Деспосито

Алфред Белявский
               

Любительски - потребительский разговор о музыке.

А Деспосито?...Мура. Из дискуссии о клипах в Интернете. Я тоже так думаю — мура. Ну не нравится почему то. Может с возрастом стал иначе воспринимать популярную музыку? Наверное да, возраст влияет тоже. А вот на сегодня (8.12.19) более 6,5 миллиардов(!) жителей Земли посмотрели этот клип https://www.youtube.com/watch?v=kJQP7kiw5Fk. Даже, если многие смотрели несколько раз, клип сегодня является рекордсменом. Почему? Один ярый поклонник тяжёлого рока вообще, и ярый фанатик AC/DC в частности, так объяснил результаты просмотров - «Люди в основном дебилы». Такая точка зрения тоже имеет место быть. А как будто слушатели некоторых «шедевров» AC/DC не похожи на дебилов? Посмотрите на публику во время концерта.

Рассмотрим все с научной точки зрения. Во первых, если что то мы видим в Природе, в её части, в обществе, в культуре происходит правильно. По законам развития. Если нам что то не нравится, все равно нужно согласиться, что это правильно. И социальная несправедливость, войны, природные катастрофы… и победа Деспосито в огромном мире информации — тоже правильно. Если нам что то не нравится, вредно для нашей жизни, нужно с этим бороться, устранять, улучшать, используя законы Природы. Прежде всего это относится к войнам, несправедливости. И даже пошлыми проявлениями культуры.

Во вторых, для понятия феномена Деспосито нужно это рассмотреть с системной точки зрения. Цель всего живого, в том числе и людей, жить как можно дольше с меньшими затратами энергии, хорошо жить. Всем живым существам очень хочется в возможно большем пространстве. Размножиться и улучшить свои качества в будущих поколениях. Для сытых и обеспеченных молодых (в репродукционном возрасте) людей на первое место выдвигается секс. На картинке над заголовком, взятой из клипа Деспосито, видно, что артисты изображают соитие. Интернет и не такое можно видеть. Если посмотреть даже только некоторые клипы Мадоны. До Диспосито ей ещё далеко. Но тоже неплохо, почти 3.8 млрд просмотров с Don't Cry For Me Argentina набрала. И почти без секса, но с большой любовью, к Родине. Ведь может!

Но в основном все клипы заточены в большей или меньшей степени на секс. Вообще проявления культуры, искусства всегда служили для привлечения противоположного пола, для успеха размножения. Будь это пение птиц, танцы животных или первобытных людей. Говорят что чуть ли не половина содержания Интернета связано с сексом. Это ещё раз подтверждает, что для большинства людей это интересно и привлекательно.

Что же до самого обсуждаемо клипа я, например, не вижу в нем какого то исключительных художественного достижений. Хорошо используется красивое море, а может и океан омывающий якобы независимый остров. Как то он все таки принадлежит США. В этом наверно кроется успех клипа. Так что капитализм там ещё тот. Снят якобы бедный район, детишки, старики. Это в моде. И даже секс не изощрено показан. Так себе, есть клипы кручи. И все таки такие миллиарды просмотров!

Хочу вернуться в недалёкое прошлое. Когда вдруг 7 лет назад начал резко набирать GANGNAM STYLE на 80 млн просмотров на него моё внимание обратил старший сын. Я порадовался его пророчеству, когда этот клип первым в истории Интернета перевали миллиард просмотров. Тогда перевали за 2 миллиарда и какое то время там находился в кажущейся недосигаемости. Я перестал следить за статистикой. Оказывается, что сегодня (декабрь 2019) «миллиардеров» более 200. А тогда замешанный на «липучей» мелодии, сексуальном ритме и красивых ножках молоденьких кореянок GANGNAM STYLE звучал везде — по телевизору, радио, на корпоративах и утренниках в детских садиках. По всему миру.

Уже тогда я задался вопросом - почему GANGNAM STYLE? Что за «божественная искра» зажгла в заурядном, толстеньком корейском певце «пламя» GANGNAM STYLE, пронёсшееся по всей планете. Из истории известно, что корейцы очень сильно пострадали в междоусобной войне, подогреваемой США и СССР. Корейцы до сих пор разделены, и это не может не сказаться состоянии общества. Южной Корее повезло больше, в ней американцы оставили капитализм, военную базу и десятки университетов. Результат налицо. Думалось, что страдания в войне, в которой погибло около 3 млн человек было решающим в бурном развитии Северной Кореи. Я даже «заглянул» в Северную Корею, которая до сих пор «ощетинилась» против американцев, и не только. У них клипы пуританские и не претендуют на рекордные просмотры.

Тогда, в расцвете GANGNAM STYLE, когда клип уже перевалил через 2 миллиарда, я подумал, что создать «эпохальный» клип третьему послевоенному поколению помогла историческая память, бурный рост экономики, развитие науки и техники. Равно как стать лидером в в автомобильном и кораблестроении, в производстве бытовой техники и электроники. Более 50 млн населения «втиснутые» в территорию только в 1,5 больше моей родной Латвии творит чудеса и известна этим во всем мире. Может быть GANGNAM STYLE это сопутствующий продукт развития удивительной страны, находящейся в десятке наиболее развитых стран мира.

А вот именно Коста Рике с населением около 5 млн человек на территории чуть меньше Латвии, живущая в основном за счёт туризма, почему то появился рекордный клип. В 100 летней истории независимости была гражданская волна, после которой костариканцам отпало желание воевать вообще. И армия была ликвидирована законом за ненадобностью. Хороший пример для подражания!. Страна является карибским раем, находится в тридцатке наиболее развитых стран. И в этих условиях «родилось» произведение искусства, понравившееся почти всем на Земле. Значить страдания, история, научно-техническое развитие не главное.

Посмотрим каковы успехи самых развитых стран в производства современных «шедевров» искусства. Шедевры в скобках потому, что специалисты истории искусства не в коем случае не признают ни Мадонну, ни Майкла Джексона столпами искусства. Тем не менее их покупают, смотрят. Не за сотни миллионов, которыми покупаются картины Ван Гога, Пикассо и других классиков. Там, в живописи чемпионом является Леонардо Да Винчи с портретом Сальватора Мунди, проданным за 430 млн $. И пялится на дорогущий портрет наследный принц Саудовской Аравии, может быть еще десятки членов семьи. Но не миллиарды, миллионы, и даже не тысячи зрителей. И это искусство? Может быть, но не массовое проявление искусства, Скорее всего какой то вид несгораемых денег.

Посмотрим, что нравится, какие массовые музыкальные произведения «выдают» страны - лидеры развития Земли. В 10 ти наиболее развитых странах клипы популярной музыки, достигшие 1 миллиарда и более просмотров появились: 2 в Испании, 2 в Южной Корее ( не только GANGNAM STYLE), по одно в Норвегии и пара в Швеции, включая легендарную ABBA. Просмотрев большую часть клипов «миллиардников», нашёл, что большинство из них произведены в США. Однако по наиболее точной оценке развития этого якобы самого, самого государства оно находится лишь на 40-ом месте в мире. Между прочим, уровень развития общества, степень достижения главной цели людей является продолжительность их жизни. Именно в этой таблицы видно, что США 40-вые. Россия ещё хуже — на 121 месте. По ходу все время замечаю, что Центральноафриканская Республика уже давно находится на последнем месте. Бедная страна. Нашел один клип этой страны на 155 тыс просмотров. Может плохо искал?

И вот, посмотрев достаточно много «миллиардников», лидеров просмотров, я понял, что мои поиски каких то чудесных или астральных причин успехов тех или иных клипов кроются не в особой истории, страданиях народа в прошлом. Подавляющее большинство лидеров просмотра «родились» в США. Очень много в Латинской Америке. И не одного в Японии, в самом развитом обществе в мире. Не взирая на наше особое отношение к российской эстраде, наше симпатии к французским певцам, никто из них не стал лидером просмотров.

Оказывается популярная музыка является товаром в капитализме. Музыка хорошо продаётся. Под музыку лучше продаются другие товары. Поэтому производство музыкальных клипов многомиллиардный бизнес. А когда на первом месте выручка, а не культура, вот и появляется вихляние ягодицами, имитация любви. Ведь это так нравится среднему слушателю. Когда долго смотришь «миллиардников», они кажутся похожими, как будто с конвейера сошли. Глаз задерживают и ухо «притягивают» несколько. Например Адель, Иглесиас младший, Эд Шерон, уже «древние» Queen, песнях которых какие чувства, переживания, есть запоминающаяся мелодия. В большинстве голый секс, пения типа рэп и одинаковые сцены трущоб. Как это может привлекать интеллигентного человека? Я не согласен в том, что все дебилы. Но очевидно средний мировой уровень развития обществ пока ещё капиталистический. Поэтому и продаются капиталистические клипы, соответствующие капиталистическим общественным отношениям. А в тех немногие самые развитые странах, которые стоят на пороге информационного общества, зарождаются и новые отношения, и новая культура.

Было интересным посмотреть, а что смотрится из классической музыки Сразу видно, что «миллиардников» среди них нет, Среди лидеров непреходящие культурные ценности — Бах, Штраус, Шопен, Дворжак. Просмотров в лучшем десятки миллионов. Часто это связывается исполнителями. Среди победителей Андреа Бочелли с 65 миллионами просмотров Time to say goodbye. Это произведение 1995 года строго говоря к классике относят с натяжкой. Как и композиции Дидуля, Yane, которые Ютуб предлагает по запросу классической музыки. Это скорее современная популярная музыка. Она конечно мощнее с точки зрения техники исполнения и визуализации. Электроника, техника звука, света многократно превосходит даже самый совершенный классический орган. Может это субъективно и некультурно, но Токката и фуга ре минор Баха в исполнении Ванесы Мэй и кучи электронных устройств мне кажется «богаче», чем на классическом органе.

Клавесины, скрипки, трубы и другие инструменты былых веков не могут воспроизвести музыку в таком диапазоне, многообразии, подать ее на 100 тысячной арене., как это делается сейчас с помощью компьютеров, мощных усилителей, огромных экранов и гигантских звуковых колонок. Конечно, всегда будут люди, стирающие слезу со щеки на концертах классической музыки. Но я вижу в развитии музыки, искусства и культуры все большее проникновение информационных технологий. Это позволяет людям культуры лучше выразится, более удобно хранить, копировать, продавать и воспроизводить свои произведения искусства. А классические клавесины, скрипки, виолончели можно будет посмотреть в музеях. Поэтому я сильно не переживаю за хилые просмотры классики в Интернете. Ведь есть ещё концертные залы, филармонии, где любители классики находят наслаждения этом видом музыки. Это места, где можно себя показать большим эстетом. Есть и такие «любители» классики.

Хорошая музыка не имеет границ и отраслей. Хорошая это та, от которой бывает, что «мурашки» по коже бегают. Это происходит вдруг. Вспоминаю, как меня в молодости пригласили на концерт органной музыки. Шёл без особого энтузиазма, не был фанатиком классики и ничего особого не ожидал. Такое отношение к классики мне «вбила» учительница пения. Когда в других школах ученики на уроках пения пели, мы слушали классическую музыку. Пр этом лица должны были быть серьёзными. Но это была ещё не самая страшная пытка. Нам приходилось под удары рукой по столу писать правильные ноты услышанного. Сольфеджио

это называется. С кошмарными воспоминаниями о классической музыке я шёл на для меня первый концерт классической музыки. И орган был не из самых знаменитых, Горьковской филармонии. А концерт был для таких «любителей» как я. Начался с Токката и фуга ре минор. И «мурашки» побежали… И так все время концерта. Уже позже, вы знаменитом рижском Домском соборе на одном из известнейших в мире органе та же музыка «мурашек» почему то не вызвала.

Мой любимый отдых это надеть наушники, включить Ютуб и запустить его на авто просмотр. Но он Ютуб не тупой, он знает мои пожелания, историю просмотров, и начинает предлагать, предлагать. И из репертуара «миллиардников» тоже, ведь Ютуб в технологии купли — продажи культурных ценностей. Это реклама, появляющаяся от случая к случаю, есть главное, за счёт чего живёт этот очень популярный и якобы бесплатный ресурс. Тем не менее это удобно, на концерт ехать не надо, билеты покупать.. И ещё ты можешь эти управлять, попросить исполнителя, группу, вид музыки.

Особо интересно, когда вдруг всплывает, например Smokie, или ABBA, классическая музыка в исполнении оркестра голландского дирижёра Andre Rieu, который великолепно осовременивает классическую музыку. «Мурашки» могут вызвать народная музыка, балканскии популярные группы, оригинальные исполнители, которые отличаются от других. Вдруг «мурашки» появляются, когда в Ютуб находишь латвийский хор в десятки тысяч певцов на празднике песни. И песня знаемая, и праздник проходит регулярно. Очень интересно смотреть на лица девушек и парней, и догадываться как у них идут дела в повседневной жизни, Интересно смотреть, как радуются и ведут себя зрители на концерте тех же самых AC/DC. Представлять их в повседневной жизни, думать и знать о том, что чрезмерное увлечение кайфом обязательно приведёт к спаду настроения на противоположное. Так что «мурашками» слишком увлекаться опасно. Душа человека — потёмки. Иногда трудно понять, почему что то вдруг сильно нравится и доставляет удовольствие. В этом смысле мне нравятся возможности Интернета. С помощью его я могу виртуально погрузится в природу, жизнь и искусство любого народа мира.

Не думаю, что в будущем люди имплантируют чипы, соединённые с Интернет и будут погружены в его «нирвану». И получать там дешёвое удовольствие массовой культуры. Но уже на железнодорожных переездах и переходах улиц размещаются плакаты — «Сними наушники». Люди сталкиваются на тротуарах, потому, что «сидят» в свих смартфонах. Из-за них увеличивается количество автоаварий. Порою кажется, что развитие науки и техники опережает духовное развитие людей. Поэтому каждый человек должен совершенствовать свой духовный мир и не попасться на вульгарные товарно-денежные отношения а свой духовной жизни. Нужно уметь разбираться в том, что полезно, какая культура и искусство помогает жить лучше.

Инженер

Апфред Белявский

08.12.2019



.