Великое кино. Т. Семина. Л. Чурсина. С. Светличная

Евгений Потто
Аристарх Обломов, Евгений Потто

УХОДЯЩИЕ ИЗВЕСТНОСТИ ЗОЛОТОГО ВЕКА РОССИЙСКОГО КИНО. Т. СЕМИНА. Л. ЧУРСИНА. С. СВЕТЛИЧНАЯ



>>>>>>>>>  "Золотым веком Российского кино" можно условно назвать   
>>>>>>>>>  период от конца Сталинской эпохи до начала 80-х
 
>>>>>>>>>  По исследованию американских социологов, субъективная
>>>>>>>>>  зрительская  оценка фильмов, а также качества профессиональной
>>>>>>>>>  работы сценаристов, режиссеров, актеров, др членов съемочной
>>>>>>>>>  группы, не соответствует мнению профессиональных оценщиков
>>>>>>>>>  (самих участников процесса, теоретиков кино, мэтров, членов
>>>>>>>>>  жюри фестивалей, кинокритиков)


Начало и пик творчества этих актрис пришлись именно на достославные годы российского кино. Впрочем, этот период воспринимали неоднозначно даже в те времена. И зрителю, и критику, утомленным бытовой серостью и идеологическим однообразием, казалось, что лучшая пора кинематографа закончилась в 60-х годах, а 70-ые - абсолютный застой, стагнация, с редкими проблесками чистого света. Сегодня с горы времени видится: что и 70-ые годы были в российском кинематографе чрезвычайно ценны - во-первых, интересом к литературной классике, во-вторых, к "умному"  эксперименту [1]


АКТРИСЫ И ИХ КИНОРОЛИ

Выбор субъектов очерка неслучаен и в то же время почти случаен. Тамара Петровна Семина (1938 г.р.), Людмила Алексеевна Чурсина (1941 г.р.), Светлана Афанасьевна Светличная (1941 г.р.) принадлежат к одному демографическому и актерскому поколению, окончили примерно в одно время актерские факультеты  (Семина и Светличная - ВГИКА, Чурсина - Театрального училища им. Б. Щукина), рано начали сниматься, рано получили признание и популярность, каждая отметилась в нашем кино 2-4 актерскими хитами или шедеврами. Эпохальные потрясения 80-х - 90-х на них отразились, хотя не катастрофически.. Семина и Чурсина бодро перешагнули сорокапятилетний возрастной рубеж и так же легко рубежи последующие, сыграв во множестве фильмов и сериалов, уступая в изобилии и незначительности ролей разве что А. Джигарханяну и С. Никоненко. Светличная после достижения сорокалетнего возраста серьезных ролей не имела да и вообще снималась редко. Даже в тяжелых материальных условиях не просто было решиться на те роли, которые ей предлагали. Как говорил в начале 90-х ее знаменитый муж В. Ивашов, снявшийся в конце 50-х в знаковом для нашего кино фильме Г. Чухрая "Баллада о солдате" (1959) [2]: «Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется либо запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал „Баллады о солдате“, после его просмотра в зрителях происходило то, что в греческом театре называется катарсис — очищение. После него хотелось жить.


-------------------
[1] Не путать с примитивными экспериментами последующих лет: Сокурова - с доминантой манеры документального кино, из-за тривиального неумения режиссера-фаворита работать с актером и человеческой фактурой, Звягинцева - с медленным апокалипсическим видеорядом в духе Стэнли Крамера и тщательно маскируемой мало содержательной "чернухой" из российского обихода. Кстати, новациями, а точнее, демонстрацией эстетической отсталости, отметились в позднейшие киноэпохи многие наши, в  т. ч. маститые, режиссеры, в конце 80-х - 2000-х, не удосужившиеся прочитать в учебниках по истории мирового кино, что нуары закончились в конце 50-х, эротика к месту и не к месту сошла на нет после "Дикой архидеи" и иже с нею,  и что, вообще, это - плодородное поле западного кино, которое они возделывали на протяжении многих лет, и многому научились. До сих пор считается, что фильмы вроде "Интердевочки" (1989), "Десять лет без права переписки" (1990),  "Завет богов" (2000), "Ключ от спальни" (2003) явились своеобразным прорывом, удивили Запад, доказали наши приверженности к человеческим ценностям... На самом деле они стали для многих жирной точкой-кляксой,  подытоживающей путь творческого человека... 
[2] Премия на Международном кинофестивале (МКФ) в Каннах в 1960: за лучшую программу фильмов, представленных на фестиваль (вместе с ф. "Дама с собачкой")



--2--


Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос все, что осталось в человеке доброго, радостного, святого» [3]
Творческие пути актрис почти не пересекались.
С приходом новой общественно-экономической формации и, естественно, нового кинематографа они не растворились в дымке прекрасного прошлого и сериальных скороварках [4] - про них подзабыли, но не забыли; известные теле- и видеоканалы каждые 3-5-7 лет публикуют  их стереотипные интервью, построенные в угоду незаморачивающемуся новому зрителю на особенных моментах личной жизни, с проблесками экзотической морали своей молодости [5]. Тестовые замеры популярности по числу запросов в Интернет и количеству просмотров в YouTube показывают верхнюю границу среднего уровня, что для данной группы респондентов очень хорошо.

Избранная троица вступила в мир кинематографа в 50-ые годы, в послесталинское время, в период, когда "малокартинье" было уже преодолено и снималось достаточно много художественных полнометражных и короткометражных лент. Высокообразованных актеров не доставало, а возможностей оказаться в числе замеченных маститыми и влиятельными мастерами, заявить о себе было достаточно.
Первые роли в кино были сыграны на рубеже 50-х - 60-х. Фурора они не произвели, но в профессиональной среде выделили и закрепили. В специализированных журналах, в частности, в самом высокотиражном "Советском экране" стали появляться их фамилии - это было признаком не просто некоторого мелькания в тусовке, а известности, правда, пока еще не переходящей в популярность: О Семиной упоминали в заметках о разных этапах работы съемочной группы фильма "Воскресенье" (1960-62), а впоследствии - в связи с успешным участием "Воскресенья" в основной программе МКФ Локарно и личным успехом актрисы (приз МКФ за исполнение женской роли). Также за роль Катюши Масловой по опросу журнала она была признана Лучшей актрисой 1962 года. О Светличной упоминали в перечне действующих лиц интересного в стилевом ракурсе фильма "Колыбельная" (1959), снятого с привлечением московских специалистов на "Молдова-филме". Чурсина снимается в начале 60-х в маленьких ролях в фильмах нерезонансных, но которые затем станут на многие годы любимыми и популярными у зрителей [6].
В последующие годы критика троицу не забывала и не обижала (фото актрис несколько раз помещались на титульной обложке "Советского экрана",  давались заметки об их текущей работе), но особого любования не устраивала.
Вслед за Семиной и Чурсина, в 1969 г., была признана Лучшей актрисой года (за роль Виринеи в одноименном фильме).
Удивительно, что в известных киноведческих работах сегодняшнего времени, например, в учебном пособии А. Федорова "Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики 1964-1990" (2016), основанном на обзоре статей библиографического и критического ежегодника "Экран", главного хронографа и оценщика тогдашнего современного кино, фильмы с их участием почти не упоминаются. Впрочем, в "Экране"  нередко назывались в числе выдающихся работ такие, которые ни в то время,  ни в последующие годы не видели даже избранные столичные профи.
В глубоких стилевых и философских постановках, ставших мировым потрясением или, по меньшей мере,  исключительным явлением в отечественном кино, подобным "Чапаеву", "Ивану Грозному" и "Тихому Дону" актрисам принять участия не довелось. Однако не


-------------------
[3] Ф. Раззаков. Красавицы советского кино.
[4] В прокатившемся с начала 2000-х потоке сериалов по русской литературной классике, которые, сверх ожидания, оказались сделаны на весьма и весьма высоком художественном уровне, они не снимались. В других тематических циклах были отдельные интересные работы (например, у Семиной в сериале "Участок", 2003)
[5] С небольшими информационными флюктуациями: Светличная стало больше говорить о сегодняшнем времени, о том, что ей сейчас хорошо. что она обрела счастье в новых занятиях и новых людях, Чурсина вдруг почему-то начала подчеркивать, что она не русская  и ближайших русских корней у нее нет.
[6] "Когда деревья были большими"(1961),"На семи ветрах" (1962), "Утренние поезда" (1963)



--3--


смотря на большое количество проходных фильмов в их творчестве - а это характерно для всех актеров нашего кино, за исключением пяти-семи феноменов вроде Н. Черкасова и И. Смоктуновского - несколько картин с их участием  становились социальным событием (даже – сотрясением нравственных устоев) своего времени. В числе таких: "Застава Ильича" (1964), "Семнадцать мгновений весны" (1973), "Бриллиантовая рука" (1968). Можно прогнозировать [7], что еще лет двадцать будут привлекать значительное зрительское внимание фильмы: исторические - та же "Застава Ильича" (1964) со Светличной и "Угрюм-река" (1968) с Чурсиной; сельская экзотика - "Стряпуха" (1965) со Светличной; "призовые" (т. е. получившие призы на МКФ) - "Воскресенье" (1960-62) с Семиной и "Журавушка" (1968) с Чурсиной. Лет десять-пятнадцать в списках государственной патриотической пропаганды продержатся: "Два Федора" (1958) с Семиной и "Семнадцать мгновений весны" с участием Светличной. И всех переживет "Бриллиантовая рука" со Светличной.


УЧАСТИЕ В ЗНАКОВЫХ И РЕЗОНАНСНЫХ ФИЛЬМАХ ВРЕМЕНИ ИЛИ В СТИЛЕВЫХ ШЕДЕВРАХ

Для истории и взаимоотношения художника и Вечности лучше принять участие в создании известного художественного произведения времени (в идеале - шедевра), пусть даже в качестве второстепенного лица, чем быть главным или одним из первых в затеях временных, пусть иногда и громких, которые быстро сойдут на нет и о которых уже через несколько лет никто не вспомнит. Поэтому так весомо участие актера в знаковых и резонансных фильмах современности.
Стилевые шедевры редки, их не сразу выделяют, они не популярны у массового зрителя - их значение и красота понятны не всем, они достояние гурманов и профессионалов. Но для качественного развития кинематографа они важней массового кино. За период "Золотого века Российского кино" в мире прогрохотали всего лишь пара-тройка выделившихся формальных течений и десятка полтора ярко выраженных стилевых фильмов. В нашем кино к этому ряду, в дополнение к мощному потоку стилевых методов и приемов, влитых в кинематограф мастерами 20-ых годов, можно отнести так и не оформившуюся школу создания крупного батального кино Бондарчука (прецедентная база - "Война и мир" (1965-68), "Ватерлоо" (1970), крупномасштабные фильмы, снятые к 25-летию Победы в ВОВ), "русский лубок" (советская идиллия) - преднамеренное идиллическое, лишенное сиюминутной жизненной правды, повествование о русской и малороссийской деревне (в литературе в этом успели Нарежный, Гоголь, Шукшин и окольно - гофманисты, Бестужев-Марлинский, Тургенев, Лесков), самобытную советскую комедию, которую почему-то отечественные кинофункционеры не смогли продвинуть на Запад, авторское кино в манере Тарковского (русский подвид неореализма), технику создания увлекательного фильма о революции (прецедентная база огромная -   "Сорок первый" (1956); "Служили два товарища" (1968); "Шестое июля" (1968); "Дни Турбиных" (1977); "Хождение по мукам" (1977); и др.), а также, как ни странно покажется, советский производственный фильм, где школы нет и не планировалось (ибо даже компартийные ортодоксы считали этот жанр скучной данью идеологии), но были сделаны многие интересные находки и открытия [8].


-------------------
[7] Как ни прискорбен покажется настоящий прогноз, но практика популярного искусства не дает оснований для более впечатляющих показателей. Популярнейшие драматург В. Крылов и беллетрист И. Потапенко были забыты через десять лет; знаменитых актрис Г. Федотову, П. Стрепетову, В. Комиссаржевскую и даже великую М. Ермолову перестали упоминать сразу после их ухода со сцены; А. Кторова, М. Климова и О. Жизневу сразу же задвинули на дальнюю полку, как только закончилась эра немого кино (всеобщее удивление вызвало появление Кторова в ф. "Война и мир" - зрители в массе своей думали, что его уже давно нет в живых); о И. Москвине и В. Качалове не помнили уже в конце пятидесятых... Остановите на улице сто человек и поинтересуйтесь, что они помнят о Л. Гриценко, С. Пилявской, Б. Фрейндлихе, Ю. Белове, В. Зубкове, И. Владимирове, Э. Поповой - результаты впечатлят, а уж на что были популярны! Стремительно и буквально на нет сходит известность звезд 70-х - 80-х О. Видова, В. Проскурина, С. Колтакова, А. Руденского, четверки "неуловимых". И т. д.  и т. п.
[8] К числу удачных советских фильмов производственной тематики можно отнести "Девять дней одного года", 1962, и "Укрощение огня", 1972, которые, правда, включаются в какие угодно категории, но только не в производственную, отдавая последней исключительно место на лесоповале, у плавильной печи, токарного станка и кабинетах разного уровня производственного руководства. Опыт создания лучших картин жанра, сценаристика, стилевые находки по ходу подготовки и ведения съемочного процесса - научно не обобщены.
Мировое кино в 2017 неожиданно преподнесло производственный шедевр - оскароносный фильм "В центре внимания", в котором в стиле жесткой хронологии и "прощелкивания" фактов изображена производственная кухня многоуровнего журналистского расследования.



--4--


Итак, участие...

Семина:
- ф. "Два Федора" (1958) был актуален для времени изображением устраивающегося послевоенного быта, поиска фронтовиками своего места в социуме и личной жизни;
- ф. "Воскресенье" (1960-62), знаменателен тем, что снят по одному из самых известных романов Льва Толстого и ставит перед  современностью в который раз вопрос о месте и роли женщины в обществе. Правда, итоговый ответ - служить любимому мужчине, был неудовлетворителен для новых веяний (в стране был в апогее период "оттепели"). Серьезность вопроса подкреплялась негативной реальностью, демонстрирующей устойчивость обывательских нравов: чуть ли не до середины 70-х существовала социальная традиция, когда женщина прозябала в статусе домохозяйки, нигде не работала и не участвовала в общественной жизни;
- ф. "Время, вперёд!" (1965) иногда причисляют к флагманам нового призыва к трудовым свершениям на благо Отечества - хрущевскому кличу к большому скачку. Но! во-первых, он посвящен первой пятилетке, тогда были несколько иные реалии и масштабы, во-вторых, фильм неудачен, истерично раздерган по смыслу и блиц-картинкам, и вдохновить на что-либо высокое вряд ли способен. Однако в истории российского кино он каким-то образом застрял (не закрепился, а именно застрял);
- ничем в художественном смысле не примечательный (за исключением хорошей игры Семиной) ф. "Расскажи мне о себе" (1971) вышел очень вовремя, напоминая молодым поколениям о Великой войне, которая стала уже подзабываться.
В 70-ые годы фильмы, касающиеся темы войны, были как бы вне публичной критики - это, пожалуй, правильно; в них, любых, была общественная и нравственная необходимость.
- сериал "Вечный зов" (1973-1983) был одним из первых больших и качественных советских сериалов;
- ф. Одиноким предоставляется общежитие(1983) - простая актуальная социология, со штампами и примитивизмами, но нужная для своего времени, затрагивающая умалчиваемую тему приоритета личного (в т. ч. семейного) устройства человека над всем прочим.

Чурсина:
- фильмы "Когда деревья были большими" (1961), "На семи ветрах" (1962), "Утренние поезда" (1963), не обещавшими вначале особого успеха, стали классикой советского кино;
- ф. "Донская повесть" (1964) не был шедевром, но как всякая экранизация произведений мэтра мировой литературы М.Шолохова, сделался своего рода событием и обещал вечную сохранность (нестираемость) копий в фильмотеках и память кинокритиков;
- фильмы "Угрюм-река" (1968), "Виринея" (1968), "Журавушка" (1968) - удачное воплощение на киноэкране жизни исконной России, хотя бы и в событиях и в местах, разнесенных пространством в десятки лет и тысячи километров - советская приземленная киноклассика;
- трехсерийный "Щит и меч"(1968) - неспешный и серьезно заявленный фильм о войне, который сейчас выглядит наивной, неправдоподобной киноархаикой, но в те годы (и вплоть до середины 80-х) воспринимался, как чистая правда. Тем более, что по сравнению со знаменитейшим "Подвигом разведчика" (1947) авторы озаботились придать героям и событиям черты реальной жизни и некарикатурных популярных представлений; 
- ф. "Адъютант его превосходительства" (1969) тоже изображал советского лихача-разведчика, был сюжетно хорошо закручен, сбалансирован по всем киносъемочным



--5--


 параметрам, а, главное, большинство героев вызывало симпатию, даже враги-белогвардейцы, которых ранее в таком ракурсе нигде не показывали. Фильм оставался интересным зрителю и 20, и 30 лет спустя;
- ф. "Любовь Яровая" (1970) значителен уже тем, что снят по знаменитой, одной из первых советских пьес, изображающих пришествие "нового мира", автором которой является выдающийся классик советской драматургии К. Тренев.
- ф. "И это все о нем" (1977) был очередным призывом к молодежи очнуться от оцепенения, проявлять активную жизненную позицию, мечтать о большом, делать настоящее дело... В отличие от других подобного рода призывов этот был услышан, обратил на себя внимание; фильм обсуждали, он запомнился.

Светличная:
- фильмы Колыбельная (1959) и "Любить" (1968) профессионалы всегда будут вспоминать, как стилевое явление;
- ф Застава Ильича (1964) - культовая картина "оттепели" и "перестройки";
- ф Стряпуха (1965) – киноэксперимент: драма по юмористическому лубку о добродушной и интересной сельской жизни (которая в реальности именно в этот период испытывала сильнейшую депрессию и распад);
- ф Герой нашего времени (1965): роман М. Лермонтова давно ждал новой экранизации - эта получилась несколько удачней предыдущих;
- ф. "Бриллиантовая рука" (1968) - также одна из культовых картин советского и постсоветского кино;
- сериал "Семнадцать мгновений весны" (1973): в очередной раз напоминал людям о войне и зачислял в вечный боевой строй еще одно малоизвестное лицо войны - разведчика, внедренного в высшую военно-государственную структуру врага; пришло время показать противников с "человеческим" лицом. Фильм воспринимали, как быль, и в людях, начинающих дуреть от надвигающегося застоя, особо чувствительного после нескольких лет "оттепели", просыпалась гордость за страну и соотечественников
- сериал "Место встречи изменить нельзя" (1979) вряд ли заслужил бы такие оценки и такое внимание, если бы не В. Высоцкий, сыгравший в нем главную роль. Но Высоцкий - был культовой (опять это слово! но без него не обойтись) фигурой времени. В истории страны сохранится память обо всем, с чем и кем он соприкасался, общался, просто сосуществовал рядом.


РАБОТА У ВЫДАЮЩИХСЯ РЕЖИССЕРОВ

Семина: у: М. Хуциева в ф."Два Федора" (1958), М. Швейцера в трех фильмах  "Воскресенье" (1960-62); "Время, вперед" (1965) и "Золотой теленок" (1968), И. Хейфица в ф. "День счастья" (1963), А. Салтыкова в ф. "Емельян Пугачёв" (1978), С. Самсонова в двух фильмах "Черный принц" (1973) и "Одиноким предоставляется общежитие" (1983)

Чурсина: у: С. Ростоцкого в ф. "На семи ветрах" (1962), В. Фетина в четырех фильмах "Донская повесть" (1964), "Виринея" (1968), "Любовь Яровая" (1970) и "Открытая книга" (1973), В. Басова в ф. "Щит и меч" (1968), А. Митты в ф. "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976)
Сравнительно небольшое количество выдающихся режиссеров, с которыми работала эта очень известная и хорошо спродюссированная для своего времени актриса, и характер ролей, которые они ей предлагали, указывает либо на то, что она им была неинтересна, либо что она была "ангажирована" кем-то одним. Здесь, похоже, имеет место и то и другое [9].


-------------------
[9] Л. Чурсина была замужем за режиссером В. Фетиным; в его фильмах и состоялись ее главные актерские работы. У других маститых режиссеров она снималась, как правило, лишь в маленьких ничего не значащих ролях.



--6--


Светличная: у: М. Калика в двух фильмах "Колыбельная" (1959) и "Любить" (1968)), М. Хуциева  в ф. "Застава Ильича" (1964); С. Ростоцкого в ф. "Герой нашего времени" (1965), Ю. Егорова в ф. "Не самый удачный день" (1966), Л. Гайдая в ф. "Бриллиантовая рука" (1968), Т. Лиозновой в сериале "Семнадцать мгновений весны" (1973), И. Таланкина в ф. "Отец Сергий" (1978), С. Говорухина в сериале "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Большое количество выдающихся режиссеров, с которыми работала актриса, указывает на их высокий интерес к ее основному сценическому образу. Однако почему это не трансформировалось в большие роли, не понятно. Можно в очередной раз задуматься о степени влияния фактора везение-невезение на карьеру творческого человека. В интервью актрисы эти нотки периодически проскальзывают.


ГЛАВНЫЕ И КРУПНЫЕ РОЛИ

Количество главных ролей в творчестве актрисы компонент в ее творческой биографии очень весомый, хотя и не самый важный. Хорошо, если эти роли были сыграны в знаковых фильмах, поставленных маститыми режиссерами, да еще эти фильмы получили приз на МКФ, да к тому же сама актриса удостоилась за исполнение роли приза или специального упоминания жюри. Есть большое количество безвестных актеров, сыгравших десятки немаленьких ролей во второстепенных фильмах. А порою, актер становится знаменит (впечатывает свое имя в анналы Вечности) всего лишь после одной большой (иногда даже - маленькой) роли в выдающемся кинофильме (так случилось с Юри Ярветом после роли короля Лира в ф. "Король Лир" и Павлом Луспекаевым после роли Верещагина в ф. "Белое солнце пустыни").
Аналогичным образом обстоит дело со стилевыми феноменами – будь то фильм или отдельная роль. Впрочем, избранное нами трио стилевыми изысками не злоупотребляло.


Семина
На съемках "Воскресенья" (1960-62) - самого удачного и известного своего фильма [10] - изводила своего партнера Е. Матвеева периодическими изменениями в мизансценах и манере игры, оправдывая это творческим поиском - это безусловно послужило молодой актрисе большой школой практической работы, однако в фильме изыски не видны. Роль исполнена в традиционной смысловой и стилевой канве, а если и есть особые моменты (хороши сцены в тюремной камере), то это скорей результат режиссерского, а не актерского решения. В роли Катерины Масловой Семина пластична, мила и удручающе одинакова. Если записать роль на отдельный видеоролик и прокрутить, то трудно рассмотреть психологическую динамику в героине. А ведь у Л. Толстого написаны сложнейшие душевные перевороты. Роль, тем не менее, у актрисы получилась.
За два года до "Воскресенья" Семина снялась в фильме М. Хуциева "Два Федора". Картина хорошая. Чуть мрачноватая. Для того, чтобы стать отечественным шедевром ей не хватало шукшиновской сказочности, которая потом проявится в его собственных постановках. И ничего, что все то было бы не полной правдой, стилизованной бытностью, имеющей лишь отдаленное сходство с реальной городской, а тем более, деревенской жизнью, - народ в те годы жаждал обмана (верил в личное счастье, в открывающиеся несусветные закрома, в чудодействие новинок технического прогресса, в приближающийся коммунизм). Фильм создан в предчувствии феерического расцвета этого направления в нашем кино, эпохи мечты и надежды, которая яркими лучами пронзит 60-ые и померкнет лишь в середине 70-х. Молодая актриса уловила и сумела бережно показать дыханье времени.
До сих пор к крупным и удачным работам Семиной относят роли в фильмах «Коллеги» реж. А. Сахарова и «Порожний рейс» реж. В.Венгерова (оба — 1962), и «День счастья» реж. И. Хейфица (1963).


-------------------
[10] имеется в виду мировая известность, так как фильм и главная роль в нем попали в историю мирового кино: МКФ Локарно, 1962, премия ФИПРЕССИ за исполнение женской роли



--7--


В фильмах реж. А. Сахарова "Коллеги" (1962) и "Чистые пруды" (1965) роли не главные, хотя и несущие некоторую структурную нагрузку. Создавать и творить там собственно нечего. В "Коллегах" Семина отбывает статистическую роль медсестры (а также неофициальной невесты отрицательного персонажа) - в кадре присутствует часто  и подолгу, но на этом актерская работа и заканчивается.  В "Чистых прудах" замарашка-наборщица появляется ближе к концу фильма, участвует в нескольких коротких сценах - образ актрисой пойман точно, не раздражает несхожестью с действительностью, что в те времена для зрителей было важно, но и не запоминается.
В "Порожнем рейсе" персонаж Арина, работница АТП, выполняет два важных сценарных контрапункта - она должна периодически демонстрировать отрицательное отношение к шоферу-рвачу (фыркать, толкаться), который имеет виды на нее, и предупредить правдоискателя журналиста: не садиться в машину с NN, так как может случиться недоброе... Фильм состряпан на скорую руку под социальный заказ: борьба с рвачами и очковтирателями на производстве [11]. Конечно, такой мастер, как режиссер Венгеров, не мог совсем уж сдаться как стилист - он неплохо смоделировал сцену ухода замерзающего человека, находящегося на границе жизни и смерти, в астрал (этот прием разовьют позже С. Бондарчук - по князю Андрею и Э. Рязанов - в "Мелодии для флейты" - по главному герою). В этой маленькой "астральной" интермедии присутствует и Семина-Арина - красивая, влекущая, в бликах лучей и звезд.
Фильм "День счастья" снят в парадигме высокопатриотического штампа 60-х, где герои - непременно люди особых профессий, или геологи, или научные работники, или летчики, или врачи-новаторы или т.п. редкости - переполнены идеей самопожертвования, сгорают на работе, ничего для себя лично не требуя, в антураже абсолютного отсутствия бытовых проблем (нет трудностей с деньгами, хорошей одеждой, мебелью, огромные квартиры с высокими потолками). Естественно, ничего подобного в реальности и близко не было, тем более на периферии, где происходит действие фильма. Т. е. в сценарии и в исходной режиссерской разработке картины жизненная правда отсутствует напрочь. Героиня Семиной, Александра Николаевна, однако, находится во вполне распространенной ситуации социального выбора: раздумывает - пойти на работу,  в мир людей и интересных дел или остаться служанкой и кухаркой при муже, чтобы он, вернувшись из экспедиции, мог получить уютную убранную квартиру, бифштекс, чистую рубашку. Муж-геолог эгоистичен - желает, чтобы она сидела дома и  ждала его возвращения. Его антиподом выступает умный, деликатный,  увлеченный делом врач (стандартный тип, с минимумом вариаций воплощаемый А. Баталовым во всех фильмах И. Хейфеца). Под его влиянием Александра Николаевна решает оставить всех, и самого, симпатичного ей врача и деградировавшего мужа, которого за аварию уволили с "творческой" работы. В финале она произносит сакраментальную фразу: я уеду, и вы не узнаете обо мне до тех пор, пока я не стану настоящим человеком, и вот тогда мы встретимся. Роль стандартная, без неожиданностей и особых требований. Как задана сценаристом и режиссером - так и сыграна. В театре Семина  могла бы стать отличной репертуарной актрисой.
В ф. "Человек, которого я люблю" (1965, реж.) главный герой не физик и не геолог, а простой инженер в рядовой проектной конторе, воспитывающий в духе простоты, равенства


-------------------
[11] Фильм стал еще и примером творческой беспринципности и административного произвола в высших российских киносферах. Группа, мягко скажем, не очень умных и не очень профессиональных людей выставила этот фильм на III Московский МКФ (1963). Тогда это был крупнейший мировой кинофорум. Съехался весь мировой кинобомонд: Ив Монтан, Жан Маре, Симона Синьоре, Джина Лоллобриджида, Элизабет Тейлор, Марина Влади, Федерико Феллини,  Джузеппе Де Сантис, Стэнли Креймер, Радж Капур... Руководству Госкино грезился  Большой приз фестиваля "Порожнему рейсу". Однако международное жюри возмутилось: фильм был посредственный и не только не тянул на Большой приз, но, по строгому счету, не должен был вообще участвовать в основном кинопоказе. Госкино принялось давить на председателя жюри (Г. Чухрай) и отдельных членов, особенно на представителей от стран соцлагеря. Члены жюри от западных стран несколько раз демонстративно уходили с обсуждений и грозили уехать...  В итоге все-таки Большой приз заслуженно получила картина Ф. Феллини «8 1/2»



--8--


 и справедливости двух взрослых сыновей. Невеста старшего, медсестра Аня, влюбляется в главного героя. Роль по сценарию небольшая, несложная, сделанная на 70% еще до привлечения к работе актера, посильная всякой симпатичной актрисе, но позволяющая творческие вариации и особые стилевые изобретения. Новых решений и оттенков в поведении героини не обнаруживается - актриса точно копирует социально-литературный идеал девушки 60-х: скромная, тихая, безобидная... любит - не любит - не догадаешься, а сама не признается...
Про ф. «Время, вперёд!» (1965, реж. М. Швейцер) ранее сказано, что он неудачный. А если учесть, что уже был вполне успешный опыт постановок на подобную тематику ("Коммунист", 1958, реж. Ю. Райзман;"Человек меняет кожу", 1959, реж. Р. Перельштейн), то можно утверждать - фильм посредственный. Кроме бесконечной суеты зритель за два с лишним часа не видит на экране ничего - ни событий, ни героев, ни обещанной виртуозной актерской игры. В. Катаев (по его пьесе написан сценарий) искал в 20-х -30-х годах поэтику и особый вид логики в хаосе и алогичностях. В режиссерском переложении Швейцера остался только хаос. Что возводят комсомольцы-добровольцы - скрыто туманом, в каких достижениях соревнуются бригады - не понятно (вроде в заполнении бетоном котлована, а может быть, в заливке разрезных балок на этажах производственного корпуса, а, может, еще в чем), почему одной бригаде рекорд разрешают, а другой нет  и т. п. Специальная пластика актеров существует вне контекста событий: у И. Гулая - выглядит как нарочитая: эксцентрика ради эксцентрики, у Семиной - как неорганичная и снятая оператором с негодных ракурсов, у Юрского - как неудачная замена еще более неудачно сверстанной образно-речевой части роли. В фильме есть несколько хороших интермедий. В некоторых участвует героиня Семиной. Например, в интермедии Репетиция художественной самодеятельности. "Сложную прокатную судьбу" фильма отмечали на II Пленуме кинематографистов (1966) [12].
В малоизвестном фильме "Чёрный принц" (1973, реж. А. Бобровский) у актрисы очень интересно, а главное, довольно точно получилась роль Наталья, жены бывшего рецидивиста, подозреваемого в новом преступлении. Актриса нашла грань в настроении, когда героиня остается и верной женой, не желающей предавать мужа даже если он нарушил закон, и порядочным человеком, для которого преступление - это беда, это плохо. Интересный момент: хорошо подмечена и исполнена деталь из криминально-юридической  практики - в сцене драки в кабинете оперативников: Наталья бросается на лжесвидетеля и наносит точный боксерский удар.
О роли Анфисы в сериале "Вечный зов" (1973-83) написано много. Роль считается удачной.
Монофильм "Матерь человеческая" (1975, реж. Л. Головня), где актриса занята в роли женщины, оказавшейся на пепелище родного дома, сожженного врагами, относится к так называемым "трудным". Критики, сетуя на чрезмерную усложненность, зашифрованность многих эпизодов таких фильмов, обычно выражает все же уверенность, что эти эпизоды «рано или поздно каждый сумеет понять» [13]. С этим нельзя согласиться. Во-первых, редко кто посмотрит фильм повторно; во-вторых, зачем "понять". Все сказанное точно соотносится с фильмом "Матерь человеческая". Фабула не оригинальна, изобразительный ряд не занимателен, список членов съемочной группы не впечатляет. Картина выполнена с преобладанием павильонных съемок на тему страдания женщины в условиях войны. Деликатная патриотическая тема выглядит здесь скорей спекуляцией. Скрытый смысл постановки большинства "трудных" фильмов: не получится шедевра в духе высокой притчи, бурлеска  или миракля, этногенеза Параджанова, управляемой стихии напряженных чувств Эйзенштейна, и т. п., то все равно будет использован редкий  шанс заявить о себе, как о неком оригинале, и вдобавок потренироваться за государственный счет в новой съемочной стилистике. Ничего близкого к "Теням забытых предков", Тарковскому или Феллини у Головни не получилось.


-------------------
[12] «Советский экран», 1966, № 12, с. 3
[13] Заметка В. Турбина, «Советский экран», 1968, № 11



--9--


Масштаб павильонных съемок не позволил во всю ширь развернуть этнографический мотив военной жизни (военной трагедии). Фильм не вышел за рамки режиссерского эксперимента. Попытки актрисы создать атмосферу вселенского страдания, периодически перебиваются плохо  обоснованными житейско-бытовыми отвлечениями и неудачными постановочными решениями. Л. Толстой говорил про писателя Л. Андреева: он пугает, а мне не страшно. Режиссер пугает, актриса старается - а зритель зевает и уходит из зала.
Учительница Мария Николаевна в ф. "Доброта" (1977, реж. Э. Гаврилов) противостоит слишком увлекшемуся своими педагогическими экспериментами директору школы, который в угоду порядку и дисциплине жертвует душевными качествами своих подопечных. 1977 год - пик застоя; лицемерие и двуличие в обществе зашкаливают. Соцреализм торжествует во всех сферах производства, науки, искусства, общественной жизни: принято изображать не то, что есть в действительности, а некий теоретический допуск, не совсем неправду, не совсем идеал - то, чего нет, но вполне могло быть при минимально измененных обстоятельствах. Мария Николаевна права, когда видит опасность в военизации школы, а еще более в директорской теории привлечь к управлению коллективом учащихся уже состоявшихся уличных авторитетов (т. е. прогульщиков, хулиганов). Семина в этой роли не плоха и не хороша. Неправдивый фильм не может быть хорошим и не может способствовать созданию актерских шедевров. Таких школ, что изображена в фильме, не было. Школы с увлеченными учителями и эрудированными учениками, дискутирующими по серьезным социально-моральным проблемам,  к концу 60-х исчезли. Учителя 70-х после уроков, сломя голову, неслись домой - благие порывы у старых и молодых педагогов исчезли как-то враз; стало ясно, что ничто никому не нужно, обещанный коммунизм не наступит, зарплата учительская маленькая, и изменений к лучшей материальной и духовной жизни не предвидится. Весомость среднего и высшего образования резко снижалась. Вузовская наука деградировала, в аспирантуры перестали оставлять лучших студентов, а стали набирать детей профессорско-преподавательского состава и особо избранных - за взятки и по связям. Преступность в стране превысила американские показатели (т. е. по критериям  Западной Европы стала недопустимо высокой). Мордобой среди школьников процветал, особенно если в одной школе учились жители нескольких населенных пунктов. Уличные авторитеты могли быть только уличными и для созидательных задач мирного времени не годились. Выдающимися личностями они никогда не становились, разве что в рамках специфической блатной и тюремной иерархии. Героиня Семиной победила: и надменному хулигану-авторитету дала пощечину, и директора вразумила. Но за плохие фильмы не дают призов, как не дают наград за проигранные сражения.
Знаменитый и обласканный критикой "Трактир на Пятницкой" (1977, реж. А. Файнциммер). Время - разгар НЭПа, место - кабак, логово прохиндеев и бандитов. Фильм плох по всем постановочным параметрам: псевдофельетонный сценарий, неудовлетворительная режиссерская разработка, посредственная камера, примитивные шаблонные персонажи, грубо раскрашенные карикатурными индивидуальными чертами. Режиссер - "прославивший" себя несколькими годами ранее перлом века "Пятьдесят на пятьдесят" (1972). Избыточное количество известных актеров. Кстати, роли им доверенные они исполнили с удивительным соответствием сценарно-режиссерскому заданию [14]. Семина в роли Ирины, истинного главаря банды, не обладает ни харизмой,  ни напором; она почти не выделяется в кадре на фоне половых и буфетчиков. Красива ли она, обаятельна, женственна? какой у нее взгляд, есть ли особые привычки, манеры? - различить трудно. По концепции режиссера и главных операторов весь фильм снимается в полумраке, подсвечиваются лишь отдельные углы помещений, пятачки тротуаров, куски стен. Слова ролей проговариваются как бы за кадром. С таким успехом можно было объявить, что за одним из столов сидит английская королева и разговаривает с двумя пэрами. Итог: неудачный фильм, неудачная роль. Но! Благодаря интригующей рекламе, или стечению обстоятельств, или 


-------------------
[14] Положительную критику на фильм см. в "Советский экран", 1978, № 15



--10--


специфическому сдвигу в тогдашней народной ментальности фильм стал одним из лидеров проката. В 1978 г. картину посмотрели 54,1 млн. зрителей (5-е место) [15].
В 1983 г. актриса снялась в комедийной роли, которую, как она говорит, долго ждала - воспитательницы женского общежития в ф. С.Самсонова "Одиноким предоставляется общежитие". Роль не столько смешная, сколько гротескная: живет маленький человек, делает ненужное дело и считает себя центром вселенной. Роль у актрисы получилась.


Чурсина
При всем великолепии внешних очертаний творческой биографии Чурсиной (признанная красавица, была замужем за выдающимся режиссером, который снимал ее в своих картинах, получила главный приз МКФ за лучшее исполнение женской роли, в тридцать девять лет стала Народной артисткой СССР, избиралась в высшие представительные органы государственной власти, нашла себя на театральной сцене) список хороших картин и интересных ролей у нее не больше, чем у Семиной.
Самые большие по продолжительности экранного времени роли  актрисы отмечены маркой политического заказа, как и фильмы их породившие. Скучный, назойливый своей конспирологической подоплекой буквально во всем, от профессорской рецензии за курсовую работу студента до быта зачуханной квартиры в глухой провинции, фильм о советских достижениях в микробиологии "Открытая книга" (1973) был явной неправдой в научном, социальном и личном житейском отношении. Героиня утверждала в очередной раз на советском экране сильно пошатнувшуюся к тому времени идеологему, что нашему человеку "любое дело по плечу", надо только посвящать себя всего избранному делу, не колебаться, не роптать, и государство заметит тебя, оценит, выдвинет, защитит, наградит... Нельзя однозначно сказать, удалась или не удалась актрисе роль-функция микробиолога Власенковой. В общественно-гражданском отношении - наверно, нет; в середине 70-х микробиология не считалась увлекательной темой. В части утверждения новой версии советского человеческого характера - тоже нет; в эти годы производственная тема разрабатывалась как никогда, поставляя продукцию разного ассортимента и качества (от ярких событий и характеров в "Девять дней одного года" (1962, реж. М. Ромм), "Укрощение огня" (1972, реж. Д. Храбровицкий), "За облаками небо" (1973, реж. Ю. Егоров) до изъезженной вдоль и поперек колхозной и цеховой банальщины, где лучшее боролось с хорошим или с неимоверными усилиями преодолевали ничтожные недостатки)), и образ советской профессорши, занимающейся с таким самопожертвованием не совсем понятными задачами, которые, по разумному рассуждению, должны решаться в ординарных лабораториях  районных санэпидемстанций,  не тронул и даже не привлек сколь-нибудь значительного зрительского внимания. В ракурсе творческой предприимчивости и своеобразного эстетизма - фильм не мог быть не замечен руководством страны и кинокритикой, так как литературной основой являлся роман загадочного и стильного В. Каверина, а еще и потому, что ни в чем не ставил под сомнение правильную и всевидящую  руководящую роль коммунистической партии [16].
К этому же пулу относятся роли из фильмов "Журавушка" (1968), "На углу Арбата и улицы Бубулинас" (1972),  "На Гранатовых островах" (1981), "Факты давно минувшего дня" (1981). Один фильм отсюда можно изъять - возможно, мы, "замозолив" глаз на слезливо-сентиментальном деревенском однотипье,  чего-то не почувствовали сакраментального или не различили особый стилевой изыск. Речь идет о ф. "Журавушка" (1968), за исполнение в котором главной роли колхозницы Марфы, ожидающей вместе с маленьким сыном возвращения с войны мужа и отца, Чурсина получила приз За лучшее исполнение женской на МКФ Сан-Себастьян-1969. Справедливости ради надо


-------------------
[15] Общий список лидеров советского кинопроката по годам (1978-1989) С.В. Кудрявцева (2009)
[16] Руководящая роль Коммунистической Партии была закреплена в отдельной статье Конституции СССР



--11--


сказать, что "Журавушка" ничем не хуже своих успешных современников, аналогичных по тематике и лирическому мотиву, "Дело было в Пенькове", "Отчий дом", "Простая история" и многих др. [17] 
В роли журналиста, советского специалиста или  должностного лица актриса всегда удивительно похожа, причем с оттенком какой-то холодной, негативной схожести,  и настолько органична для казенных интерьеров и манер времени, что вызывает досаду: это же кино, художественное произведение, а эти стереотипные физиономии я вижу каждый день в редакции и в приемной горисполкома - они неинтересны, двуличны, лживы, неизвестно как создали себе место и имя, они враждебны простому человеку...  Ю. Бондарев говорил: если нет текста, нет подтекста. Трудно уловить что-то новое и важное в таких фильмах как "На углу Арбата и улицы Бубулинас" (роль московской журналистки, как-то вдруг влюбившейся в просоветского греческого социалиста-патриота), "На Гранатовых островах" (роль раскрепощенной иностранной журналистки, явного, почти карикатурного, антипода представителям советской прессы), "Факты давно минувшего дня" (роль опустошенной жены выдохшегося должностного лица).
В более реалистичном  фильме "Собственное мнение" (1977) актриса играет роль руководителя аналитической группы, приглашенной на производственное предприятие для  социально-экономического анализа работы цехов и отделов с целью оптимизации. Фильм был актуален для тогдашнего состояния промышленного управления. Стояла глобальная задача массового перехода на научные методы организации производственных структур и конкретно-личностной управленческой деятельности на всех уровнях. Фильм и актеры исполнили сверхзадачу убедительно. Но реформа производственного управления  быстро заглохла, и о фильме забыли.
Ф. "Любовь Яровая" (1970) - очередная, которая уже по счету реинкарнация знаменитой пьесы К. Тренева. Опять неудачная [18].
.О ф. "Донская повесть". Роль Дарьи, белогвардейской потаскухи и затаенного врага только что нарождающейся советской власти, получившая в свое время большую и, в основном, положительную прессу, местами напоминает, как и фильм в целом, дипломную студенческую работу, хотя режиссера-постановщика В. Фетина трудно причислить к начинающим. Создается впечатление, что актриса постоянно открывает для себя что-то новое в профессии. Правда, Чурсина в этом фильме как-то по особому хороша внешне – именно бабьей картинностью, красотой самки. Это нивелирует недостатки игры. Большая роль, в фабуле по прозе М. Шолохова, достойно сыгранная, у известного режиссера, в двадцать два года - разве не хорошо!
Создателей фильма "Весна на Одере" (1967) критика справедливо упрекала за удаление на второй план лирической линии любви военврача Тани (Чурсина) и майора Лубенцова (А. Кузнецов) [19]. В одноименном романе Э. Казакевича отношения людей показаны в момент, когда на земле заканчивается одна жизнь и начинается другая. Весна 1945. Вот-вот произойдет Победа и наступит мир. Но идут упорные бои, и солдат должен исполнять свой долг. Бой стараются показать подробно и точно. На уровне роты, батальона. Кинематограф


-------------------
[17] Шедевр перестает быть шедевром, если он один из "многих других"
[18] Из четырех самых известных российских постановок 50-х – 70-х он, по нашему мнению, делит последнее место вместе с телефильмом 1977 г, поставленным Турбиным, с командой особо отобранных, недавно интересно и по новому прозвучавших актеров (Табаков, Филатов, Золотухин, Демидова, Мартынов, др.) . Высокую оценку за исполнение одной из главных ролей в фильме Фетина заслуживает лишь Лановой (поручик Яровой). Опытная Нифонтова в "благодарной" роли Пановой уступает в яркости и убедительности не единственно  Кибардиной, сумевшей создать вокруг себя не только ореол настоящей светской дамы, но и островок какой-то своей особенной эпохи (телефильм 1953 г. по спектаклю БДТ), но и Милькиной (телеспектакль 1977 г, снятый по спектаклю Малого Театра), и Демидовой (телефильм 1977 г). Чурсина в роли Яровой смотрится хуже. чем Карпова (телефильм 1953), но лучше Нифонтовой (телеспектакль 1977) и Чуриковой (телефильм 1977 г), которые откровенно провалили свои роли.
[19] см. "Советский экран", 1968, №4



--12--


тогда доводил до совершенства изобразительные средства в этом новом направлении. Личное отодвигалось, хотя луч отраженный часто действует сильней и убедительней.
Фильмы "Виринея" и "Угрюм-река" лучшие в разряде не заумного, не заоблачно далекого, а близкого и понятного исторического кино Роли Чурсиной - Виринея и Анфиса Козырева - шедевры. И Виринея и Анфиса - это трудный путь женщины к личному счастью. В обоих случаях это заканчивается трагически. Пластичная, шумная, выразительная в речах Виринея - актерские качества не присущие Чурсиной ни до того, ни позже - вызывает по-человечески  то жалость, то сочувствие, то досаду. Такая женщина, такая душа и такой несправедливый незрячий мир...  Анфиса - затаенная мечта, сжатая в комок огромная сила любви и действия. С такой женщиной Наполеон покорил бы весь мир. И мир был бы счастлив. Актрисе здесь удается все: и любовь, и коварство, и рассудочность, и легкомыслие, и взгляд-зеркало состояния души, и улыбка в десятке оттенков, и смех, и грация... Это 1968 год; актриса уже не та простоватая пухлая молодица, что была в "Утренних поездах" и в "Двух билетах на дневной сеанс" - началась зрелая женская красота, с которой она пройдет через много лет, фильмов и ролей. Но работ-шедевров уже не будет.
Другие значительные работы:
Большая и удачная роль Олеси в ф. "Олеся" (1970),  по А. Куприну. Но это украинский фильм, и к Золотому веку Российского кино имеет косвенное отношение.
Еще роли трех женщин в трех киноновеллах по рассказам К. Паустовского, объединенных названием "Обещание счастья", снятых неизвестным режиссером Л. Цуцульковским в 1974 г. на ЛенТВ. Режиссер по-новому работает с актрисой, получая непривычно иные прекрасные образы.


Светличная
Актрису заметили в 1959 г. в фильме М. Калика "Колыбельная", где она сыграла в эпизоде тихую, скромную молодую женщину, с глубоким нежным взглядом - представ такой, какой она потом будет в ролях жены летчика-испытаателя Колчина в ф. "Им покоряется небо" (1963, реж. Т. Лиознова), Кати-связистки в ф. "Пока фронт в обороне" (1964, реж. Ю. Файт), сестры одного из главных героев в ф. "Застава Ильича", сестры-соседки главного героя в ф. "Не самый удачный день" (1966, реж. Ю. Егоров), героини новеллы про северянку в ф. "Любить", стюардессы в ф. "Неподсуден" (1969, реж. В. Краснопольский и В. Усков), Габи в ф. "Семнадцать мгновений весны", Нади, сестры Ларисы Груздевой, в ф. "Место встречи изменить нельзя". Роли однообразные, откровений не создают ни по сценарию, ни по игре, но красота – большое дело; на актрису приятно смотреть что бы она ни делала, о чем бы ни говорила, хочется, чтобы она присутствовала в кадре еще и еще.
В ф "Герой нашего времени" актриса играет ундину, девушку-контрабандистку. Фильм ругали за эклектику стиля, неточность антуражей, потерю  лермонтовского интеллекта, лермонтовской боли, лермонтовской глубины [20]. Однако роль контрабандистки едва ль не единственная удачная в фильме. Хитрость, коварство, безразличие к другим, в т. ч. близким людям, Светличная показала убедительно и без особого усилия. Она как бы прорисовала судьбу своей героини дальше выделенного сюжета. Она уплывает на шхуне вместе с отчаянным контрабандистом  Янко. Что с ней будет дальше? Аура образа не оставляет сомнения – она в скором времени погибнет.
В "Советском экране" в середине 1966 г появилась статья "Дама с половником" о ф. "Стряпуха", в которой критик, восхищаясь легкой водевильной постановкой одноименной пьесы на сцене театра им. Вахтангова с искрометными Борисовой, Ульяновым, Гриценко (прямо таки вторая "Принцесса Турандот"!), выражает неудовольствие от кинотрактовки:


-------------------
[20] Статья И. Дубровиной, ежегодник "Экран", М., 1967, с.203.



--13--


водевильный материал не позволяет создать психологическию драму, как это попытался сделать постановщик фильма Э. Кеосаян. "Взаимоотношения Павлины Хуторной (Светличная) и Степана Казанца (Савкин), усложнившиеся после того, как Павлина треснула Степана по голове ополовником играются актерами всерьез...  А поскольку все сюжетные узлы остались в фильме на уровне контузии... то действие развивается тяжело и натужно, а главное – герои находятся в анекдотическом несоответствии между тем, что они говорят, и тем, что они изображают" [21],  По нашему мнению не все так печально: и из водевиля можно сделать драму, и наоборот, а анекдотическому несоответствию между словом и делом можно придать любой смысл и оттенок. Фильм воспринимается, как комедия с вкраплениями реальных человеческих судеб и переживаний. Переживания Павлины не мешают общей теплой атмосфере событий, а реакция окружающих на фигурантов стычки и их восприятие друг друга создает надлежащие комедийный и лирические эффекты. Светличная не стремится в этой роли быть веселой и смешной, она совершенствует драматическую сторону своего дарования. Ее героиня воспринимается, в целом, хорошо. Некоторые резкости, нарушающие мягкую тональность, на совести не актрисы, а режиссера (так,  например, не уточнены половники - и сегодняшние, которыми пользуются на полевой кухне, и особенно тогдашний, средство общественно-опасного деяния: простой алюминиевый или сделанный умельцами с МТС из инструментальной нержавейки, тяжелый, как кувалда). Кассовые показатели у "Стряпухи" высокие: в 1966 г – 30 млн. зрителей (выше, чем у "Берегись автомобиля" и "Три толстяка").
Критики охотно громили фильмы с участием Светличной. Иногда и ей доставалось,  персонально. Так, подвергая остракизму ф. "Чистые пруды", критик, забыв, что это притча, и законы ее разворачивания в фильме несколько иные, чем у традиционного эпического повествования, требует абсолютной верности реалиям жизни и временным последовательностям. Светличная же в роли "девушки с карнавала в костюме русалки", а впоследствии скороспелой и скоропреходящей жены главного героя, раздражает его своей неуместностью с серьезной темой (война) [22]. Может, оно и так, но что написали, то и сыграла, не лучше других и не хуже. Б.Ахмадуллина, конечно, большая и эпохальная поэтесса, но такие в одиночку всегда пишут плохие пьесы и сценарии, к ним надо прикреплять профессионала. А так... - бенефис поэтессы на фоне патетико-живописного аккомпанемента, где встречаются отдельные интересные номера.
Критика "Советского экрана" в 60-ые годы отличалась замечательной особенностью. Обычно о фильме писали два раза. Первый раз восхищались темой, задумкой постановщиков, точным подбором актеров, и. конечно же, самими актерами, так хорошо понимающими и оживляющими роли; второй раз – сообщали, что фильм выпущен в прокат, что половина актеров в нем не те,  что намечались в начале, и что, вообще, режиссер что-то не понял или не смог, а актеры не спасли, провалили... 
О ф. "Бриллиантовая рука". В свое время театровед Д. Писаревский написал восторженную рецензию, утверждая, что «задуманный в «Бриллиантовой руке» эксперимент синтеза жанров удался. Цветной и широкоэкранный «кинороман в двух частях из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом» получился остросюжетным и занимательным, смешным и ироничным … фильм поставлен весело, озорно, в стремительном темпе. Он буквально ошеломляет каскадом сюжетных неожиданностей, комедийных трюков, остроумных реплик» [23]. Светличная не затерялась в общем блеске постановочных изобретений и достойно вписалась в великолепный актерский ансамбль. Здесь она далеко не так красива и элегантна, как в череде более ранних фильмов. Но! Вписалась и вписала большими буквами свое имя в анналы Российского кино.


-------------------
[21] И. Сергеев. "Дама с половником", Советский экран, 1966, №12. с. 5
[22] А. Зоркий, "Ни живые, ни мертвые", Советский экран, 1966, №9, с 3
[23] Статья Д. Писаревского, ежегодник "Экран", М., 1970, с.58.



--14--


Еще следует упомянуть интересное актерское экстраваганс [24], большую лицедейскую роль Светличной в советско-венгерский фильме "Держись за облака" (1971, реж. П. Сас и В. Григорьев)


ПРИЗЫ НА ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КИНОФЕСТИВАЛЯХ ЗА АКТЕРСКУЮ РАБОТУ

МКФ Локарно, 1962 - приз ФИПРЕССИ Т. Семиной за исполнение женской роли в ф. "Воскресенье"
МКФ Сан-Себастьян, 1969 - приз Л. Чурсиной: "Премия Сан-Себастьяна за лучшую женскую роль" (в фильме "Журавушка")


РАБОТЫ, КОТОРЫЕ ХОТЯ БЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В НАШУ ГИПОТЕТИЧЕСКУЮ НОМИНАЦИЮ "ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ"

Семина:
- за роль Наташи в ф.  "Два Фёдора" (1958)
- за роль Ксении в ф. "Расскажи мне о себе" (1971)
- за роль Анфисы в сериале "Вечный зов" (1973-1983)

Чурсина:
- за роль Анфисы Козыревой в ф. "Угрюм-река" (1968)
- за роль Виринеи в ф. "Виринея" (1968)
- за роль второго плана Оксаны в ф. "Адъютант его превосходительства" (1969)
- за роль Олеси в ф. "Олеся" (1970) 

Светличная:
- за роль ундины-контрабандистки в ф. Герой нашего времени (1965)
- за роль русской авантюристки в ф. "Держись за облака" (1971
- за исполнение маленьких ролей и ролей второго плана в фильмах "Колыбельная", "Пока фронт в обороне", "Застава Ильича", "Не самый удачный день", "Любить", "Неподсуден",  "Семнадцать мгновений весны".


ПРОЧИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕСЛОВИЕ

В традиции американского кино (да и по опыту наших зачинателей – Алейникова, Баталова-старшего, Черкасова, Макаровой, Ладыниной, Крючкова, Меркурьева, Чиркова, А. Борисова,  Серовой,  Целиковской) актеру для прочной известности достаточно сыграть в 3-7 средних полнопрокатных фильмах или в 1-2 хитах [25]. Трагедии,  периодически разыгрывающиеся в актерской среде из-за того, что актера,  снявшегося в двадцати-тридцати или более фильмах, во многих главных ролях, перестали приглашать в новые постановки – надуманные и социально-некорректные. Этим испытывается порядочность актера как человека. Подобные обиды сильно смахивают на стенания современных российских предателей,  которые долгое время имели все, не понятно за что и по каким таким своим особым качествам (не испытав


-------------------
[24] Термин Бернарда Шоу, которым он обозначал эксцентрические и неожиданные по сюжету и фабульному построению пьесы и роли
[25] У большинства звезд американского кино периода стремительного расцвета Голливуда (в т. ч. из  списка самых выдающихся актрис всех времен) не так уж много ролей. У Нормы Ширер, Греты Гарбо, Клодет Колбер Джейн Рассел, Мерилин Монро – порядка 20-30, у Полет Годдар и Вивен Ли – ок. 20. Ролей, которые стали хитами у них тоже немного: у Джейн Рассел – 1, у Полет Годдар – 1, у Нормы Ширер и Джинджер Роджерс – нет вообще.



--15--


сложно проходимых коллизий низовой профессиональной конкуренции,  не выиграв ни одного конкурса и т. п.) – они могут заявлять в свое оправдание, что угодно, но суть в том, что они, не взирая ни на какие прорехи в своей кондиции,  хотят царить больше и дольше [26]. Вряд ли в профессиональном смысле [27] имели основания на жестокие упреки стране, начальству, коллегам и вечно несправедливой российской планиде Т. Самойлова. Э. Рязанов, Н. Фатеева, Л. Ахеджакова и многие т. п.
Героини нашего очерка этот тест выдержали достойно.
Однако к кампании (шабашу!) тотальных разоблачений и чернухи 1988-92, которые окончательно стушевали российский кинематограф и сделали из него, выражаясь словами американского критика, помойку - актрисы проявили разное отношение. Чурсина прошла этот период аккуратно, стараясь не участвовать в низкокачественных и  порочащих (страну, народ, самого актера) картинах. Светличная в эти годы вообще прекратила сниматься. Семина же, которая раньше не отличалась оппозиционными настроениями, вдруг словно вырвалась из неволи – кинулась пытать себя во всех метаморфозах социальной деградации; название фильмов, в которых она играла, говорит само за себя: Бомж, Серая мышь, Казённый дом, Кошмар в сумасшедшем доме, Заряженные смертью, Резиновая женщина и т. п.
С конца XVIII века в России обозначилась нравственная традиция: интеллигенция, личности творческого труда должны  стоять в умеренной оппозиции к власти, и при этом спокойно, без иронии и выспренностей,  относиться к народу  (необходимость этого образно выразил наш современник: "Чтоб не глумилась челядь и не кичилась власть" [28]). Простая формула, но как трудно выдержать ее до конца. И простому человеку, и тому, кто суть постоянный оппонент и собеседник sempiternitas, и тому, которому кажется (а может быть,  иногда и на самом деле удается), что он разговаривает с вечностью.










-------------------
[26] Наглядный пример. Сбежавший в Киев телекомментатор Е. Киселев был обижен тем, что царил в России на трех каналах, а ему хотелось на пяти. Такая "несправедливость" его оскорбляло до невозможности-человека, который обладал посредственными аналитическими способностями, замедленной мыслью и речью,  который,  по большому счету,  был профнепригоден...
[27] Упреки государству и власть предержащим в общесоциальном отношении – иная сущность – это действо конституционное и желательное. В стране и во власти периодически "выскакивают" такие поветрия, герои и события – что чуть ни каждый день надо толпами выходить на площадь – пусть не услышат, но хоть физически почувствуют массив массы...
[28] Из стихотворения Б. Чичибабина "Давайте что-то делать"