Пара, река, Рязанская обл. - этимология

Сергей Колибаба
1) Общие сведения, топография, гидрография, история
 
а) Общие сведения

Пара, река в Рязанской обл., длина 192 км, сплавная, имеет 9 значительных притоков. Берега обрывистые, высотой 2—4 м, глубина в межень от 0,5 до 1 м, часты омуты глубиной более 2 м и мели, течение 0,5 м/сек.,  ширина 30-40 м.

* Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб., 1890—1907
Пара, река Тамбовской и Рязанской губ. Река Тамбовской и Рязанской губ., правый приток Оки, берет начало в Моршанском у. и протекает по Сапожковскому у. Длина 130 вер. Берега довольно населены, по ним расположено до 50 селений Пара не широка и не глубока, грунт иловатый.

б) Топография

* Река ПАРА показана на Карте Рязанского наместничества из атласа горного училища 1792 г. без названия.
* Бассейн реки ПАРА с деревнями показан на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовая карта. 1816 г.
http://www.etomesto.ru/map-atlas_1816/

в) Населенные пункты (некоторые) в бассейне реки Пара, Карта Менде Рязанской губ. 1850 г.
http://www.etomesto.ru/map-ryazan_mende/

* Борок, село, в устье Пары, упом. с 1520 г., Корноуховский Борок, принадлежало Терехово Воскресенскому монастырю до  XVIII в., дер. церковь. Река Пара от села Борок становится судоходной, весной (разлив) - караванное судоходство. Соседнее село Шилово - пристань, основные грузы: сено, лесные материалы и др. с/х продукты, в основном в Москву.
* Шилово, пгт., упом. с 1387 г., церковь.
* Тимошкино, село, упом. с 1584 г., церковь.
* Желудево, село, упом. с 1584 г., церковь.
* Летники, село, упом. с 1676 г., церковь.
* Черная (государственная) Слобода, село, упом. с XVII в., церковь.

Бассейн реки Пара обустраивался в XVI-XVIII вв.,  к началу XIX в. деревни разрослись, некоторые слились, почти в каждом поселении церковь (выделена церковная земля).
На Карте Менде отмечено 5 скотных дворов вынесенных за пределы деревень, что говорит о развитом животноводстве на территории (топонимы Телятьев выселок, Телятники (карта 1799)). Отмечены обширные ирригационные работы "полевые канавы", очевидно для отвода излишней влаги. Дорожная система развита, есть торговый выход на реку Оку.

г) Существующая этимология

Топонимический словарь Рязанской обл., Рязань, 2004;
http://info.rounb.ru/elbibl/kray/top_slov.pdf

"Пара, р., правый приток р. Оки. Название, видимо, имеет финно-угорское происхождение. Н.В. Любомудров, а затем С.К. Кузнецов соотносят его с эрзя-мордовским пара «добрый». Возможно также сближение с мокша-мордовским пора, помра «роща, бор, урочище». В последнем случае гидроним характеризовал реку с заросшими деревьями берегами".
*Примечание
Не доказано письменными источниками, гипотеза.

2) Гидроним в древнерусских и старорусских документах. Национальный корпус русского языка

* Жалованная данная тарханная грамота рязанского в. кн. Федора Ольговича иг. Солотч. монастыря Мартирию на пуст. Бовыкинское с угодьями и рыбной ловлей на р. Паре в Рязанском княжестве (1402-1427)
 
Яз, князь великий Федор Ольгович, придал есмь Святей Богородици на Солодшю игумену Мартирью з братьею Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубровою з бортными ухожьи и з бобровыми ловли и с рыбною ловлею по Паре реке, поколе отец мой придал великий князь Олег Иванович, и с поземом и з безатшинами. Поколе Бовыкинская пустошь с Якушевскою дубровою з бортными ловли и с поземом и рыбная ловля по Паре реке, потоле волостели мои не въезжают, ни чашници мои, ни ключници, ни поездовые, ни ямник, ни боровник. А бобры игумен сам бъет в монастырь Святей Богородици. А пожаловал есми его околничим Андреем Романовичем.

* Межевая рязанских двутретных писцов кн. Федора Семеновича Мезецкого и Третьяка Михайлова сына Дубровина земле Солотч. монастыря с. Новоселки с угодьями с землей Богословского монастыря д. Дьяконовское с угодьями в Рязанском у (1554)
   
А что за Простью Окою рекою меж старой Оки реки Солодченского монастыря Савицкой остров с Холковскою лукою, перекопью, з бортными угожьи, и з бобровыми ловли, и с рыбною ловлею...да пустошь Бовыкинская с Якушевскою дубровою, и з бортными угожьи, и с поземом, и з бобровыми ловли, и с рыбною ловлею по Паре реке; да земля бортная с поземом и с озеры и со всеми пошлинами, что ходил ту землю Федорко Шишков;...  да речка Ширна от верха и до низа, от усть речки Ширны вверх по Паре по Павловское озера один берег монастырской, а другой Покофтясевых детей. А те угодья рыбные ловли и бортные угожьи с поземом и з бобры, которые имены в сей выписи писаны в доли к Солодченскому монастырю по великих князей и великих княгинь резанских по старым жалованным грамотам и по монастырским крепостям, а ныне ведают по тем же грамотам и по крепостям.

* Никоновская летопись (1362–1424 гг.) (1526-1530)   
И тако въ то время князи Мордовстіи подведоша втаю рать Татарскую изъ Мамаевы Орды Воложскіа на князей нашихъ, а княземъ нашимъ въ небреженіи сущимъ и ничтоже о семъ смышляющимъ, аки и не бысть вести имъ. И доидоша наши Пару, ничтоже ведяще; Татарове же усмотривше ихъ, и вборзе разделишася на 5 полковъ, и тако безвестно удариша на нашу рать, въ тылъ біюще и секуще и колюще...

** Примечание
Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв, Том 3. Автор А.И. Цепков считает, что монастырское землевладение в XI-XVII вв. в Рязано-Муромской епархии было значительным, Солотченский монастырь считался крупнейшим.

3) Обобщение и вывод

Гидроним Пара применялся в старорусских документах примерно в конце XIV века, территории по реке, различные угодья (лес, бортные, рыбные, охотничьи) длительное время находились в монастырском владении, церкви имеются практически во всех поселениях. Природные условия в бассейне реки были благоприятными для жизнедеятельности населения, позволяли вести земледельческую, скотоводческую, рыболовецкую, ремесленную и торговую деятельность на всем протяжении течения реки.
Вывод
У нас "вырисовывается" образ территории реки как земли ПЛОДОРОДНОЙ (плодоносной), в избытке поставляющей людям свои плоды, все что на ней растет и живет, от растений и до животных, птиц и рыб. Все ведь находится на земле, она выступает как мать-кормилица, не так ли? Часть бассейна реки с давних времен принадлежала Церкви.
Осталось найти соответствующий термин сакрального языка иудеохристианства, иврита, чтобы одним словом-понятием описать бассейн реки.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

русск. ПАРА (смысл не определен) = ивр. ПАРА произращать, приносить плоды, плодоносная, произрастать, плодиться и подобные.
Формы от ПАРА - ПРУ (ПЕРУ), ПОРИА плодиться, плодоносить.

Источник

* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H6509

"Hомер Стронга: H6509. Оригинал: ПАРА. Произношение: ПАРА. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): приносить плод, плодиться, размножаться. E(hi): плодить, делать плодоносным".
Также по О.Штейнбергу: ПРИ (ПЕРИ) плод, порождение людей и животных, произведение земли, потомство, плод чрева.

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 389.

б) Библейский образ

* Бытие 1:22: "И благословил их Бог, говоря: плодитесь (ПЕРУ, ПРУ от ПАРА) и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле".
* Бытие 49:22: "Иосиф - отрасль плодоносного (ПОРАТ форма от ПАРА)  дерева, отрасль плодоносного (ПОРАТ) дерева над источником; ветви его простираются над стеною".
* Исаия 17:6: "И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных (ПОРИА от ПАРА) ветвях, говорит Господь, Бог Израилев".
* Исаия 11:1: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет (ЙАФРЕ от ПАРА) от корня его".

Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы нашли Смысл (содержание) и Суть гидронима Пара = ПЛОДОНОСНАЯ (бассейн реки).
Любой термин представляет собой связку Смысла (то, что вкладывает в него автор) и Сути (действительности: религиозной, природной, предметной, социальной и пр.), если Смысл объясняет Суть (главное), то тогда этимология близка к истине.

Кишинев, 13.12.2019 г.