно запаздывает. Но вот среди обнаженной песчаной косы ярким золотом сверкнули маленькие кругленькие, как монетки, цветочки мать-и-мачехи; а там у воды показался тугой бутон калужницы европейской, готовый вот-вот лопнуть, раскрыться навстречу любовно и нежно прогревающему сырую землю дневному светилу.
Оно, солнце, старается изо всех сил, но ледяной ветер арктических тундр все равно задерживает таинство зарождения новой жизни в природе...
На стыке весны и лета так часто бывает...
На противоположном берегу протоки, в тени густых тальниковых кустов, еще белеет снег, целые полосы и сугробы прошлогоднего снега! Он слежался, зернист, напитан водой, но тает медленно, источая по капельке свои прозрачные слезы.
Здесь, на протоке, тихо. Только иногда в небе стремительно пронесется пара чирков да прошумят в густом весеннем воздухе сильными крыльями большие кряковые утки и с радужными брызгами опустятся недалеко на воду еще не разлившегося сора. Вот где-то прокуковала кукушка — значит, тепло все же не за горами; наступят все же парные и живительные деньки, когда в один момент островные леса покроются нежной светло-зеленой кисеей распустившихся молодых листочков!
А пока... вот этот живой «огонек» на соломенно-желтой прошлогодней полегшей траве — бабочка павлиний глаз! — приветствует меня своей ярко-красной окраской. Вернее — рубиновой!... Даже не верится, что среди этого пожухлого мертвого царства может светить такой дивный чистый цвет крыльев весенней бабочки. Она замерзла, неподвижна. Но я все же первые кадры делаю телеобъективом (в режиме макросъемки), не подходя ближе 1,5-2 метров к живому чуду. Затем меняю объективы и снимаю бабочку с близкого расстояния, стараясь, чтобы она заняла весь кадр. И павлиний глаз не улетает!...
В моих лесных путешествиях нередко встречаю наших северных бабочек и мотыльков. Всегда удавалось без особого труда запечатлевать на память боярышниц, крапивниц, траурниц; в моей компьютерной фототеке есть «портреты» и каких-то неизвестных мне мотыльков. (Трудно ныне достать хотя бы простенький определитель насекомых, жуков, бабочек!).
В прошлом году из Москвы я выписал за семьсот рублей (с почтовой пересылкой) «Определитель бабочек Восточной Европы» — на компакт-диске. На нем представлен полный обзор 316 видов дневных чешуекрылых, обитающих от Норвегии, Финляндии, Венгрии, Польши, Украины, Молдовы до Западного Казахстана и Приполярного и Полярного Урала.
Небольшая справка.
Оказывается, дневные бабочки объединяют два обширных надсемейства — Hesperioidea и Papilionoidea; и от других представителей отряда чешуекрылых они отличаются булавовидными усиками, отсутствием на голове простых глазков; отсутствует у них между передними и задними крыльями так называемый сцепочный аппарат. У большинства названных видов крылья имеют яркий рисунок, а в позе покоя бабочки поднимают крылья вверх!...
Мой павлиний глаз лежал, замерзший, на пожухлой траве, полностью распластав свои рубиновые крылышки, на которых странно красовались два почти настоящих... глаза! Конечно, они были «нарисованы» природой, но насколько искусно! (Ими насекомое отпугивает хищников, как и своею густой насыщенною окраской — как бы ядовитой!).
Из биологической литературы я знаю, что павлиний глаз широко распространен в северном полушарии и обычен даже в ХМАО-Югра. С детства встречал его на цветущих июньских полянах родного Северного Урала! Спутать эту бабочку с какой-либо иной просто невозможно!...
Здесь, во все еще холодной и почти безжизненной пойме протоки Сырой Аган, и покормиться — то нектаром моей бабочке негде было! Спасти ее может, наверное, только зацветающая мать-и-мачеха, но до нее сотня с лишним метров...
Так и ухожу, с грустными раздумьями о судьбе этого одинокого павлиньего глаза, неизвестно откуда здесь взявшегося... Не погибнет ли красивая бабочка от холода и бескормицы?...
Впрочем, Природа и Эволюция сделали так, что дневных бабочек можно встретить даже в суровой Арктике, в тундре и лесотундре! Например, толстоголовка пестрая или истодовая встречается не только в Южной Германии (типовой местности ее обитания!), но и в... пойме реки Собь, на Полярном Урале! Кормовые растения этой интересной бабочки — обыкновенный чертополох, солнцецвет, истод, лапчатка, малина. И зимуют молодые гусеницы толстоголовки пестрой тут же, в чертополоховых и малиновых зарослях, сделав легкий кокон на своем кормовом растении.
Увы, этот лугово-лесной вид уже внесен в Красную книгу многих стран и регионов (в том числе Карелии, Финляндии, Швеции, Германии). Причины истребления бабочки банальны: застройка, распашка земель, перевыпас скота, интенсивное сенокошение! Уничтожается или деградирует травянистая растительность — негде жить и нечем кормиться толстоголовке пестрой или истодовой!...
Чуть получше судьба у толстоголовки альпийской (андромеды), встречающейся и в окрестностях станции Красный Камень на Полярном Урале (Тюменская область). И что удивительно, наша тюменская андромеда прямая родственница тех же бабочек, обитающих и в Пиренеях, и в Альпах, и в горах Балканского полуострова, и в Карпатах, и в горах Кольского полуострова, и в Норвегии!
Эта прекраснейшая горно-тундровая бабочка питается нектаром горца большого, манжетки, мальвы, просвирника, лапчатки. Поднимается в горы на высоту до... трех километров! Камень, лишайники, мох, низкие горные кустарнички, тундровый ерник — и над всем этим диким и угрюмым полярным царством порхают «живые огоньки» андромед. Нередко их самцы описывают большие круги, облетая некрупные моренные возвышения в открытой тундре, собираются группами на влажной почве вдоль водотоков и возле луж.
И как пустынно и мертво было бы суровое пространство гор и тундр без толстоголовки альпийской! Поистине, Мать-Природа постаралась украсить и такие дикие, неприступные места!
Небольшое отступление.
В ХМАО-ЮГРЕ обитает свыше тысячи видов бабочек, но в основном это... моли, мелкие гусеницы которых грызут листья, скручивают их своей паутиной. Есть ночные бабочки — совки, бражницы, пяденицы, медведицы и др. Широко известен сибирский шелкопряд — злостный вредитель лесов!
Среди дневных бабочек можно назвать боярышницу (самую массовую и многочисленную!), аполлона, траурницу, павлиний глаз, бабочку-зорьку (аврору), которая каждой весной весело порхает в своем белом одеянии с оранжевыми пятнами на крыльях.
В горах Приполярного Урала обитает редкая белая, с черным рисунком и красными глазками бабочка — аполлон Феб, занесенная в Красную книгу округа и России.
Кстати, видов названных выше толстоголовок немало — это и арморикская (Татры, Северный Кавказ), и сафлоровая (Кавказ, Западная и Центральная Азия), и северная (горы Сибири, Скандинавии, север Дальнего Востока, горы Монголии, северные и арктические районы Северной Америки).
Для толстоголовки северной, обитающей в Республике Коми и нашем Ямало-Ненецком автономном округе, кормовыми растениями являются ... морошка, лапчатка. А последним пока здесь не грозит исчезновение!...
Но все же толстоголовка северная занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП), а также в Красную книгу Европейских дневных бабочек. Угроза вымирания этого болотно-тундрового вида чешуекрылых связана с морфофизиологическими и поведенческими особенностями бабочек, делающих их уязвимыми при любых, даже незначительных, изменениях окружающей среды!
Началось, грядет дальнейшее потепление климата на планете. Что будет дальше с толстоголовкой северной? Возможно, нынешнее юное поколение северян видит ее в последний раз. И лет через 50-80 красавица-бабочка останется лишь на фотографиях да на рисунках... Красных книг!
Та же участь грозит и толстоголовке Цинара (Кавказ, Закавказье, Балканы, Испания, Турция), и толстоголовке серпуховской (или зубчатой); последняя быстро и необратимо уничтожается в Московской области из-за применения пестицидов, перевыпаса скота, распашки земель, застройки, интенсивного сенокошения и рекреации. То есть даже туристы, вытаптывая, вырывая с корнем манжетку, лапчатки песчаную, прямую и ползучую, лишают корма ни в чем не повинную бабочку!
В охране нуждается и толстоголовка решетчатая (Южная Сибирь, Алтай, Монголия, Северный и Западный Китай). Кормится эта степная бабочка нектаром той же лапчатки, но зависящей напрямую от угрозы потепления климата и быстрого опустынивания степей разных типов... Иссушится, высохнет лапчатка — исчезнет бабочка!...
Увы, возможная гибель грозит и толстоголовке желтоватой (занесена в Красную книгу МСОП и Красную книгу Европейских дневных бабочек). В России она обитает в Вологодской области, Краснодарском крае, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областях. И локальные и изолированные популяции данного вида быстро исчезают в результате распашки пригодных мест обитания и чрезмерного сенокошения!
Назову еще несколько дневных бабочек Восточной Европы, которым плоховато живется и в России: толстоголовка алтейская, мальвовая зубчатокрылка, большая мальвовая толстоголовка (занесена в Красную книгу Московской области); толстоголовка шандровая (Средний и Южный Урал, юг Сибири к востоку до Саян) — тоже занесена в Красную книгу Московской области, а также Литвы и Латвии.
... Как видим, в густонаселенных местностях, в том числе и российских, бабочек-красавиц в основном изничтожает сам... человек! Своими непомерными аппетитами, жадностью и ненасытностью!... Даже для мини-заповедников и мини-заказников он не находит места, чтобы спасти некоторых дневных бабочек — истинное украшение всяких лесных полян, цветущих лугов и степей!...
... В Нефтеюганске бабочек крапивниц я фотографировал раньше в частном секторе (во втором «а» микрорайоне), но и там сейчас подходящая растительность для крапивниц почти вся уничтожена новой застройкой.
Изредка встречаю этих бабочек на опушках пойменных островов; чаще же попадаются нежно-полосатые черно-белые боярышницы. На болотном багульнике, на цветущих одуванчиках, Иван-чае в июне-июле фотографировал я этих неприхотливых и небоязливых северных представителей чешуекрылых! (И даже снимал их при... спаривании!). Думаю, что без наших нарядных боярышниц природа Среднего Приобья многое бы потеряла в своей Красоте!..

Вл.Назаров
2004 год