Страшилки современного города или Приведения...

Людмила Бержакова
в курортном городке.
Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/24/1805

В последнее время  я часто сталкиваюсь с людьми желающими пощекотать себе нервы за счет просмотров так называемых «ужастиков». Я помню в детстве, этими смехотворными и  абсурдными  «страшилками» любили пугать друг друга дети, чьё детство пришлось на эпоху СССР и начало 90-х годов.
Будучи в пионерских лагерях, сидя у костра поздно вечером, каждый по очереди рассказывал байки, от которых у детей вставали волосы дыбом.
Каждый рассказчик храбрился, что ему не страшно, но стоило только остаться один на один, как эти страшные образы окружали тебя и ты судорожно сжимал в руках одеяло, накрывшись с головой,  и пытался заснуть, не выключая света.
 
Конечно, старшее поколение помнит эти ужасные страшилки детства:

«…в черном-пречерном доме есть черная- пречерная дверь.
За черной- пречерной дверью есть черная - пречерная комната …и т.д. »
 А перечитывая их, сейчас становится просто смешно. Так, что же это было за явление и что обозначает этот термин.
 
Итак, страши;лки — жанр современного детского фольклора: короткие рассказы, цель которых — испугать  слушателя.
В современном понимании название «страшилки» заменили словом «ужастики».

Почему же людей так привлекает этот жанр, и почему мы об этом сейчас вспоминаем, находясь на работе  половину времени суток.
Не будем торопиться и окунемся в историю их происхождения.

   История появления «страшилок»

Когда же возникла тяга к таким рассказам. Может быть под влиянием наших известных сочинителей. например,  Корнея Чуковского или, писателя Эдуарда Успенского  и их   коллекция таких историй, как «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы и т.д.»

Эти страшилки  получили распространение в 60-70-х годах XX века. Литературоведы считают, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в „стадию консервации“.
Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий:
 в советский период, был почти тотальный запрет в официальной культуре  на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном,  удовлетворялась посредством данного жанра.

Хочу отметить одну особенность тех годов, что   героями страшилок являлись обычные дети, которые сталкивались с «предметом-вредителем», например часы, трамвай, шкаф и т.д. В этих предметах особую роль нередко играет цвет: чёрный, красный, и другие.
Я хочу, чтобы, вы. читатели запомнили это, в дальнейшей истории мы к этому вернемся.

Итак, герой, как правило,  получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет, или не может от него избавиться. И это приводит его к смертельной опасности. И это тоже запомните.

Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания — как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых, т.е. без свидетелей.
По мнению психологов, включенность ребёнка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания.  Лет так в 5—6, ребёнок не может без ужаса слышать страшные истории, а потом привыкает и добавляет в страшилку долю юмора.

А вот , психолог М. В. Осорина, считает, что страхи, с которыми в раннем детстве ребёнок справляется сам либо с помощью родителей, становятся «материалом  детского сознания». Этот материал фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей».

В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему, от выпусков новостей,  газетных публикаций, смакующих „страшное“, до многочисленных фильмов ужасов на экранах.

Итак, мы возвращаемся к началу нашей истории. Помните, мы с вами разбирали существование современных лицедеев, знакомились, как работает театр кукол, а теперь мы обращаемся к детскому фольклору, о том, как дети существовали в эпоху развития детских страшилок.

Отметим сразу, что это касалось только детей, а если дети выросли? Что это меняет?
Интересно, остается ли у них в сознании играть в эти «игры» и как это будет  отражаться, на их дальнейшей  жизни. Посмотрим!

  « Страшилки» современного маленького города.

 Вот так  звучит одна из «страшилок» в современное время, подсмотренная в одном маленьком провинциальном городке.

В маленьком - курортном городе есть маленькое-премаленькое учреждение. В этом маленьком – премаленьком учреждении работал очень творческий народ. Но у этого творческого народа был большой – пребольшой начальник. И надоел этому начальнику этот творческий народ, все время поют, танцуют, веселятся, а денег не приносят, одни убытки от них. И решил он от него избавиться и впустил в это маленькое-премаленькое учреждение такое маленькое, но шустрое привидение.
Это маленькое привидение, сидя в большом, черном кресле, захотело стать большим начальником и стало притеснять творческий народ, мешало ему петь, танцевать и чинило всякие разные препятствия. И творческому народу это надоело, собрались они все вместе, окружили маленькое привидение и сказали:
- Или ты станешь человеком или так и останешься привидением.

И маленькое привидение сразу стало таким малюсеньким и больным, и побежало  к большому-пребольшому начальнику за помощью.
.
Рассердился большой – пребольшой начальник на творческий народ:
- Да, кто он такой, да как посмел, да он такой большой начальник, он всем привидениям командир. Его все другие маленькие и большие учреждения бояться, а здесь, какое-то маленькое-премаленькое учреждение с творческим народом, мешают ему быть большим начальником, и посылает он на подмогу маленькому, больному привидению, самое большое – пребольшое привидение .
Но приказал ему улыбаться, чтобы не вызвать подозрение у творческого народа, чтобы они  раньше времени не обрадовались.
.
А надо сказать, что этот творческий народ не хотел жить с этим привидением в одном доме. Это привидение очень любило красный и черный цвет. И все у него было в этом цвете,  и постепенно этот маленький дом становился все темнее и темнее, сцена чернее и чернее.  И приходилось этому творческому народу петь и танцевать при черном цвете,  и даже на такие праздники, как Новый год, стены зала были обтянуты черной тканью,  и украшены красными бантами. И эти стены и этот зал стали по приговору этого приведения поглощать разноцветные краски кислорода и творческие люди стали задыхаться .

Черные руки этого привидения, похожие на трубы мощного пылесоса поглощали зарплату этого творческого народа, она становилась у них все меньше и меньше, жизнь у них стала все хуже и хуже. И терпение народа стало заканчиваться, народ решил бороться с привидением.

И отправили жалобу  на маленькое,  но больное привидение еще большему начальнику. Осерчал большой пребольшой начальник, даже небо потемнело, и звезды спрятались за тучи, но виду не подал, а пообещал, что это приведение больше их беспокоить не будет.
Маленькое и больное привидение уволил за невыполнение его распоряжения и заменил его другим приведением, большим и более хитрым и выносливым.

Вы спросите: «А причем же здесь учреждение культуры?»
Да потому, что это привидение, как раз и поселилось в одном из учреждений культуры этого малюсенького городка. Да еще и с собой помощников привело, и расплодились эти привидения по всему учреждению и в какой кабинет не зайдешь, там везде привидения и даже со шваброй по коридору тоже бегает шустрое приведение и все подсматривает и подслушивает.

И совсем стало плохо творческому народу, разноцветного кислорода  не хватает. Стали задыхаться. А привидения  размножались и размножались, позанимали все комнаты, а на просьбы выделить хоть одно помещение для творческого народа, получали отказ:
-Нам самим помещений не хватает, мы там... грибы разводим…

И вынуждены были творческие люди один за другим увольняться.
Тут самый главный большой человек и собрал народ на собрание,  и сказал, уже не скрывая, что весь разноцветный кислород израсходован и в следующем месяце его совсем не будет. Творческий народ стал возмущаться, а большой начальник только улыбался: «Как хорошо он придумал, наконец, они все уволятся, и заживет он как в сказке.»

Но творческий народ, он же был творческий ,  петь и танцевать умел, писать и читать тем более, вот он взял и написал послание на такое отношение к творчеству  и на перерасход разноцветного кислорода , почему - то привидения получают его регулярно, а народу он не доступен и разослали птичьей почтой по всему свету, куда может добрая птица долететь.

Тут и начались для них ужастики, привидения забегали, загромыхали  своими голосами и пригласили большое начальство, которое командовало этим учреждением в большом городе.
Встретили их привидения и стол накрыли и посуду красивую поставили и чай нагрели, да и сами  за стол сели, пьют и едят и над творческим народом посмеиваются.
А большие начальники ругают народ: «Как можно не любить своих начальников, как можно  на них послания посылать. Уж они такие хорошие и пригожие и заботятся о народе»
Пытался творческий народ возражать, да большой начальник их маленького городка, как закричит: «Уходите вон, у нас времени нет разговоры с вами разговаривать!»
Так и ушел творческий народ ни с чем, за стол его не пригласили, чаем не напоили, как говориться ушли не солоно хлебавши.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело  делается, так это только присказка, а сказка будет впереди.

Через неделю возвратилась другая птица, а с нею и другие люди. Дело у них серьезное, время не терпящее. И опять пригласили творческий народ на разговоры. Расспросили у него, в чем их нужда, да как им тут живется, работается.
И осмелел творческий народ и стал сказывать про свою беду:
- Одолели эти привидения, весь разноцветный кислород использовали, себе большую половину забрали, а творческому народу ни петь,  ни танцевать не дают, помещений не хватает,  зарабатывать не позволяют, да еще и к увольнению подталкивают.

Выслушал его серьезный люд, ничего не сказал, так как он без расследования не может обвинять никого, но пообещал серьезно разобраться и чай пить не стал…

И окрыленный творческий народ пошел трудиться в ожидании решения такого важного вопроса, как получения разноцветного кислорода, так как без него ни дня прожить нельзя.

И привидения по своим комнатам разбежались и притаились, тоже ждут,  как повернется дело, но сумки свои не собирают, а время выжидают, да все на большого начальника посматривают, а будет ли он собирать свои чемоданы, покажет время.

А будет ли помощь доброму творческому народу, поживем, увидим.

Р.S. Да и подождем прилета следующей  птицы.

Продолжение следует...http://www.proza.ru/2020/01/17/1171