Николай Рерих. Достучаться до Небес

Ольга Спесивцева Юурал
Памяти Рериха, Николая Константиновича

Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской академии художеств. В течение жизни создал около 7000 картин.

Родился: 9 октября 1874 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Умер: 13 декабря 1947 г. (73 года)
                ***

Внутри каждого человека Есть Солнечный Огонь!
Вспомните фильм "Достучаться до Небес" 1997 сценариста и режиссёра Томаса Яна о двух мужчинах, которым ставят смертельный диагноз, в результате чего они угоняют машину с миллионом немецких марок в багажнике и покидают больницу. Название происходит от знаменитой одноимённой песни Боба Дилана, которая звучит в фильме в исполнении немецкой группы Selig. Финальный эпизод — эмоционально кульминационный. Вся почти трёхминутная сцена сопровождается песней «Knockin’ On Heaven’s Door» (Достучаться до Небес – англ.): герои безмолвно бредут к берегу моря, вглядываются в даль, смотрят на волны, любуются красотой моря, к которому так стремились последние дни своей недолгой жизни....

                ***
На картинах Н.К.Рериха серии «Гималаи» обращают на себя внимание пещеры: их множество и они все разные…
Есть Пещеры со светом и светлые, но их мало, во многих пещерах что на полотнах  серии Гималаи, темно и нет внутреннего света.
      
"Темные пещеры" в картинах Николая Рериха - это своеобразные клети и замкнутость сознания человека в невежественной тьме...
А в Тонких телах человека - особенно в  астральном теле - это проявляется как неузнанные человеком его неконтролируемые эгоистические эмоции, приводящие к тяжелым последствиям в жизни, к превалированию  «закона бездуховности» и развития хаоса жизни.

Обычно люди рефлексируют на «свет и тень» как на «добро и зло».
Елена Ивановна Рерих в своих Тетрадях отмечала, что  Свет – это наполненная материя, а Тьма – материя еще не наполнена. Потому с ней необходимо просто работать в гармонии наполнения, и это - процесс «духо-материализации Вселенной»....

Говоря о «светлых» и «темных» сторонах, необходимо отметить, что  на самом деле они прекрасно друг с другом взаимодействуют, хорошо друг друга дополняют. Но  «увлечения» темной стороной приводит человека к хроническим неприятностям, болезням и страданиям, потому лучше всегда следовать «светлой стороне» или, хотя бы по-буддистски, - центральной части и соблюдать «нейтралитет»….

Для того, чтобы "следовать светлой стороне" и не приводить себя и своих окружающих к неприятным жизненным последствиям, нужно не только  не находиться на уровне чувственного эгоистического "астрального животного", что является инволюцией,  а развивать свой ментальный план, улучшать свои мысли,  то есть двигаться эволюционно. Ментального плана   нет  у животных, у растений, и они не могут его развивать. Человек может! Животные находятся в поле ментального плана человека, и на них идет косвенное и опосредованное воздействие.

Николай Рерих через полотна серии Гималаи показал наличие у человека ментального плана как одного из трех тонко-материальных миров человека.

               
                ***
Николай Рерих Писал полотна, внутренне находясь на уровне ментального плана и отражая на своих Картинах  события Ментального Плана Земли и Их Красоту.
Именно Н.К.Рерих при работе с полотнами картин был настроен на Его (Агни) Дева вибрации ментального плана, он (Н.К.Рерих) Чувствовал и Описывал все «эмоции, чувства, утверждения, историю».
Другими словами, Н.К.Рерих в своих полотнах Дал вполне достоверно Умонастроение Агни относительно всех вещей в земном мире.

Вернемся к Пещерам на полотнах Н.К.Рериха, посмотрим на них уже с позиции и Взгляда Агни, с  ментального плана, с уровня которого великий художник все нам и рассказывал.
                ***
Ощущение «существа» пещеры.
Несмотря ни на что, при просмотре полотен серии Гималаи ощущается, что в каждую «пещеру» сверху идет свечение – тонкое и едва ощутимое, как Свет Монады Сверху (см. литературу 1,2,3 - «монадический план»).
В пещере находится «некий обитатель». Он один. Один везде. Он незримо Освещен этим Верхним Светом. Но внешне это не видно.
Я назвала этого «обитателя пещеры»  Светлым Ангелом.
Николай Константинович Рерих  тоже, через название своих полотен, дает Ему, этому «обитателю», Имя, поместив Его в определенную «земную атмосферу» (СМОТРИТЕ КАРТИНЫ), поскольку именно так в картинах ощущается различие цветов, даже если преобладает синий или серый цвет, коричневый или белый. Каждый цвет – как лейтмотив жизни земной, и калейдоскоп жизней человеческих – это калейдоскоп Сантаны. Агни Йога говорит, что Сантану, поток жизни, нужно пройти по сердцу – как этот «обитатель», ставший потоком Света.
Да. Это один из «обитателей пещер». Н.К.Рерих и Его назвал Сантана.

У каждого Светлого Ангела есть свой Цвет. Этот Цвет можно только проявить и для себя через внутреннее включение в суть просматриваемого  полотна Н. Рериха. Эти недостающие цвета ощущаемы и видны, как  и  на картине «Сантана».   

Мы видим, что  Мудрец  Сантана вышел из пещеры и сидит около нее. Он был там, в той пещере, что скрыта за Его спиной на картине…
Сейчас на картине Н.К.Рериха мы видим, что Он в Гармонии и Единстве со Всем Сущим. Мы видим Его Энергии, ощущаем по Цвету, по Свету Его Состояние.

Е.И.Ильина из Тамбовского рериховского общества "Культура" написала мне  в письме о картине  так: «Фон картины, краски   изумительны: белоснежные вершины, синие горы. Мудрец в  "Сантане"  насыщает страждущих благим посылом,  так как сам он уже поднялся над потоком вечно текущей и вечно изменяющейся жизни и его сознание достигло самых высоких огненных сфер».

В картинах Н.К.Рериха на полотнах серии Гималаи эти особенности очень наблюдаемы и ощущаемы на тонком уровне восприятия.  Но и простым видением и ощущением это тоже можно почувствовать каждому.

Теперь Он – Солнечный Светлый Ангел, который проявлен и вышел из «пещеры». Он – это Тело Души, пропитанное «энергией предназначения», изливающейся с плана буддхи (1.ЕПБ).
Н.К.Рерих  пишет картину о ментальном плане,  здесь  Сантана нам представлен как  существо высшего уровня плана ментального - «каузального плана» (2).
А это и есть ПЛАН АГНИ (2), которому посвящено все Учение Живая Этика или Агни ЙОГА!
Этой огненной энергией Солнечный Ангел делится  с нижним ментальным планом, выравнивает  свой ментальный план, тоже пропитывая его «энергией предназначения» и, оставляя его  добром, счастьем и радостью  созвучать «энергии предназначения», проталкивает эту энергию на астральный план, в астральное тело. В то же время все астральное тело начинает лучше чувствовать свой плотный носитель - эфирное тело. Так человек своим сознанием охватывает полностью свое астральное тело и контролирует его, заполняя Светом. Именно чистота астрального тела обуславливает ведущую частоту вибрации, Свет  Ангела, Ведущий Звук, определяющий особенности эфирной материи - Цвет.

   Н.К.Рерих писал свои картины «о ментальном плане» существ. А в картинах незримо видны три разных уровня:
- физический и эфирный план;
- астральный план;
- ментальный план.
    Сам Ключ Освобождения и Его местоположение Он (Н. Рерих) в серии «Гималаи»  однажды открывает нам через Тайну Ларца, который с гор несет на себе белый конь счастья….(ОСВОБОЖДЕНИЕ И ВЫХОД В ПЛАН БУДДХИ- 1).
Основное условие «видения»  сути картин  - это наличие у исследователя «абстрактного мышления», как одновременного видения происходящего с различных планов реальности.
Сознание размыто на многие точки, а это возможно, только если одновременно ощущаешь «все во всем»…
Сознание здесь еще не достигает «буддхи» - только переносится в каузальный план, что явлен как высшее состояние «ментального плана», о чем и пишет Николай Рерих.

Логика Владыки Агни.Космический Огонь, который Е.И. Рерих(2) и Н.К. Рерих прописывали в Трудах, находится именно Здесь, в каузальном уровне – высшем уровне ментального плана и достигается посредством Абстрактного мышления….
План АГНИ  будет созвучен сознаниям людей в Пятой Расе.

Основным действием Сантаны с одноименной картины Н.К.Рериха является то, что ОН СОЕДИНИЛ СВОЕ СОЗНАНИЕ  С  АГНИ.
Человеку Земли все  свои Тела (три Тела: физическое, астральное и ментальное) необходимо привести в Порядок с их Космическим Звучанием.
Тогда вся нижестоящая астральная история с невежеством, с любыми прихотями и одержаниями в астрале потеряет всяческий  смысл. Тогда Свет будет входить в наши «темные пещеры».

Это не есть состояние «здесь и сейчас». Это состояние Я ВЕЗДЕ. Это состояние Беспредельности и Бесконечности, описанной Е.И.Рерих в книге Беспредельность, 1930. Вот цитата. Она мне очень близка сейчас и понятна. «Дельно ли говорить о Беспредельности, если она недосягаема? Но ведь она есть; и каждое великое, если даже оно незримо, то все же заставляет обдумать пути к нему. Также и теперь нужно обдумывать пути к Беспредельности, ибо она есть, и она ужасна, если она не осмыслена. Но даже в жизни Земли можно приближать и закалять дух к принятию бездны».
В этом состоянии пропадает время, пропадает дискретность, отождествленность сознания.. верх и низ уже не имеют значения… нет границ или их сложно понять, потому что границы - это расстояние плюс время и отождествленность. Становишься волной и квантом Света. Слышишь свой Звук, а при раскрытии - и Звук других всего плана, при этом сохраняя  собственный Звук своей индивидуальности. Тут уже возможно создание полноценного аккорда и с остальными обитателями …

                ****
Итак, вернусь к Светлому Ангелу, находящемуся в «пещере».
Получается, что «пещера» - это каузальный план сознании, план причинности.
Светлый Ангел пещеры – как Душа Материи в каузальном плане сознания.
Он удерживает в Себе:
Физический, эфирный, астральный и ментальный планы.
А в них – много «отрицательного» в человеке.

                ***
Светлый Солнечный Ангел в «пещере» - это «позитивный Центр», который удерживает все наше существование.
Именно от этого зависит время жизни на Земле  и качество жизни человека.

Ведь никто из нас никуда не уходит, пока «кто-то в центре этого не захочет»… а этот «кто-то» и есть именно эта Сущность, Светлый Солнечный Ангел…

Обычно материя отрицает существование каждого своего центра –физического, астрального и ментального.
Материя живет по своему «закону бездуховности»,  имея свою программу развития хаоса. Причем, каждый из этих центров существует, но не в синтезе. И ими руководит «ум личности»…
Светлый Ангел таких людей находится в темной пещере. Иногда его даже не видно.
               
 Пещеры в картинах - это своеобразные клети или замкнутость нашего Света... а в Тонких телах эти клети или оковы - неузнанные человеком его темные энергии и дела...
Что делать, чтобы «освободить» своего Светлого Ангела?
Работать со своими клетями  - пороками, негативными чувствами и эмоциями в астральном плане,
с недобрыми мыслями и идеями в ментальном плане,
и, поднимая здоровье плотного физического тела,
так освобождать из заточения Его.

А пещера – мы выходим из нее, пещера начинает рушиться, и вскоре пропадает чувство одиночества и приходит ощущение Единения!

Я просто Есть, и Я – Есть Целая Вселенная!
Я Един со Всей Вселенной…

                ****
Это уже состояние Абсолютной Мудрости, когда не словесами, а всем своим существом ощущаешь, что Творение происходит постоянно. Обновление происходит постоянно. Есть огромная мыслеформа, что Создал Бог, что Он – Бог -- есть часть всего, Он есть во всем, Он все обнимает всем своим Сознанием и всем этим является.  Он, находясь внутри каждого элемента материи, сознательно продолжает  Творить и Создавать. И мы – часть этого процесса. Это СОСТОЯНИЕ ЧЕЛА высших этажей ментального плана….
БОГ ВО ВСЕМ, БОГ ПОСТОЯННО ТВОРИТ. НУЖНО ТВОРИТЬ ВМЕСТЕ С НИМ.
ДЛЯ ЭТОГО И ИМЕЕТ МЕСТО НАША ЭВОЛЮЦИЯ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ, ЧТОБЫ ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС.
 
Внутри каждого человека есть Солнечный Огонь!
Солнечный Огонь как "позитивный трансформационный центр" Вселенной Человека.
Работает только на  ментальном плане, на его высшем уровне, каузальном.

Вот это и попытался раскрыть в своих полотнах Н.К.Рерих.


Источники.

1.Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.1 глава Пролог, о «Семи тонких телах человека» и ее Труд о Тонких Телах человека «Феномен человека». – Пер. с англ..
2.Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.58.
 Книга: Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги – с.113, где говорится о Духовно-энергетической структуре человека.
«(16.11.35) Мир высшей духовности(буддхи), Мир Огненный, есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем сублимированном или утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную скалу напряжения и утончения».

3.«Роза Мира» Даниила Андреева, где есть раздел, посвященный «разноматериальной структуре человека» (книга II, глава 3). Андреев перечисляет пять тел (строго говоря, четыре тела и дух).

Рерих Н.К. – Сантана
Xолст, темпера. 92 х 153 см.
Где находится: Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск.