Писатель и Актриса

Валентина Томашевская
К  160 летию со дня рождения А.П.Чехова (1860).

Любовь и брак писателя  Антона Павловича Чехова и актрисы Ольги Леонардовны Книппер стали легендой.  Переписка Чехова и Книппер - они написали друг  другу более 800 писем -  не только неоднократно издавалась на многих языках мира,  она легла в основу многих пьес и спектаклей, посвященных любви. О взаимоотношениях Книппер и Чехова писали норвежец Франсуа Ношер, финка Анна Хабек-Адамек, американка Кэрол Рокамора и другие. В 2003 спектакль о них поставил английский режиссёр театра и кино. Питер Брук.

 Для большинства  из нас Чехов автор рассказов, которые мы читали в школе, скромный интеллигент в пенсне.  И мало кто знает, что рост Чехова был 1 метр 82 сантиметра, голос - «низкий бас с густым металлом, дикция настоящая русская», «он казался несокрушимым силачом по складу тела и души».

25 мая (7 июня)  1901 года  Чехов и Книппер тихо и скромно повенчались .  Ольга настаивала на этом, устав от неопределённости. Чехов медлил, тянул с документами, но в итоге принял решение, пожелав лишь оставить церемонию втайне от всех. После венчания  уехали по Волге, Каме, Белой до Уфы, откуда часов шесть по железной дороге - в Андреевский санаторий около станции Аксеново. По дороге навестили в Нижнем Новгороде А. М. Горького, отбывавшего домашний арест.
Ольга жила в Москве, и только письма помогали супругам сохранить любовь. «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я всё-таки любил бы тебя — за твою душу, за нрав. Пиши мне, пёсик мой! Береги твоё здоровье. Если заболеешь, не дай Бог, то бросай всё и приезжай в Ялту, я здесь буду ухаживать за тобой. Не утомляйся, деточка», — писал Чехов своей жене. Их письма друг другу пестрят ласковыми прозвищами и умилительными обращениями. Чехов называл жену «милой собачкой», «лошадкой», «цаплей», «актрисулей», «милюсей», а она его — «дусиком», «милым писателем» и «Антонкой».

„Второй раз Чехов появился на репетиции "Царя Федора", уже в Эрмитаже, в нашем новом театре, где мы предполагали играть сезон. Репетировали мы вечером, в сыром, холодном, далеко еще не готовом помещении, без пола, с огарками в бутылках вместо освещения, сами закутанные в пальто. Репетировали сцену примирения Шуйского с Годуновым, и такими необычными казались звуки наших собственных голосов в этом темном, сыром, холодном пространстве, где не видно было ни потолка, ни стен, с какими-то грустными, громадными, ползающими тенями... И радостно было чувствовать, что там, в пустом, темном партере, сидит любимая нами всеми "душа" и слушает нас.
На другой день в дождливую, сырую погоду Чехов уезжал на юг, в тепло, в не любимую им тогда Ялту“.  О.Книппер "Об А.П.Чехове".

После этих встреч Чехов писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Ольга Книппер вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 в городе Глазове Вятской губернии в семье инженера-технолога.— Леонард Августович Книппер (1838—1894), уроженец Вены, «по происхождению эльзасский немец», по матери имел венгерские корни.  В юности участвовала в любительских спектаклях, а в 1895 была принята на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс В.И.Немировича-Данченко.
Это был удивительный курс – вместе с молодой Книппер там учились И.Москвин, В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова, М.Роксанова, Н.Литовцева. Но везением стало то, что в год окончания студии, в 1898, в Москве открылся новый театр – МХТ, и курс Немировича-Данченко (вместе с актерами К.С.Станиславского – М.Лилиной, М.Андреевой, В.Лужским, А.Артемом) составил ядро молодой труппы.
Ее профессиональный актерский дебют совпал с открытием МХТа: в легендарном первом спектакле молодого театра, Царь Федор Иоаннович по пьесе А.К.Толстого, она сыграла роль царицы Ирины. В том же, 1898, состоялось и еще одно знаковое событие: МХТ начал репетировать «Чайку», где Книппер (тогда еще просто – Книппер) получила роль Аркадиной. 9 сентября на репетицию впервые пришел А.П.Чехов. Так начались важнейшие шесть лет жизни О.Книппер.
Их роман, а затем и брак представлял собой редкиe встречи и мучительныe расставания. В июле 1899 года им выпало счастье провести вместе несколько недель в тёплом Крыму. Чехов показал Ольге свой не достроенный ещё дом, они много гуляли, разговаривали, делились планами и мечтами, а 2 августа уехали в Москву, где Чехов остался всего на пару дней. После отъезда писателя Ольга поняла, что безумно скучает и, не выдержав, написала ему первой.
«Милая, необыкновенная актриса, замечательная женщина, если бы Вы знали, как обрадовало меня Ваше письмо, — ответил ей Чехов. — Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…»
Следующие несколько месяцев прошли в переписке, в мае писатель снова приехал в Москву, а в июле Ольга посетила Чехова в Ялте. С той поры в письмах они стали обращаться друг к другу на «ты» — писатель и актриса стали близки во всех смыслах этого слова, хотя не спешили официально объявлять о своих отношениях.
Ведь сама актриса отчаянно тосковала и изо дня в день писала мужу о своей любви к нему, не уставая напоминать о том, как она мечтает о детях.
Чехов и Книппер очень хотели иметь детей, но первая беременность Ольги в 1901 году закончилась выкидышем. Впоследствии, будучи на гастролях в Петербурге, Ольга Книппер неудачно упала и перенесла операцию, потеряв ребёнка. Но Чехову об этом не сообщила — он узнал новость из переписки с доктором Ольги и понял, что ребёнок никак не мог быть от него. Впрочем, свою жену он никогда не упрекал, даже догадываясь о её изменах. «Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю, жидовка ты, скряга. А меня ты разлюбила, вероятно, за то, что я, человек неэкономный, просил тебя разориться на одну – две телеграммы… Ну что ж! Так тому и быть, а я всё ещё люблю тебя по старой привычке…» — писал он ей.
Антона Павловича Чехова (17 [29] января1860, Таганрог Германия),  не стало 15 июля 1904 года. Ольга Книппер была с ним в последние дни его жизни. Тогда ей наконец-то дали отпуск в театре, чтобы она могла сопроводить мужа на лечение в Баденвейлере на юге Германии. Долгое время считалось, что Чехов умер от туберкулёза. Одни исследователи полагали, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин, другие  причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время. Чехов родился в Таганроге (в саманном домике) в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой, урождённой Морозовой, дочери Александры Ивановны Морозовой. Был третьим ребёнком в семье, в которой было шестеро детей: пятеро  сыновей и дочь. Антон Павлович всегда думал о своих родных и помогал им. В своём письме к литератору А. И. Эртелю А. П. Чехов пишет: «Моя фамилия тоже берёт своё начало из воронежских недр, из Острогожского уезда. Мой дед и отец были крепостными у Черткова». С 1840 года Егор Михайлович Чехов работал на Ольховатском сахарном заводе А. Д. Черткова. В 1841 году дед писателя сам выкупил себя на волю, выкупив также у помещика Черткова и свою семью. Е. М. Чехов был приписан к ростовским мещанам». В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге, включая дом, и уехал в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался без средств к существованию и зарабатывал на жизнь частными уроками. В 1876 году отец Чехова разорился, за долги распродал имущество в Таганроге, включая дом, и уехал в Москву, спасаясь от кредиторов. Антон остался без средств к существованию и зарабатывал на жизнь частными уроками. Окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина и других.
За несколько часов до своей смерти Чехов заставил жену смеяться, выдумывая один рассказ. «И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!»- писала последствии О.Книппер.  «Антон Павлович тихо, покойно отошел в другой мир. В начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
После его смерти Ольга Леонардовна тяжело переживала. Но постепенно её деятельная натура взяла своё — она вернулась в театр и прожила ещё 55 лет.
П.А. Марков, театральный критик и  режиссёр,  в своей статье «Выступление на вечере, посвященном 90-летию О.Л. Книппер» писал: «"Есть личности, которые входят в жизнь театра так глубоко, что становятся с ним неразъединимы не только в творчестве, но и в бескомпромиссном утверждении этических и моральных требований. Есть личности, дорогие театру уже одним тем, что они присутствуют в театре, что они не только сами живут театром, для театра, с театром, но и помогают жить и работать.
Таким был В. И. Качалов.
Такой является Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Значение Ольги Леонардовны как актрисы очень велико. Все ее блистательное творчество, полное силы, ума, грации и таланта, прошло здесь, в этих стенах. Когда мы сейчас приближаемся к 60-летию Художественного театра и перелистываем страницы его летописи, мы видим, что важнейшие из них отмечены именем Ольги Леонардовны. Ее жизнь — это жизнь Художественного театра. Еще задолго до открытия Художественного театра она мечтала вместе со своим учителем, Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко о том, как в новом создававшемся театре будут осуществлены пьесы Чехова. Ее первые же выступления — царица Ирина и Аркадина — положили начало целой цепи созданий. С этого времени все радости театра, все его горести стали радостями и горестями Ольги Леонардовны».
Ольга Книппер никогда больше не вышла замуж, но в свете по-прежнему ходили слухи о её бесчисленных романах. «Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни…» — вспоминала она впоследствии.
Вопреки мнениям окружающих, для Чехова эти шесть лет тоже были счастливыми — с «милой актрисулей» он, даже умирая, чувствовал себя живым. Об этом они говорили друг другу в 400 письмах: «Обнимаю, целую, ласкаю мою подругу, мою жену; не забывай меня, не забывай, не отвыкай! Каплет с крыш, весенний шум, но взглянешь на окно, там зима. Приснись мне, дуся!»
Чехов, врач по образованию знал состояние своего здоровья, и тем не менее совершил нелегкую поездку на Сахалин и написал книгу очерков  «Остров Сахалин». В 1995 году по постановлению мэра города. Южно-Сахалинска был официально открыт Литературно-художественный музей книги Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Целью создания музея явилась мысль об увековечении памяти о поездке Чехова на каторжный остров в 1890 году. И женился в 1901 году, прекрасно понимая, что это его последняя страница жизни. Таким он был, этот интеллигентный, тонкий человек. Открыв сайт о жизни О.Л.Книппер, прочитала о ней… Жена писателя Антона Павловича Чехова.
…«Пушкин в прозе» - так назвал его великий писатель Лев Толстой. Сходство с Пушкиным заключено в легкости пера писателя, за которой скрыты, можно сказать,  муки творческих поисков. «Краткость - сестра таланта» - одно из самых известных изречений Чехова.
Его афоризмы и цитаты вошли в нашу жизнь с первого же рассказа: «Письмо к ученому соседу», в котором прозвучало: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Самое поразительное в чеховских фразах и образах - их простота»: «На деревню дедушке», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» да названия его пьес «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». В этой и заключено сходство с Пушкиным.
„ Именно Чехов в своих произведениях дал право на жизнь простому, внешне незаметному человеку с его страданиями и радостями, с его неудовлетворенностью и мечтой о будущем, об иной, "невообразимо прекрасной" жизни».
 «И в жизни Чехов относился с необыкновенной любовью и вниманием к каждому так называемому незаметному человеку и находил в нем душевную красоту. Люди любили его нежно и шли к нему, не зная его, чтобы повидать, послушать; а он утомлялся, иногда мучился этими посещениями и не знал, что сказать, когда ему задавали вопрос: как надо жить? Учить он не умел и не любил... Я спрашивала этих людей, почему они ходят к Антону Павловичу, ведь он не проповедник, говорить не умеет, а они отвечали с кроткой и нежной улыбкой, что когда посидишь только около Чехова, хоть молча, и то уйдешь обновленным человеком». «Вообще Антон Павлович необычайно любил все смешное, все, в чем чувствовался юмор, любил слушать рассказы смешные и, сидя в уголке, подперев рукой голову, пощипывая бородку, заливался таким заразительным смехом, что я часто, бывало, переставала слушать рассказчика, воспринимая рассказ через Антона Павловича».  О.Книппер "Об А.П.Чехове". Чехов неисчерпаем, интеллигентен, неповторим.  Неисчерпаемы сюжеты его произведений, и каждое время наполняет их новыми оттенками  смысла.

В свое время  наши преподаватели кафедры литературы  Даугавпилсского пединститута  исследовали творчество Чехова и выпускали ежегодно сборники  «Вопросы сюжетостроения. Время и пространство». Леонид Максович Цилевич (1925 – 2017) – автор книг  «Сюжет чеховского рассказа» - 1976, «Стиль чеховского рассказа» - Даугавпилс, 1994. Его жена,  Лия Соломоновна Левитан (1922 – 2016), автор статей о творчестве А.Чехова, одна из них «Чеховский рассказ - жанр 20 века»  - Literatura Humanitas, 1. Brno, 1991; Стиль прозы Чехова как системное единство. Даугавпилс, 1993.

P.S. Седьмого  январе 2020 года ушел из жизни наш замечательный преподаватель Фёдор Полиэктович Фёдоров,  профессор Кафедры русистики и славистики Даугавпилсского университета  (Латвия), член-корреспондент Латвийской Академии наук, почетный профессор многих европейских университетов. Ф.П.Федоров  не исследовал творчество А.Чехова, но определенное  время был заведующим кафедры литературы вуза,  редактировал  периодические изданий  и сборники  института , им  были опубликованы монографии: «Фауст Гёте», «Человек в романтической литературе», «Романтический художественный мир: пространство и время», «Генрих фон Клейст».

 2020 год.