Социально - промышленный комплекс

Андрей Бухаров
 Управление социальной инфраструктурой промышленных предприятий:

Функции и структура промышленного комплекса региона

Реальный сектор производства выделяется среди прочих секторов региональной экономики комплексообразующими и районообразующими функциями. Не отрицая важности и значимости этих функций, мы считаем, что необходимо выделить социальный аспект функционирования промышленного комплекса региона. По нашему мнению этот аспект заключается во-первых, в обеспечении удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах. Во-вторых, в создании условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона. В-третьих, в формировании новой системы гуманистических ценностей. В-четвертых, в укреплении единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня социального развития на территории ее субъектов. В-пятых, в способствовании процессу становления в России социально ориентированного постиндустриального государства.

В составе промышленных предприятий нами отдельно выделяется их социальная инфраструктура. В зависимости от вида деятельности предприятия, отрасли, в рамках которой оно функционирует, его финансового состояния и прочих других факторов, количественный и качественный состав социальной инфраструктуры каждого конкретного предприятия будет различным. В связи с этим, для того чтобы описать социальную структуру, удовлетворяющую любому предприятию (условно назовем ее универсальной моделью социальной инфраструктуры промышленного предприятия), рассмотрим структуру социального комплекса региона, которая по нашему мнению представляет собой комбинированную модель социальных инфраструктур промышленных предприятий и административно- территориальных образований и поселений, функционирующую на основе сочетания рыночных и планово-распределительных механизмов регулирования хозяйственных процессов.

Структура социального комплекса региона отображена на рис. 2. На наш взгляд в ее состав входят:

• институты региональной власти, представленные региональными отделениями внебюджетных фондов;

элементов.

Остановимся подробнее на каждом объекте рис. 2.

Рис. 2. Структура социального комплекса

На сегодняшний день государственное устройство нашей страны основывается на принципе федерализма. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами обеспечивается путем определения предметов исключительного ведения РФ, закрепленных в Конституции РФ; а также предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (республик, краев, областей, автономных областей и округов), закрепленных, в частности в собственных Конституциях и уставах республик и областей.

Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной власти, прежде всего, должны осуществлять выравнивание степени развития разных регионов страны[1], т.е. создавать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем переходить непосредственно к управлению развитием социального комплекса.

В обширном спектре проблем государственного управления развитием регионального социального комплекса целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся: выбор объектов регулирования;определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социального комплекса; определение критериев оценки состояния социального комплекса; выработка приемов и инструмента управления развитием социального комплекса региона; регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

В свою очередь региональные органы власти в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Таким образом, в общем виде функции органов управления заключаются в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. При этом особенности российских регионов требуют от органов различных уровней государственной власти не только разработки регионально дифференцированных мер реализации социально-экономической политики, но и объективно обусловливают требования к рациональному перераспределению ресурсов (прежде всего, финансовых) по средствам которых институты власти активно проводят социальную политику.

Социальная политика , представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.

В зависимости от объекта, уровня и направления управленческого воздействия принято выделять общегосударственную, региональную и муниципальную социальную политику, а также различные виды социальной политики для отраслей социально-культурного комплекса и различных групп населения.

При формировании государственной региональной социальной политики на федеральном уровне определяется стратегия и идеология развития социального комплекса, разрабатываются задачи и основной механизм его законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов. [2]

Региональная политика Российской Федерации - это, прежде всего, политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций. Здесь необходим тонкий баланс централизации и децентрализации, державности и автономности, сохранения естественных различий и их неизбежного нивелирования. Кроме того, региональная политика представляет собой систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а

39

также механизм их реализации .

Одним из главных аспектов социальной политики любого уровня является построение системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС), под которой понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах.

На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Кроме того, федеральная система социальной стандартизации должна включать местные социальные нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований.

Таким образом, государственный социальный стандарт на региональном уровне - это минимальный уровень гарантий представления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий и выплат, выражаемый в нормах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета региона и государственных территориальных внебюджетных фондов. То есть, региональные соцстандарты должны определять минимальные, предельно низкие границы финансовой обеспеченности отраслей социального комплекса региона, которые могут иметь гораздо большие значения на муниципальном уровне.

Система региональных социальных стандартов должна отвечать следующему ряду требованиям. Во-первых, социальные стандарты должны [3]

быть научно обоснованы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Во-вторых, в социальных стандартах должно быть учтено состояние и тенденции развития социальной сферы в регионе. В-третьих, социальные стандарты должны являться основой для формирования и исполнения обязательных социальных статей расхода региональных и местных бюджетов. В-четвертых, в силу различий в условиях жизни населения регионов единых социальных стандартов быть не должно, они должны быть дифференцированными и их следует разрабатывать с учетом местных факторов каждого региона[4];

Кроме этого, предложенную систему целесообразно дополнить положениями, касающимися: наиболее массовых и значительных видов социального обслуживания; основных видов пособий и выплат; общественных и бесплатных услуг, оказываемых учреждениями социальной сферы и частично платных услуг, предоставляемых населению за счет финансирования из бюджетной системы, в частности, отраслей здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, ЖКХ.

В этом случае внедрение системы социальных стандартов на региональном уровне даст возможность:

• совершенствования управления учреждениями и организациями социального комплекса и упорядочивания расходования средств на их содержание;

Таким образом, основной целью разработки и введения в действие региональных социальных стандартов является удовлетворение основных жизненных потребностей жителей региона на уровне не ниже минимально гарантированного государством.

Управление социальным комплексом региона предполагает управление социальной защитой населения региона. Подсоциальной защитой мы будем понимать систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех ее формах.

В большинстве экономически развитых стран характер системы социальной защиты оформлен законодательно и определяет, прежде всего, противоречие между заботой о бедных и свободой рыночных стимулов. Поэтому социальная защита в рыночной экономике представлена двумя взаимодополняющими частями. Первая часть - это система денежных пособий, компенсирующих основные виды утраты трудоспособности. Вторая - комплексы социальных услуг: медицинских, различных форм социальной и профессиональной реабилитации, услуги по трудоустройству, социальные услуги семьям, обслуживание престарелых нетрудоспособных граждан и др.

В качестве объектов социальной защиты мы выделяем следующие группы населения:

1. Трудоспособное население:• занятые в секторе государственной экономики;

При этом для каждого названного объекта существуют соответствующие цели. Для занятых в секторе государственной экономики - компенсация снижения уровня жизни, индексация доходов в соответствии с изменением темпов инфляции.

Для занятых в сфере негосударственной экономики - создание благоприятных условий для самообеспечения личности на базе собственного труда, что должно заключаться в подготовке юридических гарантий всех видов предпринимательской деятельности и экономической самостоятельности под финансовым контролем государства. Социальная защита этой группы должна ориентировать их на позитивную деловую активность, гарантировать условия и базу для предпринимательской деятельности.

Для лиц нетрудоспособного, дотрудоспособного возраста и безработных - в денежной и натуральной социальной помощи по выравниванию уровня бедности до среднего уровня, по соответствию условий жизни нормальному стандарту данного возраста, по созданию предпосылок равного стартового развития, сглаживанию имущественных различий в получении образования, доступа к здравоохранению, культуре, жилью и т.д.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трех уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районном) по средствам специальных социальных программ, ориентированные на конкретные группы населения. Соответственно, различают три вида социальных программ:

• межгосударственные,

Федеральные программы представляют собой одну из форм прямого участия государства в регулировании регионального развития социального комплекса. Среди таких программ можно назвать следующие: президентские программы «Дети России» и «Молодежь России», программы «Дети- инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство», «Социальная защита инвалидов военной службы», Федеральная миграционная программа и др[5].

Региональные программы - это разновидность целевых комплексных программ, которые служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Региональные программы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, и др.). Отбор региональных проблем, требующих решения проводится территориальными органами власти. Как правило, региональные программы отличаются относительно небольшими, по сравнению с государственными программами, объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью. В связи с этим основные задачи региональных программ заключаются, во-первых, в выравнивании межрайонных различий социально-экономического развития. Во-вторых в обеспечении сбалансированного (бездефицитного) регионального хозяйствования в условиях рынка. В-третьих, в развитии производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой. В- четвертых, в духовном возрождении регионов, сохранении их исторического наследия, укреплении культурного потенциала, стабилизация общественно- политической и правовой обстановки.

Придерживаясь той точки зрения, что социальный комплекс является одним из непосредственных участников процесса обеспечения нормального функционирования и развития любого общества, и в этом качестве представляет собой особуюсоциальную систему производства, отличающуюся от экономики, мы выделяем в его составе следующие социальные отрасли:

1. Наука и образование, занимающиеся производством специалистов;

Поскольку рыночный механизм никоим образом не гарантирует уровня благосостояния, то исходя из интересов развития всего общества, отрасли социального комплекса в целом управляются либо нерыночными методами (например, ликвидация последствий стихийных бедствий), либо действие в них рыночных механизмов ограничено.

Рассмотрим более подробно каждую из отраслей.

Образование - одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное и нравственное состояние общества. Оно неразрывно связано с воспитательным процессом и включает в себя как различные стадии воспитания и обучения детей и подростков (детские ясли, сады, систему общеобразовательных школ), так и профессиональную подготовку (техникумы, колледжи, самые различные средние специальные учебные заведения, вузы, всевозможные курсы и т.д.).

Система образования включает в себя такие объекты как: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего специального образования (средние специальные учебные заведения), образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения), негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования.

Таким образом, отрасль образования занята всеми видами воспитания и обучения, ввиду того, что с одной стороны, она должна удовлетворять потребность людей в знаниях, а с другой - осуществлять подготовку и переподготовку кадров, способствовать приобретению специальности, овладению профессией.

Наука и научные достижения несут значительную социальную нагрузку так как именно на их достижения непосредственно опираются образование, охрана здоровья, культура, отрасли производства предметов потребления.

Наука и научное обслуживание представляют собой большую группу следующих взаимосвязанных учреждений, предприятий и объектов: научно- исследовательские институты и подразделения; проектные и проектно- конструкторские организации; экспериментальные производства; полигоны.

По характеру своей деятельности наука и научное обслуживание относятся к отраслям, обеспечивающим существование общества в целом. Сегодня, когда науке и научному обслуживанию принадлежит центральное место в развитии научно-технического прогресса и внедрении его достижений во все отрасли хозяйства, все шире развивается процесс сайентификации (сращивание и взаимопроникновение науки и производства). К научному обслуживанию, помимо НИИ и конструкторских бюро, относится и большое количество экспериментальных производств, продукция которых имеет прямое отношение к материальному производству. Все это позволяет все чаще и чаще говорить о том, что в современном мире наука становится важной составной частью производительных сил.

Здравоохранение является той частью социального комплекса, от состояния и развития которой зависят здоровье населения и его работоспособность, решение демографических и других социальных проблем, сохранение и укрепление экономического потенциала и экономической безопасности страны. Оно призвано заботиться о поддержании здоровья людей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую помощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать потерянное здоровье.

К объектам здравоохранения относятся: поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры, институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

Физическая культура и спорт тесно примыкают к здравоохранению в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей. Физическая культура и спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое и нравственное здоровье населения, формирует его работоспособность и оптимизм. Эти отрасли представляют собой группу социальных факторов, способствующих оздоровлению населения, повышению производительности труда и являющихся эффективным средством борьбы с асоциальным поведением (курением, наркотиками, алкоголем и др.).

Культура представляет собой отрасль, которая призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Среди объектов этой отрасли можно назвать: кино, театры, музеи, библиотеки, выставки, концертные залы, клубы, прочие центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия.

Культура - это признак цивилизованности государства, и именно государство несет ответственность за ее развитие. Государственный протекционизм и бюджетное финансирование, как доказывает практика, всегда будут решающими для развития культуры.

Жилье и социально-бытовое обслуживание включают в себя такие объекты как: коммунальные услуги, торговое обслуживание, бытовое обслуживание, общественное питание, транспортное обслуживание, услуги связи, благоустройство, ритуальные услуги.

Вышеизложенный материал позволяет сказать, что на региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь программ в области социального развития, что естественно требует больших ресурсных затрат. При этом приоритетные направления федерального и регионального перераспределения ресурсов должны разрабатываться, исходя из общей стратегии развития социального комплекса, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

По нашему мнению обеспечение социального комплекса включает в себя несколько видов ресурсов, а именно:

• правовые;

Наличие правовой базы для эффективного функционирования социального комплекса было оговорено нами при описании институтов государственной и региональной власти.

Для того чтобы эффективно воздействовать на ход социально- экономического развития страны, необходимо учитывать закономерности, особенности и факторы современного социально-экономического развития. На сегодняшний день в экономике любой развитой страны или региона обладаниеинформацией становится основой любого улучшения, продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и бизнесе. Ее развитость становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны, региона, предприятия (фирмы). Информационные и коммуникационные возможности становятся движущей силой развития[6].

Таким образом, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является и инфрастуктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности, что соответственно ведет к увеличению эффективности экономики и дает возможность расширить объемы инвестиций, направляемых на развитие социального комплекса.

Кадровое обеспечение социального комплекса и проводимых в нем реформ становится сегодня критическим фактором. Как известно, кадры являются национальным и региональным достоянием, одним из основных результатов, а также специфическим ресурсом развития территории, сообщества. Однако люди, имеющие определенные знания и навыки, могут как ускорять, так и замедлять прогресс в обществе.

Финансы обеспечивают широкий круг мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Возможности регионов в области финансов зависят от особенностей их ресурсного потенциала, природных условий, уровня их социально- экономического развития, структуры и специализации хозяйства,

сбалансированности межрегиональных связей.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов

хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов.

Финансовые взаимоотношения между всеми субъектами в регионе строятся на основе следующих принципов:

1. обеспечение устойчивости доходной части регионального бюджета на основе эффективного развития экономического потенциала;

Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основные источники системы регионального финансирования представлены в виде рис. 3.

Рис.З. Состав финансовых ресурсов региона

Рис. 3 позволяет сказать, что региональные бюджеты являются одной из главных составляющих финансовых ресурсов региона. Они имеют важное значение в осуществлении как общегосударственных, так и региональных экономических и социальных задач. Во-первых, они играют ведущую роль в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Во-вторых, именно через региональные бюджеты осуществляется доведение конечных результатов общественного производства до населения. В-третьих, именно через бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно- территориальными единицами и социальными группами населения. В- четвертых, из региональных бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, и в первую очередь легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения народного благосостояния.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников. Терминзакрепленные, или собственные доходы означает, что эти средства полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов, т.к. они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, а также в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Следующая составная часть финансового обеспечения социального комплекса - средства социальных фондов предприятий и хозяйственных организаций. Само название этих фондов свидетельствует о главной их цели развитии социальной инфраструктуры. За счет средств данных фондов коллективы предприятий удовлетворяют свои потребности в жилье, социально- культурных и бытовых услугах. Кроме этого социальные фонды предприятий также выступают в роле стимулирующего фактора повышения производительности труда и эффективности производства[7].

Размеры социальных фондов зависят от производственно-финансовых результатов работы предприятий, а именно от объемов полученной прибыли и пропорций ее распределения. Также за счет полученной прибыли производится уплата различного рода налоговых выплат, в том числе и в местные бюджеты на содержание муниципальных социальных объектов.

В связи с расширением для региональных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий явилось образование территориальных внебюджетных фондовэкономического и социального развития. Такие фонды создаются на основании решений региональных представительных органов, в соответствии с которыми исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Таким образом, все перечисленные виды ресурсов являются тем рычагом, с помощью которого государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны, а также обеспечивает эффективную работу социального комплекса.

Проведенное исследование подтверждает, что структуру регионального социального комплекса можно рассматривать как унифицированную модель социальной инфраструктуры любого промышленного предприятия.

Механизм функционирования социального комплекса, реализуемый в рамках его структуры через выполнение соответствующих функций, выглядит следующим образом: институты федеральной и субфедеральной власти путем управления ресурсным обеспечением определяют социальную политику, которая воздействует на социальные отрасли, являющиеся непосредственным производителем продукта социального комплекса.

Разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной). Главной целью такого управления является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние и благосостояние семьи, при одновременном усилении адресности социальной поддержки со стороны государства в первую очередь слабозащищенных групп населения. В этой связи государственная политика России должна осуществляться по двум главным направлениям: первое - создание возможности каждому трудоспособному гражданину зарабатывать и иметь доходы, обеспечивающие достойную жизнь, а так же оказание государственной помощи тем, кто не может трудиться. Второе - выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития промышленного комплекса. Очень важно использовать при оценке действенности системы управления критерии, адекватные ее сути и содержанию.

[1] Аномальные территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяютсяэкономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов ислужат основанием для государственной политики «выравнивания». Одной из основных целей этой политики,согласно Указу Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г., является «выравнивание условий социально-экономического развития регионов», а одной из основных задач - последовательное приближение уровняжизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию:поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места);инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы.[2] См. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Учебное пособие.Казань, 1996. - 244 с., с.50; Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М.: Тесса, Ростов н/Д:издат. Центр МарТ, 2000. -416 с., с. 322; Кадомцева С.В. Диссертация на соискание степени доктора экономических наук «Экономические основысистемы социальной защиты», Москва, 1997. с. 14-15; Михайлов А.Б. Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук «Экономические основысоциальной защиты населения в переходный период», Казань, 1999. с. 114; Райзберг Б.А., Лозовскпй Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - 3-е изд., доп. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 480 с., с. 370 и др.[3] Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.: Изд-во РАГС,2000. - 568 с., с.406.[4] В.Г. Соломенникова Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук «Управлениеразвитием социальной сферы в условиях структурной перестройки экономики региона», М. 1999. с. 126.[5] О федеральном бюджете на 2000 г. Перечень целевых программ, предлагаемых к финансированию изфедерального бюджета в 2000 г. Приложение 4 к Федеральному закону. - РГ, 18.01.2000.[6] Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. - М., Изд-во РАГС,2001-224 с. с. 92.[7] В.Г. Соломенникова Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук «Управлениеразвитием социальной сферы в условиях структурной перестройки экономики региона», М. 1999. с. 71.

 

<< СОДЕРЖАНИЕПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ >>

© Студенческие реферативные статьи и материалы (info{aт}studref.com) © 2017 - 2019