Самовыражение и эффективная коммуникация

Гадаев Алексей Вениаминович
Искусство самовыражения
Каждый человек стремится к самовыражению.
Материал психологос
Сообщение - содержание говорения, то, что передается в процессе говорения. Процесс передачи сообщения - говорение. Как говорится - манера говорить, манера общения. Косвенное, непрямое сообщение - метасообщение.
Обмен сообщениями и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми - содержание общения.
Говорение - прямая адресная передача информации на том или ином языке, произнесение вслух осмысленного текста. Говорение - это процесс, а содержание говорения - сообщение (высказывание или обращение) или обмен сообщениями (обсуждение или переговоры).
Обсуждение - это способ нахождения общего решения.
В обсуждении рождается та самая истина, которую очень ищут и не находят в споре.
Основной принцип обсуждения - это поиск общего а затем уточнение разногласий.
Обсуждение не подразумевает спокойствия и отсутствия эмоций - наоборот: возможны даже и короткие противостояния, главное, чтобы цель была одна и противостояния не превращались в бодалку.
У любого обсуждения должен быть итог - иначе это не обсуждение, а пустой треп, пользы от такого трепа мало или нет совсем.
Как организовать обсуждение
Не возражать, а поддерживать и дополнять.
Вместо "Нет, ты не прав" используйте "Да, хорошо. А еще лучше..."
Соглашаться и искать разумное, действовать по принципу конфигуратора - складывая частички в общее целое.
Манера говорить
Манера говорить у каждого своя, стиль говорения различен. Результаты также - различные.
Манера говорить у каждого своя. Результаты также - различные.
Переговоры
Переговоры - обсуждение вопроса, где у каждой стороны есть свой интерес и каждая сторона в любой момент может выйти из обсуждения.

Высказывание и обращение
Высказывание и обращение - два разных вида сообщения. Высказывание имеет центром того, кто высказывается, обращение ставит акцент на собеседнике.
Обмен сообщениями
Обмен сообщениями - обсуждение или переговоры
Переговоры - достижение договоренностей, соглашений, в котором каждая сторона может сказать "нет".

Типы переговоров
Стили переговоров
Мягкие и жесткие
Материалы от И.О. Вагина "Как выиграть переговоры"
Стратегия переговоров
Сотрудничество. Стороны ищут и находят взаимовыгодное решение, которое максимизирует суммарную выгоду всех участников переговоров. Создается основа для дальнейшего сотрудничества. Такие переговоры называются «переговорами в партнерском стиле», или «интегративными переговорами».
Соревнование. Каждая сторона старается отхватить наибольший кусок пирога. Такие переговоры называются «жесткими». Дальнейшее сотрудничество не предусмотрено. Цель участников – отжать у контрагента все возможное любой ценой.
Компромисс. Стороны не занимаются активным поиском решений. Они выбирают решение, которое в достаточной степени удовлетворяет обе стороны. Однако, такое решение не является оптимальным и никогда не принесет максимально возможную выгоду обеим сторонам.
Близкие люди могут понять друг друга и решить, стоит ли им соглашаться с вами, только в том случае, если вы откровенно делитесь с ними своими переживаниями. С помощью развернутых сообщений вы научитесь выражать свои мысли чувства, сообщая о своих желаниях при помощи наблюдения, мнения, чувства и потребности.
Наблюдения: вы сообщаете только о том, что вы непосредственно воспринимаете.
Мнения: вы делаете выводы, основываясь только на том, что вы увидели, услышали или прочитали о реальных событиях и причинах этих событий; вы выносите суждения о том, что хорошо, а что плохо.
Чувства: вы выражаете свою эмоциональную реакцию на события. Ваши чувства. Как ничто другое, позволяют проявить свою уникальность и неповторимость. Когда вы даете знать окружающим, что вас радует, печалит, сердит или пугает, они проникаются большей эмпатией и пониманием по отношению к вам, проявляя готовность изменить своё поведение. Помните, что выражение своих эмоций отличается от наблюдений или мнений. К примеру, фраза: «Я чувствую, что ты игнорируешь меня» представляет собой тонко завуалированное оценочное суждение.
Потребности: вы сообщаете. Чего вы хотите или в чём вы нуждаетесь в данной ситуации.
В противовес развернутым сообщениям частичные сообщенияне включают одного или более перечисленных элементов. Частичные сообщения могут приводить к ничем не оправданным недоразумениям. Выражение потребностей не содержит элемента оценки или упрёка и не может быть унизительным для других. Вы просто ставите их в известность о том, что может вам помочь или будет вам приятно.
Разумеется, далеко не любые взаимоотношения или ситуации требуют развернутых сообщений. К примеру, вы можете сообщить о проблемах, но умолчать о своих чувствах. Даже когда мы общаемся с близкими людьми, многие наши реплики носят чисто информационный характер.
Контаминированные сообщения
Контаминация - (лат.contaminatio «смешение») в языкознании — возникновение нового выражения или формы (иногда — под влиянием народной этимологии) путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-нибудь сходных. Например, неправильное выражение «играть значение» возникло как контаминация двух выражений «играть роль» и «иметь значение». Помимо соединений в одно-двухходовые выражения или пословицы («Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь», «Баба с возу — и волки сыты») контаминацией называют также соединение имён и слов (точнее корней), например, «Ф. Толстоевский» (Толстой и Достоевский), «трагикомический» (из трагический и комический) или «В Академии поэзии — в озерзамке беломраморном» (Игорь Северянин).
Контаминированные сообщения отличаются от частичныхтем, что отдельные элементы сообщения не пропускаются целиком. А выражаются завуалировано. Такие сообщения особенно деструктивны, когда они нагружены негативными эмоциями и потребностями. Контаминированное сообщение изобилует невыраженными наблюдениями, чувствами и потребностями. Контаминированные сообщения нередко приводят к отчуждению. Контаминированные сообщения трудно расшифровать, поскольку важная часть сообщения завуалирована. Разумеется, бывают случаи, когда люди намеренно контаминируют свои сообщения просто ради забавы. Но когда вы хотите сообщить нечто важное человеку, который вам дорог, вы можете избежать взаимного непонимания и отчуждения, выразив содержание своей речи просто и недвусмысленно. Если вы не хотите напрямую заявлять о своих чувствах, постарайтесь сообщить о своих эмоциях с помощью интонаций. Например, сообщение «Нам пора идти» - может иметь совершенно различный смысл в зависимости от того, произносится эта фраза нейтральным или раздраженным тоном. Ключевое правило, помогающее избежать контаминированных сообщений, отделить каждый элемент сообщения от других и открыто выразить его.

Литература:
Дэвис, М.  Большая книга вляния.