Если бы кладбище заговорило

Андрей Грешнов 2
   ...Кабульское кладбище "Тапа-йе Маранджан", расположенное на вершине живописного зеленого холма, одного из тех, что возвышаются над восточной частью города, более века назад получило имя афганской патриотки Биби Маранджан, которая героически сражалась с захватчиками в годы афганско-британской войны. Именем ее сподвижницы Биби Махру назван один из больших муниципальных районов Кабула и еще один холм. В наши дни это кладбище в народе называют также "Тапа-е шахидан" (Холм шахидов), а в 80-е годы прошлого столетия его именовали не иначе как «Кладбище павших героев революции».

   Украшением "Тапа-йе Маранджан", превратившегося в излюбленное место отдыха взрослых и детей, которые запускают тут воздушных змеев, является величественный мавзолей Надир-шаха - отца последнего афганского монарха Захир-Шаха, скончавшегося в 2007 году. По распоряжению президента Афганистана Хамида Карзая была проведена реставрация этого памятника истории, превратившаяся в долгострой.

   Рядом с мавзолеем расположилась смотровая площадка, откуда открывается замечательный вид на район "Танк-е Логар", где начинается дорога в соседнюю с Кабулом провинцию Логар, и крепость Бала Хиссар. Здесь по пятницам стоят десятки легковых автомобилей, а взрослые мужчины и старики молча сидят на краю площадки, свесив ноги, и смотрят, как причудливо меняется Кабул в лучах заходящего солнца.

   С южной стороны подножья мавзолея расположено старинное кладбище. Еще в 1980 году здесь можно было отыскать склепы и надгробные плиты, датированные 16-м и 17-м веками, рядом с которыми располагались холмики еще более древних захоронений. Тут же на краю обрыва стоит усыпальница Тэла-Хана (Золотого Хана). По преданию, в 17-м веке в Кабуле жил очень богатый человек, которого в народе прозвали золотым ханом. Он был сказочно богат, но всю свою жизнь посвятил помощи беднякам. Когда он состарился, то сам обеднел и умер почти нищим. Тогда благодарные кабульцы построили на свои средства ему «табут» (усыпальницу), чтобы грядущие поколения помнили о доброте этого человека.

   ...Десятки детей носятся по могильным холмикам и запускают в небо воздушных змеев. Тут же сидят продавцы этих игрушек и катушек с леской длиной от километра до пяти. Когда я поинтересовался, зачем такая длинная леска, продавец, не задумываясь, ответил: «Надо, чтобы змей летал высоко». Но ведь на высоте в два километра его уже не видно, вновь возразил я. «Но ведь леска, которую Вы держите в руке, натянута? Значит змей парит в небе», - парировал торговец. С афганской логикой поспорить трудно.

   С восточной стороны холма Тапа-йе Маранджан люди, в основном этнические таджики из долины Панджшир, начали строить частные дома, вплотную примыкающие к пуштунским могилам. В Кабуле сегодня 80% населения не имеют собственного жилья, в то время как в 1980-е жилье было почти у всех. Бывший президент Демократической Республики Афганистан Бабрак Кармаль разрешил строить тогда кабульцам дома на отрогах гор, окружающих город. Но в результате гражданской войны большинство строений были стерты с лица земли, а за почти три десятилетия население города увеличилось более чем втрое. Не дожидаясь разрешений, сейчас люди сами захватывают землю и строят на ней жилье.

   Раньше «коммунистическое» правительство демократического Афганистана раздавало землю всем желающим бесплатно, реквизируя ее у латифундистов, но большинство населения отказывалось от нее, считая это противоречащим шариату и учению Корана. Сегодня земля в Кабуле стоит баснословно дорого, и уже никто из простых горожан при всем желании не может ее купить. Вот и селятся люди на кладбищах, и строят там жилье, справедливо полагая, что никакого государственного строительства здесь не вестись не будет.

   Рядом с этими частными новостройками, как памятник былых сражений, застыл танк Т-54 советского производства. В свое время его передали афганской армии, а потом, после падения "коммунистического" режима, танк перешел в руки моджахедов. Старый подбитый танк уже никто и никогда отсюда не вывезет - со всех сторон он обстроен глинобитными хижинами. Его пушка направлена в сторону смотровой площадки, где когда-то обороняющаяся сторона стреляла по нему из гранатометов. На каменном подножье смотровой площадки видны воронки от танковых снарядов. Картина боя, который происходил здесь в 90-х, запечатлелась почти вечным художественным полотном под открытым небом. И тут подпись автора не так уж важна. Это коллективный труд "художников-баталистов".

   Проголодавшиеся дети взрослые покупают с лотков "булани" - треугольные пирожки с картошкой и оранжевую "фанту". Подкрепившись, они идут гулять среди надгробий.

   Вся северная часть кладбища - могилы времени Апрельской революции. По ориентирам нахожу массовое захоронение афганских детей. В начале сентября 1985 года моджахеды сбили над Кандагаром гражданский борт Ан-24 афганской авиакомпании "Ариана", в результате его крушения погибли 56 человек. Тогда из Кандагара сюда привезли хоронить трупы 28 детей, родители которых работали в Кабуле. Дети летели из Кандагара в Кабул, чтобы отсюда совершить перелет на отдых в Чехословакию, но была не судьба. Вот тут стоял президент Бабрак Кармаль в окружении сотрудников 7-го управления нашего КГБ из отдела физической защиты, здесь произносились пламенные речи о неизбежной победе революции и нерушимой афгано-советской дружбе.

   Двадцать восемь детских гробиков были сколочены наскоро из свежеоструганных досок, между которыми зияли щели шириной с палец. Было очень жарко, тела уже вовсю разлагались и над кладбищем тогда стоял непереносимый тлетворный запах. Его я запомнил на всю жизнь, как и место, где были похоронены дети.

   Чуть поодаль в 1986 году здесь уже без надрывных и пламенных революционных речей массово захоронили детей и женщин - членов семей офицеров 2-го армейского корпуса афганской армии, погибших при ошибочной бомбардировке нашими штурмовиками СУ города Кандагар. Афганцы тогда дали им неверные координаты для нанесения бомбо-штурмового удара, который пришелся по центру города - так называемой "Пушкинской площади", а также многоквартирным домам офицеров, детскому саду и яслям. Пушкинской центральную площадь Кандагара назвали солдаты дислоцировавшейся в то время на аэродроме "Ариана" 70-й отдельной мотострелковой бригады из-за стоявших на ней пушек времен второй афганско-британской войны. Пушки сохранились и по сей день.

   ...В тот зимний день я получил задание из центра посетить медицинские учреждения города и помимо дежурной справки составить пропагандистский материал о том, как душманы разбрасывают в населенных пунктах полученные из США взрывные устройства, замаскированные под детские игрушки, авторучки и яркие предметы. Первым местом, которое я посетил был армейский госпиталь "Чарсад бистар", в котором я сам лежал в 1980-м году во время службы военным переводчиком в афганской армии по причине тифа и амебной дизентерии. Пошел искать главного врача, увидел его бегущим к операционной. Тогда он послал меня едва ли не матом. "Вы, б...., уроды, что вы наделали!". Эти слова я никогда не забуду. Подоспевший медперсонал объяснил, что "шурави" наколошматили в Кандагаре семьи афганских военных, и что только что в аэропорту разгрузили забитый телами транспортник с ранеными, которые все еще поступают в отделение экстренной помощи. Но, несмотря на разыгравшуюся трагедию, дело надо было делать, и я нашел на 5-м этаже госпиталя палаты, в которых лежали дети с оторванными руками. Они мне и рассказали об игрушках и шариковых ручках, которые на деле оказались взрывными устройствами...

   ...Вообще Кандагар и Кабул были как-то незримо связаны неуловимой трагической нитью авиационных катастроф. Помнится, весной 1983 года я и еще один ТАССовец, мой хороший товарищ, ныне покойный Игорь Шишков полетели в командировку в эту южную провинцию с афганским министром культуры. Когда наш старенький Ан-24 оторвался от бетонки и начал набирать высоту, у него отказал сначала правый, а затем и левый двигатели. Что сделал афганский летчик, чтобы не разбиться, я не знаю. Помню только, что мы очень «жестко» плюхнулись на советское минное поле и пахали его шасси несколько сот метров. Господь уберег, мы не наскочили на мину и не взорвались. Но сидели в самолете полтора часа, пока за нами не пришли саперы с собаками, которые вывели нас след в след с минного поля...

   То незабвенное время давно прошло, пронеслось как вихрь, оставив после себя тысячи холмиков, где покоятся те, кто верил в идеалы Апрельской революции и отдавал за нее свои жизни.

   Юго-восточная часть погоста - вотчина моджахедов, которые погибли в Кабуле в годы гражданской войны. Тут же захоронены жертвы расстрелов, учиненных боевиками движения "Талибан" в период их нахождения их у власти. Смотритель мавзолея Надир-шаха рассказал мне, что в то смутное время каждый день десятки людей ставили перед входом в мавзолей и расстреливали. Тела сваливали в большие ямы на этом самом погосте.

   Ничто не меняется в Афганистане веками. Когда-нибудь археологи будущих поколений откопают на этом холме или в районе центральной тюрьмы в районе Пули-Чархи тысячи человеческих останков. И никто уже не разберет, где тут жертвы войн с англичанами, революционного террора, а где останки погибших в годы гражданской войны и битвы с талибами. Время и ветер сравнивают с землей старые могильные холмики, и на их месте появляются новые...

   Последний раз я посетил это кладбище в ноябре 2011 года. Солнце садилось за горы, окаймляющие "Тапа-йе Маранджан" с юго-запада, освещая багровыми лучами заката мавзолей и поле с елочками среди многочисленных холмиков и рядом с полуразвалившейся сторожевой башенкой, когда-то служившей постом "царандоя" - афганской милиции. Все взрослые афганцы, бросив свои занятия, сгрудились на смотровой площадке, глядя в небо. О чем они думали? Наверное о том, что сами когда-то были детьми и бегали здесь, запуская в облака воздушных змеев. О том, что отняли у них бесчисленные войны, перевороты и революции; о том, что точно знают, где закончится их жизненный путь. И, наверное, о том, что в следующую пятницу они опять приедут сюда и будут смотреть на темно-красное небо и солнце, пытаясь разгадать, когда оно уйдет за горы в последний для них раз.


ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ


   Кладбище на холме Тапа-йе Маранджан - не заурядный погост. Раньше здесь хоронили лишь монархов и членов их семей, собственно для этого и был построен роскошный мавзолей Надир-шаха, внутрь которого почившие в бозе афганские "фараоны" забирали дорогие им при жизни предметы быта - старинные ружья, сабли, мечи, украшения... Первый раз мавзолей подвергся разграблению еще весной 1978 года, после победы в стране Саурской (Апрельской) революции. Усыпальницы разбили, ценности похитили... Последующий вклад в разгром мавзолея внесли как "моджахеды", так и талибы.

   "Тапа-йе шахидан" примыкает к историческому пуштунскому району Карте-е Нау, построенному в виде ровных застроенных жильем квадратов еще дядей короля Афганистана Мохаммадом Даудом для офицеров афганской армии. В 1992-м году во время гражданской войны в районе Карте-е Нау устроили кровавую этническую вакханалию узбеки, убивавшие и грабившие пуштунов, насиловавшие беременных женщин. Они вскрывали им животы кинжалами, вытаскивали младенцев из чрева, отрезали головы и развешивали кишки на деревьях. Кабульцы хорошо помнят эту резню, а потому в городе сейчас живет очень мало узбеков...

   В 80-е годы прошлого столетия на холме хоронили в основном особо отличившихся и высокопоставленных армейских офицеров, героически погибших в боях с контрреволюцией. Отсюда и прилипшее к нему народное название - Холм павших героев революции. Здесь часто бывали президенты Бабрак Кармаль и доктор Наджиб, выступавшие на траурных церемониях.

   В 1986 году на очередной траурной церемонии доктор Наджиб отрыл здесь памятную стелу героям революции в виде обелиска и лежащей на земле пятиконечной звезды, которая служила афганцам "Вечным Огнем". Огонь горел не всегда, но на траурных мероприятиях звезду всегда зажигали.

   В 1992 году, когда в цивилизованный город ворвались "дети гор", кладбище, монументы и надгробия подверглись разрушению вандалов. Но еще больший урон они понесли во время правления талибов. У мавзолея Надир-шаха исламские ортодоксы расстреливали сотни военнопленных и гражданских лиц ежедневно. Закапывали тут же, на холме, в братских могилах, порой живьем. Еще позже бойцы "Северного альянса" расстреливали и закапывали тут же побежденных и племенных талибов. Одна из стенок обелиска с "Вечным Огнем" пробита кувалдой: талибы намеренно сделали из памятника публичное отхожее место. Звезда была отлита из советского железобетона, а потому варварам удалось лишь немного ее расколоть, но не снести напрочь...

   Если говорить об истории афганской столицы, в которой масса красивых памятников, можно без преувеличения назвать этот холм у старого Микрорайона "концентрацией человеческого горя в период с 1978 по 1996 годы". Только здесь покоятся останки десятков тысяч убитых и расстрелянных людей, военных и гражданских. Вдумайтесь в эту цифру - десятки тысяч на одном погосте. Решите для себя - стоило ли вторгаться в феодальный Афганистан в 1979 году, пусть даже с благими намерениями, чтобы в итоге получилось такое? Только по официальным данным более 15 тысяч убитых, свыше 60 тысяч раненых, около 15 тысяч инвалидов с нашей стороны, а по неофициальным гораздо больше. И несколько сот тысяч убитых жителей Афганистана, единственной виной которых было то, что они родились именно здесь, в этом "революционно-исламском" Аду. Верно говорят, что дорога в Ад вымощена благими намерениями...

   С годами людская память сотрется, и всего этого горя новые поколения афганцев наверное уже не вспомнят. Дети будут шумно и весело запускать здесь в небо воздушных змеев, а люди преклонного возраста - смотреть на посаженные много десятилетий назад стройные ряды елей и пихт, мысленно примеряя на себя местный каменистый грунт. Здесь очень тихо и очень спокойно. Тут можно медитировать и просто смотреть в небо. Тут чуть ближе к Всевышнему.

   В Кабуле я всегда любил отдыхать душой именно на "Тапа-йе шахидан". Наверное, прав был поэт, когда написал вечно живые строки о мертвых: «...а на кладбище все спокойненько, ни друзей ни врагов не видать»...

   Камни-надгробия постепенно уходят в песок, олицетворяя бренность бытия на этой земле. Чьи-то давнишние радости и печали, счастье, горе и любовь сейчас превратились в эту пустую, прозрачную и чистую тишину...