O tempora, o mores!

Сергей Дерябин
               
 

 Очень часто приходится слышать сетования о том, что, дескать, времена настали отвратительные, кругом  засилье дураков и проходимцев – не то что  в прежние времена. 
  Но на самом-то деле, я уверен, соотношение дураков и умных в какой-либо социальной группе оставалось одинаковым во все времена. А положение в государстве и обществе всегда определялось позицией властных и общественных структур, дававших режим наибольшего благоприятствования, условно говоря, умным или глупым, равно как и праведникам или негодяям, честным или жуликоватым, трудолюбивым или пофигистам.  В результате чего конформистское большинство населения просто принимало установленные правила игры. Причем, национальные традиции и обычаи в этом деле играли вовсе не определяющую роль. (Ну, в самом деле, кто бы мог ожидать, что просвещенная Германия, всегда славившаяся своими культурными традициями и почитанием гуманистических воззрений, вдруг да изберет себе в вожди ультраксенофоба Гитлера?)
  И вот что еще необходимо отметить. В Японии сейчас всячески поощряют трудоголиков, а в странах  с  буддистским менталитетом  до сих пор в почете отрешенность от суеты и самосозерцание. В Спарте нравственно было сбрасывать младенцев в пропасть, а в современной Европе сейчас нельзя косо смотреть на темнокожего или более десяти секунд идти вслед за девушкой (домогательство!) То есть, никогда ни одно человеческое сообщество не было свободно от крайностей общественных установлений. Но никогда, кстати, не исчезала в сообществах и определенная прослойка, несогласная с существующим положением вещей.  И власть время от времени бывает вынуждена отходить от практики простых, дуболомных  решений  и прислушиваться голосу, условно говоря, праведников.   
   Однако важно отметить и то обстоятельство, что приверженность культу сильных, деспотических личностей всегда теплилась в недрах конформистского большинства. "Вот приедет барин, он нас и рассудит". Оттого- то после  1945 года  Германии многие немцы еще  долго  ностальгировали по временам своего преступного фюрера, вздыхая о царившем в прошедших временах порядке и всеобщим воодушевлении. Однако же в историю  той же Германии золотыми буквами на веки вписано совсем другое имя - Людвига Эрхарда,  автора немецкого экономического чуда, при котором уже через десять лет в ФРГ своим ветеранам войны платили пенсии гораздо большие, нежели в странах-победительницах. В пику Гитлеру он убедительно доказал, что настоящими "победителями-захватчиками" могут быть только новые технологии, деньги и товары. Зачем захватывать чужие земли, если свои ресурсы другие страны принесут сами, отталкивая друг друга локтями? Жаль, но новых Эрхардов ни на немецкой, ни на другой земле так больше не появилось. В том числе и в России.
  …Оглядываясь на события мировой истории, видишь одну и туже удручающую картину.  Ведет, ведет некий вождь-пассионарий  восторженных поклонников и плененные народы в страну вожделенного счастья, но ...никуда не приводит. Гаснет пламя сражений, дым рассеивается и ...все те же закопченные стены прежнего миропорядка вокруг.
   А вот новые идеи и знания (в том числе и гуманитарного характера), зачастую оказывались прорывом в будущее, хотя и с запозданием, но, в конце концов, находили  свое конкретное воплощение в величайших творениях человеческого разума, изменявшие жизнь социума к лучшему. Так что исторический прогресс, я убежден, движет вперед не воля и натиск суперменов-вождей, но новаторская мысль мудрецов, исследователей и изобретателей.
  Правда, мне могут возразить, что завоевания Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона вносили в миропорядок элементы прогрессивной новизны. Однако в таком случае можно оправдать и гиммлеровских палачей, поскольку после сожжения миллионов людей в крематориях оставалось несколько килограммов золота (обручальные кольца и зубные коронки). Так что, увы, никак не греет меня образ ницшеанского сверхчеловека, отвергающего мораль и совесть в пользу рациональности и скорейшего движения к выбранной цели.