О музыке

Владимир Соболев
                На статью А. Шульгина «О музыке».

     После прочтения статьи ещё больше утвердился во мнении, что сколько людей на Земле - столько и истин в наше время. Решил поделиться и своим пониманием места Слова и Музыки в жизни человека. Я отношу себя к группе людей, считающих, что слово является безусловно решающим инструментом в межчеловеческих отношениях. Здесь я призываю на помощь выдающихся личностей, промелькнувших на Исторической сцене Большого Театра и называю такие имена, как Аристотель, Локк, Гегель, Фейербах, Кьеркегор, Ницше, Достоевский, Фромм и мн.др. Слово, в моём понимании, обращено к сознанию человека, к его уму, к его рациональному осмыслению окружающего мира. Музыка же напротив, особенно музыка без слов, направлена к бессознательному и решительно, и только к бессознательному! к иррациональному, к мистическому в человеке, к его " чердаку", к его чувственному восприятию окружающего.
    И вот здесь, как и в вопросе о происхождении человека- этом главном вопросе, который собственно и есть жизнь, музыка также имеет два подхода к решению этой проблемы- Божественное происхождение Человека и появление его в результате непонятных манипуляций мёртвой природы на протяжении необъятного количества времени. Есть музыка, в центре которой находится Бог, а все действия человека рассматриваются в ней с религиозно-нравственной точки зрения. Такая музыка ясна и понятна, светлая и чистая она будит в человеке такие же чистые и светлые мысли, образы, заставляет его страдать с героями, преодолевать с ними всевозможные трудности и испытывать моральное удовлетворение, когда всё уже позади, все проблемы и несправедливости разрешаются и Добро торжествует, а зло наказано.
     Безусловно непревзойдённым гением подобного творчества в музыке является Моцарт. В каждом его произведении в центре мы видим Бога, который относится к человеку с любовью, проявляет участие, переживает и страдает вместе с ним, подсказывает заблудившимся чадам своим верное решение в любых самых невероятных ситуациях. Увы, как и в религии, так и в музыке были свои протестанты. Моё сугубо личное мнение, что протестантизм в музыке, как и везде, возник от недостаточности таланта, когда его не хватает- приходится чем-то заполнять- вычурностью, оригинальностью, бесстыдством, наглостью или хамством. Объём статьи ограничен, и я не буду перечислять сейчас все имена, которые стоят в одной линейке с Моцартом или по другую сторону. Назову лишь некоторые, напоминая, что это только моё личное понимание вопроса. Первым кто освободил главное место Бога в музыке и поставил вместо него человека был Бетховен. Это так сказать музыкальный Лютер Кинг, после которого всё пошло и поехало, мне кажется, что он является предтечей декаданса в музыке в её дегенеративной составляющей. После него никогда уже в музыке не было религиозно-нравственного звучания. В центре её стал находиться человек, предоставленный самому себе, брошенный на произвол судьбы его величества Случая, человек трагический, мятущийся, ироничный, конечный и бессмысленный! грязный, противный, невероятно несчастный и вечно копающийся в своих страстишках. Только вот чего там он копается, что хочет найти?
     Нет Бога - нет смысла жизни, и в музыке декаданса именно это подтверждение мы и слышим. Здесь в отечественном творчестве на первом месте, пожалуй, Чайковский. Современные представители Шнитке, Шестакович. О Шнитке хочется отдельно сказать два слова. Не могу понять поклонников, восторгающихся его произведениями.       Более откровенного презрения к человеку, ненависти к человеку, унижения звания человека, оскотинивания человека и воспевающего животное начало в нём мы нигде не найдём в творчестве других композиторов. Образы, которые созданы Шнитке -это глубоко ущербные индивиды, шизоиды, отвратительные и грязные. Неизвестно откуда они взялись, для чего живут, и также неожиданно исчезают в неизвестности. Слушать эту музыку требует много моральных и физических усилий. Верхом деструкции в музыке является рок и его многочисленные ответвления, так сказать ереси (используя религиозную терминологию). Истина же как известно одна, как в религии, так и в музыке. Нормальный человек и сегодня в смутные времена безошибочно определит Божественное в музыке, ибо нравственность - это неотъемлемое в нём, что невозможно уничтожить, заговорить, заболтать. Нравственность-это инструмент, при помощи которого человек способен различать Добро и зло в безбрежном океане многоцветного бытия. Это с ним от начала и до конца. Сегодня в музыке, как и везде дуют в спину попутные ветра деструкции и дегенерации. Шлюзы в искусстве открыты лишь в этом направлении, человеку с Божественным восприятием мира в искусстве не пробиться, собственно не только в музыке. Остаётся только ждать и верить, что наступят времена когда разумное и нравственное понимание Мира в котором царят законы Бога Любви придут на смену вакханалии зла и насилия .