Врата

Сергей Михалев
Дочь посетовала, что священник не благословил к Причастию.
- Почему я не могу причаститься, если мне хочется? - Горюет Таня.
- А чем батюшка объяснил отказ?
- Спросил готовилась ли я, читала ли каноны и последование.
- А ты, как я понимаю, не читала.
И дочь рассказала, как трудно ей бывает читать молитвы, если это идет не от ее желания, а "по принуждению". Мол подруга ее регулярно причащается, и священник не спрашивает, готовилась ли она. Да и когда ей готовиться, если у нее на руках трое маленьких  детей.
- Так и священник понимает, что твоей подруге просто некогда читать молитвы. Но у тебя ведь времени хватает, потому священник считает, что ты можешь сделать все, как положено. Видимо, он не увидел твоего искреннего желания приобщиться святых Христовых тайн.
Утром я делал дыхательные упражнения и вспомнил времена, когда всерьез занимался Йогой - стоял на голове (собственно, это я продолжаю делать и сейчас), добросовестно исполнял "асаны" (позы), а главное, медитировал и "осмотрел" все окрестные крыши, когда "дух" вылетал из тела. В грехе своем я раскаялся, "полеты" прекратил, но в памяти очень хорошо сохранилась легкость тех состояний. И вот во время Великого поста, когда я находился в довольно сложном духовном состоянии и не слишком хорошем настроении из-за отказа от мяса-рыбы-молока, я решил сделать дыхательные упражнения. Их ведь наша церковь не запрещает в отличие от медитаций. Подышав с полчаса, я почувствовал, что состояние мое заметно улучшилось, настроение поднялось и я подумал, почему же человек устроен так, что лукавый всегда рядом и готов "прийти на помощь" по первому зову, а Господь - нет, почему врата к Нему закрыты.
Стоп, останавливаю я себя, почему закрыты. Они тесны, но не закрыты. Да, широки врата греха -  врата пьянства, блудодеяний и безделья, и открыты всегда настежь, заходи и "радуйся", а врата добродетелей узки, но не закрыты. Но именно ими входить призывал Господь в Нагорной проповеди. "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их."
Да, открытые врата греха сияют прямо рядом, поешь-попей и заходи. А узкие врата, увы, не так легки, и путь к ним тернист. Но хочешь приблизиться к ним, вставай, читай, молись, иди. Иного не дано. Не ищи оправданий своей лени, а бери книгу и читай. Не понимаешь, вникай. Немецкий язык мог выучить, а церковнославянский не можешь? Сможешь. Кажется, что священник помешал, отказав в Причастии, а на самом деле помог - приблизил узкие врата.
Стоим мы на Литургии, видим, люди подходят к Причастию, и нам охота. Душа понимает, что там свято, что там спасение, и просится туда. А ведь об этом надо было заранее побеспокоиться, почитать молитвы, попоститься несколько дней. И тогда бы было "право" принятия святых Христовых тайн. Ведь стоя пред вратами Рая, мы тоже захотим туда войти, но нас спросят, готовились ли мы. И если не готовились, не впустят. Так может, и Причастие надо воспринимать, как врата Рая, и чтобы войти в них, следует приготовиться? Если научимся готовиться, будем знать, как идти к вратам Рая, не научимся, можем остаться и без Причастия, и без Рая.
А то ведь как получается? Увидела Таня, как люди подходят к Причастию, и ей захотелось. А разве не раньше надо было об этом подумать? Так ведь и Царство небесное, наверное. Не получится зайти, как только захотел. Потрудиться надо. И если заранее побеспокоился, войдешь. Не побеспокоился, увы. Скажет Господь, не знаю, кто ты. Проходи мимо.
25 марта 2016г.