Как быстро время летит. Часть 3

Евгений Радомысельский
                УТЕРЯННОЕ ПОСОБИЕ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ВЗРОСЛЕНИЯ
                (Фотография взята из интернета)

  Здравствуйте, дорогие читатели, те, кто прожил большую жизнь и те, кто ещё в неё только вступает. Я предлагаю пожилым читателям оглянуться назад: всего на каких-то 66 лет. Год, этак 1955. Тогда ещё почти ни у кого не было телевизоров, магнитофонов, и проигрывателей. Были повсеместно сетевые радиоприёмники и патефоны.  Но было у многих детей и взрослых того времени ещё что – то, что скрашивало их быт, и создавало общность интересов для них, почти каждый день. Это просмотр диафильмов. Об этом я и предлагаю вспомнить моих современников, и рассказать молодым о целой эпопее искусства диафильмов, более значимой и интересной, чем современные комиксы.
  Диафильмы – свёртки (ролики) диапозитивной плёнки на 40 – 70 кадров. Иногда они были цветными, чаще, чёрно-белыми. На каждом кадре был рисунок или фотография с поясняющим текстом. Были диафильмы художественные по произведениям популярных писателей, были – исторические, с описанием каких – либо событий, были – с изображениями музеев и художественных произведений, были – по детским сказкам…  Кадр диафильма составлял половину кадра слайда (24 Х 36 (в мм)): 18 Х 24. Если слайды идут вдоль катушечной фотоплёнки, то кадры диафильма идут поперёк. Такое расположение кадров в диафильме давало некоторое преимущество их просмотра: кадры шли строго друг за другом и не требовали постоянной перезарядки аппарата просмотра (как в проекторе для слайдов).
  Ролик диафильма устанавливался на подающем держателе, а плёнка шла под прижимной рамкой в фильмоскопе. Фильмоскопы были проекционные и диаскопные. Проекционные фильмоскопы были сродни плёночным киноаппаратам, только с ручной подачей плёнки при помощи резиновых валиков, насаженных на стержень с закреплённым колёсиком, который вращали рукой. Они предназначались для просмотра диафильма в тёмной комнате на белом экране. На таком сеансе просмотра могло быть столько взрослых или детей, сколько помещала комната. Ценность такого просмотра была, не только в сосредоточенном постижении ребёнком изображённого, но и в познании им значения оператора – чтеца. Часто, дети сами хотели показывать диафильмы, а затем и читать текст.  Диаскопные фильмоскопы предназначались только для одного зрителя, который наблюдал в окуляр изображение диафильма на просвет от света окна или лампы. Это были технические пояснения того, что было такое диафильмы и их просмотр.

  Итак, представьте вечер в тихой городской квартире. Дети постарше сделали уроки, младшие наигрались с куклами или машинками. Родители закончили свои дневные дела, и вся семья садится за ужин. За ужином они ведут неторопливую беседу о приятном и не очень, о своих надеждах на будущее. Затем папа вешает простыню – экран на стену и устанавливает фильмоскоп. А мама и дети моют посуду после ужина, вытирают её кухонным полотенцем и ставят в буфет. Потом все рассаживаются вокруг экрана. Папа заправляет диафильм  в фильмоскоп и включает его. Потом гасит свет в комнате, и начинается волшебство. Поток света освящает самодельный экран. На него начинает заползать изображение. Вот оно заполнило весь экран, и начиналась интересная история или сказка.
   У нас не было случая, чтобы дети капризничали или баловались в темноте. Все сидели очень тихо,  внимательно смотрели на экран и слушали, что читал папа. Когда диафильм заканчивался, то если было ещё время до 10 часов, папа показывал ещё один, два диафильма.
   Когда дети чуть подросли, папа стал давать им самим показывать диафильм, а затем и читать текст. У детей и взрослых было одно маленькое дело, одно общее увлечение. Диафильмы были дешёвыми: от 2,5 до 5 рублей (в ценах до 1961 года). Это позволило папе собрать целую коллекцию (около 200).
Затем появился телевизор и диафильмовые сеансы стали реже. А к середине 60-х вообще прекратились. Взрослые и дети стали зависать у телевизора. Но это всё – таки было единство.

   Сейчас у каждого члена из моей семьи свой ноутбук, айфон или компьютер. Каждый смотрит то, что хочет, включая и шестилетнюю внучку. Семья превратилась в общежитие обособленных людей со своими вкусами и мечтами. Попытки взрослых воздействовать на внучку вызывают у неё короткие истерики и обиды. О природе и целебном воздухе вспоминаем только летом на даче. О музеях Санкт-Петербурга взрослые забыли уже давно, а внучку, мама водит лишь в зооуголок бабочек и в контактные зоопарки. Общие игры – явление крайне редкое. Семейные праздники проходят скучно: посидели час – два, и разошлись к своим СМИ.

   Про диафильмы забыли, так же, как и про книжки – малышки (в четверть листа А4). А ведь они были очень хорошими пособиями для игры, учёбы и взросления детей, а также, проверенным средством единения семьи.