Римские парки. Вилла Боргезе и Версаль Тиволи

Семира
        Под парками я здесь имею в виду не мифологических покровительниц и богинь судьбы, а зелень в обычном смысле слова, которая даёт возможность отдохнуть душой в городах и которой всегда там не хватает.

        Последний день итальянских каникул прошел сухо и приятно. Мы встали в шесть утра, вышли в семь, в обратный поезд на Рим сели в восемь. Я думала купить еды – накануне из-за грозы в магазин уже не пошли, доели овощи, но магазины с восьми, и я на улице купила три банана и два апельсина за 1,5 евро. С утра дождя не было, но было пасмурно, и был шанс промокнуть и сегодня – но не сидеть же дома! У меня намечен замок Ангела для Ярика и вилла Боргезе для себя. Но сначала нужно бросить вещи в комнате у вокзала, из которой завтра мы выйдем в десять утра, чтобы успеть на поезд в аэропорт.

        8 ноября похолодало, и хоть дождя не было, мы в первый раз гуляли в куртках и свитерах. Ярик даже шапку надел. Начали мы с Пьяцца дель Попули, где закончили в прошлый раз и куда ходит метро. Рядом парк Вилла Боргезе. В парк с площади ведёт лестница, откуда открывается прекрасный вид на Рим и Ватикан. Здесь у меня получились лучшие мои фото.

                ТИВОЛИ - ИТАЛЬЯНСКИЙ ВЕРСАЛЬ

        Я очень пожалела, что в прошлую поездку не погуляла по Вилле Боргезе с мамой. Но зато мы посетили другой парк: Тиволи – парк с фонтанами – итальянское подобие французского Версаля или нашего Петродворца.
Парк Тиволи расположен на холмах, с трех сторон опускающихся к нижней площадке. На центральном – главный фонтан, каскадом сбегающий вниз. По бокам – гроты и террасы кустиков, где кроются морские божества, изо рта которых течёт вода. Множество гротов – пожалуй, самая характерная черта Тиволи, отличающая его от Петродворца.

        Как и на вилле Боргезе, в Тиволи есть дворец, где радует глаза возрожденческая живопись своими чистыми, но не броскими, приглушенными оттенками цветов (в отличие от правила классической Академии Художеств: "больше грязи, больше связи"). И трогает сердце простотой мифологических образов: боги изображены совсем как люди! они не дотягивают от классического идеала, им недостаёт даже телесного совершенства – но это и приятно.

        А также фресками с портретами греческих философов (Сократ, Пифагор) и аллегориями качеств и добродетелей: свобода, справедливость, благородство, великодушие, бессмертие... Сегодня у нас осталась несбыточная мечта лишь о первых двух. В Возрождение все они были рядом.

        На спуске из дворца, в торце парка – детски-небольшой, немного наивный фонтан-лодка, со статуями Минервы и волчицей, кормящей своим молоком Ромула и Рема. А также гроты с природными божествами, ставящими целью, по-видимому, показать их жизнь в естественном виде.

        В Тиволи трогает изобретательность сюжетов: например, фонтан Артемиды Илифии, которая покровительствует родам и кормящим матерям, сделанный по античному образцу со множеством грудей, из которых вечно льется вода-молоко. Такой образ богини Луны неудивителен, если знать, что в полная Луна в мифологии часто представляется беременной матерью, рождающей маленький серп Месяца. И потому она символизирует перерождения человеческого рода, где все мы связаны с древнейшими предками через материнское молоко – мифический образ напитка бессмертия.

                ВИЛЛА БОРГЕЗЕ И ЕЁ ГАЛЕРЕЯ

        Тиволи – сравнительно небольшой парк, который легко обойти, если бы не его вертикальность. По сравнению с Тиволи, Вилла Боргезе – куда более огромный и более классический парк. Там нет такого изобилия фонтанов и такой наивной выдумки сюжетов. Визитная карточка парка – красивый регулярный храм Асклепия недалеко от входа на озере с чайками. (Что напоминает уже не Петродворец, а Павловск). И водяные часы – я в первый момент не поняла, зачем часы в пруду? но Ярик сразу углядел механизм воды, вращающей стрелки. Само же здание галереи с картинами внешне непритязательно, но перед ним красивый фонтан с морскими лошадьми, а позади него регулярные лабиринты кустиков.

        Галерея Боргезе – по плотности человек на кубометр самое посещаемое место Рима, единственное, где сказали, что инвалидность нужна европейская. А ещё предварительное бронирование – но если подождать полчасика, может, пустят без него. Ярик ждать не хотел, и мы было ушли, но тут одна женщина предложила билет – 22 евро, немало! и я пошла без Ярика, чтоб не ждать. Это, конечно, самый тонкий художественный музей, и впечатление денег стоило.

        В галерее Боргезе я вернулась к культурной атмосфере, по контрасту с Неаполем. Камера перечеркнута, но все снимают. Возникает желание запечатлеть всё подряд, потому что всё красиво до уровня шедевров: и залы, и потолки, и даже двери. XVI век нежный, он трогает душу. Христианские темы перемежаются с античными в общей созвучности, которую только и даёт открытие души. Сюжеты демонстрируют знание мифологии и неподдельный интерес к ней.

         «Поклонение младенцу» волхвов Фра Бартоломео, очень наивная «Дама с единорогом» Рафаэля, очень нежные мадонны Дольче, чье имя и значит "нежный", очень вытянутые, но все равно очень пропорциональные тела Лукаса Кранаха… Застенчивая Леда с лебедем – копия Леонардо да Винчи, «Любовь земная и любовь небесная» Тициана, символически показывающая высшую чистоту обнаженности, «Юноша с корзиной фруктов» и «Давид с головой Голиафа» Караваджо… Во всех фигурах и лицах скромность, притягательная ненавязчивость, нечрезмерность и потому чувство внутренней гармонии, которое, похоже, утрачено современностью в манере выставить на показ всё, что должно быть наполовину скрыто, сказать всё, о чем стоит помолчать, и лишить мистической дымки интимности все проявления души.

        Много интересных и красивых скульптур Бернини (Времена года, Апполон и Дафна, Похищение Персефоны, макеты его знаменитых фонтанов). К сожалению, плоская фотография совсем не передает прелести объемных скульптур – хотя и картинами, вероятно, можно проникнуться только вживую.


                ЗАМОК АНГЕЛА НОЧЬЮ

        Из парка, частично обнесенного крепостной стеной, мы вышли через арку ворот, ныне названную в честь любимого итальянского режиссера Феллини. Потом пошли через Испанскую лестницу к Замку Ангела. Оказалось далековато – мы еле успели почти к закрытию, по дороге выпив пару литров молока. Билеты были бесплатно обоим (без инвалидности взрослому 14 евро, а подростку 7), хотя здесь тоже выразили пожелание, чтоб инвалидность была на английском.

        (Но у нас впечатать в справку фамилию также и на английском невозможно даже технически, как мне сказали в медкомиссии. Так что в последующие справки я аккуратно дописывала её ручкой сама, хоть это и противу закона. Верно, никому и в голову не приходит, что человек с инвалидностью может выехать посмотреть заграницу. А не только клеить коробочки в родной стране. Это ведь лишь для иностранцев пенсия – лучшее время для путешествий. А у нас – на какие же деньги? Что-то здесь нечисто! Так что я чувствовала себя преступницей, даже спрашивая об этом. Перед нашим государством и социальными службами люди всегда в чем-то виноваты. Лишь за границей чувствуешь, что можно и не иметь этого подсознательного ощущения вины.)

        По замку Ангела мы уже гуляли в полной темноте – что не портило ни его, ни виды на ночной Рим и Ватикан с его крыши, где стоит статуя ангела, убирающего меч в ножны. Эта необычная глазу крепость построена ещё в 130 году императором Адрианом как усыпальница. Тогда это место на другом берегу Тибра было пустынным, и был построен мост Элио, в честь одного из имен императора, соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начинались погребальные церемонии.

        В конце III века для защиты города от варваров император Аврелиан возвел крепостные стены, во многом сохранившиеся и поныне, включив мавзолей Адриана в их кольцо. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, участившихся в V-VI веках. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей.
Нынешнее название Замку Святого Ангела было дано в 590 году, когда в Риме свирепствовала эпидемия чумы. Папа Григорий Великий решил провести через город молитвенное шествие. Когда процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел, вкладывавший меч в ножны над усыпальницей великого римского императора. Это было истолковано как окончание божьего гнева, и эпидемия действительно вскоре прекратилась. Статую ангела, вставляющего меч в ножны, установили на крыше. Сейчас она стоит в парке Замка, а нынешняя бронзовая скульптура увенчала Замок в 1753 году Пьетро ван Верскаффельтом. Чтобы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, скульптор повернул голову статуи к ножнам.

        Мы посмотрели ночные виды Рима и Ватикана из бойниц, перед которыми стоят столики кафешки, и перекусили там едой, купленной в магазине по дороге (что дешевле). Там есть музей оружия, и Яромир задержался там надолго, практически до закрытия, не увидев часть интерьеров, где также фигурирует ангел, а также кованые сундуки сокровищницы или старинный расписанный клавесин, – часть лестниц уже была перегорожена веревочками.

        Вернулись через ближайшее метро, но до него тоже с километр шли по широким булыжникам узких улиц. Видно, по транспорту и по финансированию Рим – не Москва, скорее Санкт-Петербург. И в нем, как и во всех европейских городах есть ощущение камерности, а не такого вселенского размаха, который более американским и азиатским мегаполисам. Он доносит уютное прошлое, а не страшноватое будущее. Людей на улицах и в магазинах после ближе к восьми было немного – и днём толпы лишь у музеев, а не на улицах. Мы почти успели в метро до начавшего накрапывать осеннего дождика.

        Наш ночлег был в двадцати шагах от метро, но выйдя, я поскользнулась на скользких булыжниках мостовой, упала и сильно ушибла палец. Хорошо была мазь от отеков, купленная в Неаполе: в самолет ведь тюбик не возьмешь. И ещё расстроилась – когда овощи покупала на ужин, взяли 9 евро вместо шести, а я уже только в метро поняла, что как-то много. Видно, надо пользоваться калькулятором. Может, просто ошибся молодой человек, он торопился, очередь большая, но возвращаться уже сил не было и те же 3 евро – метро стоит полторы. Так что программу выполнили, но потерями. Конец поездки часто начинает намекать, что пора домой.
Да и комната – вроде отличная, высокий потолок, горячий душ, микроволновка вместо плиты, ступеньки вверх к балконной решётке – высокий первый этаж, рядом парк, хороший вид, что ещё нужно! но ночью мы проснулись и заметили на белоснежных простынях черные точки клопов! да много! Я глазам своим не поверила! Стали их давить, оставляя на белых простынях красные пятна – с хозяином связи никакой, обычная практика: поселил и ушел, может, хоть так примет меры! Так что долго не спали. Ярику не повезло: он оказался более вкусным. Вот тебе и старый фонд! Надо всю одежду в ванную, как приедем, не дай бог, заползли!...


        Утром добрались в аэропорт не без неожиданностей: перрон отправления более дешевого поезда (за 8 евро, а не за 14) оказался в 2 км от входа, и ехали мы с пересадкой. Чуть не проехали, так как я послала Ярика вымыть тарелку от чечевицы, которую с утра он варил и ел так медленно, что мы взяли остатки с собой. Пришли вовсюда заранее, но стресс налицо.

        Проходим на посадку. В аэропорту мягкие красные диваны, можно даже лежать. И белый рояль, играет кто-то из пассажиров. Пролетаем над озёрами, одно похоже на кратер вулкана. У озер в Италии можно отдыхать, не только на море. Солнце светит, мы вновь куртки сняли – под конец опять хорошая погода! Чтоб обиднее возвращаться в холод петербургской зимы из тепла итальянского ноября…

        Остались воспоминания о культурных высотах такой нам близкой и всё же с трудом досягаемой страны (хотя итальянская виза вдвое дешевле финской и доступнее всех других европейских стран).

        – И подробные фотоальбомы всех этих мест и их музеев: см. FB и VK - Semira VitalyVetash

        Рассказ с иллюстрациями на сайте автора: http://www.astrolingua.ru/TRAVEL/italy2.htm