Пизанская башня - вечный памятник науке

Семира
Содержание:
Пизанская башня – вечный памятник науке
Почему Флоренция культурный город
Собор Дуомо и базилика Санта-Кроче
Для ценителей живописи: всем известные шедевры галереи Уффици и менее известные Палаццо Питти
Сан-Марино в тумане
Венеция – город моряков и контрабандистов. Площадь Сан-Марко после наводнения
Морская прогулка к морскому музею
Ажурное кружево Миланского собора
Мощь Рима: Колизей
Руины Форума
Пантеон – храм Юпитера
Пьяцца Навона с фонтанами и музеем гладиаторов
Богатства Ватикана и главный христианский собор
Скала Террачины. Храмы богу грозы на горе
Панорама Неаполя: набережная, замки
Археологический музей Неаполя – прелюдия Помпеи
Гора Везувий и руины Помпеи
Ботанический сад и музей палеоботаники
Катакомбы Сан-Дженнаро и Сан-Гаудиозо
Крутой спуск с галереи Каподимонте
Римские парки: Вилла Боргезе и Тиволи – итальянский Версаль
Замок Ангела ночью


                О ВОЗРОЖДЕНИИ

       Чтобы посмотреть Италию, нужны не одни каникулы – если они осенние или весенние, длиной в неделю. Но летом в Италии жарко и много народу, и летние дни – единственные, когда возможно получиться удовольствие от нашей природы, как справедливо считает мой супруг, удерживая нас на даче. Я была в Италии три раза – и это, конечно, не предел.

       Судя по тому, что в Индии русских порой принимают за итальянцев, Италия близка России – быть может, больше, чем иные европейские страны. Она близка своей эмоциональностью и простотой общения, а также археологическим уклоном: какой русский не мечтал бы выкопать что-нибудь ценное из-под земли? А это как раз такая земля, что где ни копнешь, везде история. Потому сегодня даже и выкапывать не надо – античные статуи и мозаики, оружие средневековых крепостей и христианские святыни – все уже на виду в необозримых количествах. Но к чести итальянцев надо сказать, что копать они продолжают, и с каждым годом руин становится всё больше, как и находок.

       Античную историю и средневековых рыцарей мы эмоционально привыкли считать своими, мысля себя европейцами. Правда, на свободных городах представление о нашей европейской истории обычно заканчивается – и с самоуправления, опирающееся на римское право, начинается чуждая нам история европейцев. Римское право не усвоено нами столь органически-изнутри, как эллинистические статуи или олимпийские игры. Но здесь вступает в силу чувство прекрасного – и восхищение тем, как красиво жили, черт возьми! скажем, венецианцы, заседая во дворце Дожей, снизу доверху расписанном картинами Веронезе, Тинторетто и Тициана, и принимая решения под золотыми часами,  со знаками Зодиака на циферблате и солнцем на стрелке. Какая роскошь – иметь для городских советов столько обширных дворцовых залов! Но, значит, и правительства были не маленькими.

       Возрождение остается вершиной Италии, при этом не всегда помнится, что толчок к нему дала Греция: современная ему Греция, не только древняя. Если бы Византийская империя не пала под ударами турок, и греки не старались спастись сами и сохранить своё наследие в соседней стране, вряд ли мир узрел бы непревзойденные шедевры литературы и искусства, которые обозначаются словом Ренессанс. Греки во второй раз стали учителями итальянцев, дав мощную питательную почву свободе местного своеобразия – и этот синтез двух различающихся религиозных культур, обратившихся к изучению своих единых истоков, породил всплеск духовности Возрождения. Волна, превзошедшая высоты незыблемых ценностей христианства, смыла их с картины мира, оставив её непрорисованный холст (точнее, чуть прорисованный пантеистической философией) современной науке.

       Этот пик ренессансной культуры уникален: довольно сложно смоделировать и представить похожую ситуацию, в которой одна страна обучала бы другую, возвращая её к познанию её собственной колыбели. Быть может, подобный подход стремился нести Советский Союз бесписьменным народам, однако здесь силы были неравны, и дело по большей части останавливалось на букве, не давая духовного подъема.
Да простят мне этот экскурс во всемирно известную историю, но понимание скрытой в ней тайны возрожденческого творения дает ответ на вопрос, что русская душа ищет в Италии, к чему хочет прикоснуться – и без чего дух тех, кто долго мечтал и наконец туда собрался, останется неудовлетворен.
 

                ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ – ВЕЧНЫЙ ПАМЯТНИК НАУКЕ

       К возрожденческой теме ближе города последней нашей поездки Пиза-Флоренция-Венеция-Милан, в то время как предыдущая Рим-Террачина-Неаполь-Помпеи более обращает к древности. Поэтому удобнее начать с конца.

       Пизанская башня известна тем, что на ней Галилей проводил известный опыт, положившей начало экспериментальной науке, то есть математическому естествознанию. Он вывел математическую формулу свободного падения, а потом опытно проверил его результаты, сбросив с башни пулю и пушечное ядро, которые приземлились одновременно. Что и стало образцом научной процедуры.

       Понятно искушение повторить опыт Галилея, сбросив с башни на головы туристов если не пушечное ядро, то хоть камешек. Сразу скажу, что это вряд ли получится, так как все вещи, кроме камеры, просят сдать в камеру хранения. Но на башню подняться стоит: поскольку в диаметре она небольшая, вид вниз с 57 м очень вертикальный. Как с отвесной скалы. Дух захватывает! Это даже больше впечатляет, чем её известный наклон в 5,5 градусов, который, кстати, не очень ощущается, когда там находишься,– может, лишь как дополнительный намек на шаткость своей позиции. Самый верх ограждает сетка, дабы никто не упал. В башне много ярусов, с каждого из которых открывается вид: все выше, и выше, и выше… Лестницы спиральные. На самом деле сложно представить, как Галилей затащил туда пушечное ядро – люди тогда явно были посильнее.

       За всё за это Пизу можно оценить как знак Близнецов: знак науки, силы ума и ближних поездок: там всё очень близко, и сама она близко – и к морю, и к Флоренции.

       Пизанская башня белая, она изящно-красива, и виды с неё показательные. Пиза, как Флоренция,– долина, окруженная синевой гор, которая контрастирует с кирпичного цвета домами. Сам городок маленький – от аэропорта до ж.д. вокзала идти минут 15. Хотя на специальном автобусе это стоит 14 евро! эта несуразная цена, на которую не стоит покупаться, только подчеркивает пешеходные расстояния Пизы. Сама башня от ж.д. вокзала, где можно оставить вещи в камере хранения, тоже в пешеходной досягаемости. Легко, прилетев в Пизу, посмотреть её и уехать во Флоренцию – электрички идут каждый час.

       Правда, в сезон может не быть билетов на башню на сегодня: их лучше купить на нужное время по интернету, чтоб не было проблем. Бесплатные билеты по интернету забронировать нельзя (в Италии я проходила бесплатно по справе об инвалидности). Но проблем это не вызывает: хотя когда мы пришли (около пол-четвертого), билеты были уже на шесть, билетерша спросила меня, в какое время я пойду, посоветовала сначала сходить в собор – а то закроется – и дала билет на половину пятого. Так что мы успели полюбоваться окрестностями до заката. Смеркаться в ноябре начинает в пять.

       Пизанская башня – это колокольня, о чем напоминают висящие вверху недвижно колокола и их слегка трагичный звон, записанный и воспроизводимый каждые минут 15. Интересно, что то, что Галилей решил производить тут опыты, не было воспринято кощунством – эпоха Возрождения!

       Рядом с башней её родной собор с названием Дуомо, как во Флоренции и во многих северных городах («Дуомо» -- купол, родственно нашему "дом"). Собор ещё более изящный, чем башня, ажурный снаружи и украшенный витражами внутри.
И третье белое здание – баптистерий (крестильня), он тоже высокий, и на него тоже можно подняться, взглянуть на крестильню, тонкую современную скульптуру Иоанна Крестителя и окрестности сверху.

       Этот белый ансамбль располагается на зелёных лужайках, где стоит также копия античной скульптуры волчицы, вскормившей Ромула и Рема, и современная – падшего ангела. Итальянцы отдыхают тут семьями (мы тоже перекусили). Однако собор окружен крепостными стенами, которые кое-где сохранились в  Пизе и в других местах. Да, когда-то все западные города были крепостями. Многие русские тоже – Москва, Ростов Великий, Переяславль Залесский и другие. 
У башни продаются сувениры – бутылочки с вином в виде Пизанской башни и кружки с характерным наклоном. Пользуются спросом, наверное!
По дороге к башне надо пересечь реку, и на набережной мы полюбовались ещё одной маленькой ажурной готической церковью Санта Мария делла Спина с белыми башенками-сосульками.

       Прибыли мы в Пизу 1 ноября в теплую солнечную погоду и гуляли в рубашках до позднего вечера. Что я сразу и предполагала, вопреки страхам супруга и прогнозам гисметео. В Пизе в 8 вечера Ярик даже свитер не надел.
Скала Пизанской башни и духовное пространство собора скрасили и почти стерли жутко негативное впечатление от перелета на авиалиниях Победа, о которых стоит рассказать. Это пример того, как русские люди умеют издеваться друг над другом. Наши дешевые авиалинии напоминают гостиницу «Экономическую» из «Незнайки на Луне». В самолете не кормят. Спинки кресел не откидываются. За всё надо дополнительно платить. Например, за багаж. А формат ручной клади особый: таких маленьких параметров я ещё не видела. Наши рюкзачки еле влезли в нужный формат, но мы постарались. В самолете же нам никак не давали сесть рядом, хотя рядом с яриковым местом было одно пустое. Но зарегистрировали нас в разных концах самолета. Потому что мы за место отдельно не платили, чтобы рядом сидеть. И что Ярик ещё ребенок, а я инвалид, не трогало. Так что я ходила между 18-м и 31-м рядами, тревожа моих соседок, которые не хотели меня выпускать. А девушка-бортпроводница, похожая на куклу и, казалось, лишенная иных человеческих качеств, угрожала мне милицией по прилете за то, что я села рядом с сыном. Все же удалось договориться, что полчаса я рядом с ним посижу, чтобы дать ему еду. 

        Ярик почти ничего не ел в самолете, что неудивительно. С трудом сделала два бутерброда. Так что пообедали мы только на зеленой лужайке Пизы, под могучими стенами Баптистерия.

       А вот в Испании в дешевых авиалиниях — тоже без еды – всех посадили у окна – то есть каждому дали три места, чтобы комфортно поспать. Русской Победе, которую супруг предложил переименовать в Беду, это и во сне не приснится.
На обратном пути тоже были приключения: нужно было зарегистрироваться онлайн и распечатать посадочный талон, что в поездке не сильно удобно. Но мы это сделали, а то пришлось бы платить 35 евро за регистрацию в аэропорту.

       По Пизе мы прошлись пешком, оставив вещи в камере хранения и уже через час после самолета уже были у Пизанской башни. Хотя блуждали по самому длинному маршруту. Мне показалось, прогулка по Пизе столь проста: маршрут, как итальянцы говорят, sempre dritto, что я не стала распечатывать карту города. Но всё же стоит. Потому что много приезжих, и когда мы оказались на королевской площади и спросили, куда идти к Пизанской башне, нам показали на все четыре стороны.

Продолжение: ПОЧЕМУ ФЛОРЕНЦИЯ КУЛЬТУРНЫЙ ГОРОД