Тяжёлая атлетика 3. Как я начинал

Лев Неронов
       
        В 50-е спорту уделялось много внимания!

        В полуподвальном помещении жилого дома, в ста метрах от проходной завода, разместилась секция штангистов. Комната во всю ширину дома. На ней три помоста и три олимпийских штанги с корзинками для блинов. И еще  вдоль стены штанги на подставках, изготовленные на заводе. Две для жима лежа, две для приседаний и наклонов, для толчка или жима с груди. Гири по 20 кг и по 2 пуда, крутилка для кистей, скакалочки.

        Грифельная доска, как в классе. Маленькая раздевалка с весами у входа-выхода, как бы в роли вахтера, мол, не проходите мимо: проверьте ваш вес. Отличный душ с множеством кабинок, чтоб завершить тренировку самым приятным «упражнением».

        Все это бесплатно предоставлялось желающим заниматься, укреплять силу и здоровье. Организовано с любовью и стараниями Константина Михайловича. Его помощниками или «крышей» были руководители профкома,  такие же, как и он сам, люди уважаемые, эвакуированные в Куйбышев из Воронежа в начале войны. Как и положено, в демократическом обществе, был у Константина Михайловича оппонент. Жил он этажом выше. Писал в профком жалобы, что штангисты, бросают штангу, мешают отдыхать ему, больному пенсионеру. Он и сам заходил в секцию, посидеть и поговорить. Ему рассказывали анекдоты, разговаривали за жизнь.
 
        В секции народ был самый разный. От зам. начальника цеха, бухгалтера и конструктора до рабочего, стрелочника с заводской ЖД.  Батя «выдергивал» борцов у Пудовкина, высматривая их на соревнованиях по борьбе. Конечно, тех, кто и сам, как больной зуб,  качался в своем спортивном коллективе. Везде, где бы Батя ни находился, он «формировал» кадровый состав секции, не забывая о ее весовых категориях. Подходил к широкоплечему пареньку, говорил авторитетно, по плечику гладил, бицепсы щупал. И мальчик уже свой.
 
        Батя представил меня славному коллективу секции, и я в тот же день включился в тренировки, во славу свою и родной теперь команды завода. Мне выдали амуницию штангиста: широкий пояс, спецботинки, лямки для разгрузки рук, тренировочные х/б костюмы, декольтированную борцовку и членский билет общества  ДСО «Крылья Советов». Я обзавелся спортивным чемоданчиком с заклепками по углам, чтобы таскать, пропотевшие на тренировке, шмотки. С этим чемоданчиком, где мне только не довелось побывать. Он и сейчас цел и невредим, хоть заново,  родись и ходи с ним в секцию.

        У меня на удивление быстро росли результаты. В каждой тренировке мне что-нибудь да удавалось впервые. Либо в упражнениях классического троеборья: жиме, рывке, толчке. Либо в подсобных упражнениях, выполняемых на разы. Работал я с весом 50-60-...-90% от предела, по 10 подъемов за подход. Иду на 100%...Если удается его 5 раз осилить, то это достижение. Увеличиваю вес на 5 кг.
План тренировок и непрерывное наблюдение, это - Батина забота. Он на классной доске мелом рисует «меню» каждой тренировки. Упражнений 5-7 классических и подсобных. Не считая «мелких брызг»: разминка, крутилка для кистей, скакалка, игра с гирями вдвоем или в одиночку (красивая вещь!). Меня он попросил нарисовать плакаты с общими рекомендациями для тренирующихся.

        Завел я себе тетрадь, куда записывал, дату, свой вес, все-все, что делал на тренировке. В основном это цифры. А то, что удалось мне достичь на тренировке, впервые в жизни, я обводил красным прямоугольником. Вся тетрадь моя, как у отличника,  получилась в красных прямоугольниках. О, боже, подержать бы теперь дорогую мне реликвию в руках!

        День у меня был, конечно, заполнен до отказа. Утром я просыпался со всей великой страной под бодрящий гимн Александрова, влезал в переполненный трамвай и ехал на завод. После работы, в понедельник, среду и пятницу шел «кланяться» штанге в спортзал. Если это вторник, четверг, пятница и «пирожковая суббота», ехал в институт.  На работе была  возможность учить уроки. Это мне очень было нужно! Далее - магазин, ужин в виде жареной картошки и чайник(!) молока. В воскресенье - разное, а также домашние задания, курсовые проекты.

        Через 6 месяцев тренировок я осилил нормативы 3-го разряда в полусреднем весе. Еще через 8 месяцев - 2-й разряд. Еще через 10 месяцев - 1-й разряд! На соревнованиях в городе Куйбышеве, в своем полусреднем весе, я надежно обеспечивал команде первое место!

        Либо это первенство района, города, зоны, республики, Союза.  Либо первенства по линии ЦСК «Крылья Советов». А раз в три года - спартакиада народов СССР. Бывали квалификационные соревнования и дружеские встречи. Плотная программа соревнований стимулировала тренировки. Соревнования, как правило, были и между «низовыми коллективами». Команда завода, укомплектованная  наполовину второразрядниками, имела шансы поучаствовать в первенстве России и даже Союза.
Профсоюз всегда поощрял призеров соревнований подарками. Помню, что у меня собрался комплект всех видов часов, от наручных до настенных. А Васятка Евсеев в случае победы заказал себе охотничье ружье! Подарок мы называли «кушем».

        Если готовились к поездке на соревнования выше городского уровня, то на пару недель освобождали команду от работы, на сборы с усиленными тренировками и питанием. Утром: тренировка часа четыре, душ, обед по талонам профсоюза. Вспоминаю, что в заводской фабрике-кухне на десятирублевый талон могли взять: сок томатный, для аппетита, салатик овощной, щей мясных полная порция, эскалоп с жареным картофелем и овощами, сметанки стакан «для резкости», чибрик, компот. По дороге домой еще квасу окрошечного кружечку опрокинешь, а то и две. Тогда отличный был квас, настоящий окрошечный, несладкий:
 
Многим нравится кружка пива,
многим водка ласкает глаз,
Верю я, эти напитки – диво,
ну а мне всех дороже квас.
                Когда тело замучит жажда,
                Когда вымотал летний зной,
                Хорошо опрокинуть разом
                Пару кружек, одну за другой!
И рукою живот погладить,
Крякнуть, вытереть потный лоб,
Повернуться, вымолвить важно:
- «А квасок –то у Вас Во!».
                Я штангист, поднимаю гири,
                Штанг тяжелых нянчу громадины,
                Утомиться от тяжестей мило,
                Меня труд физический радует.
А когда наломаешься всласть,
Килограммов вынянчишь тысячи,
Разольется по телу квас,
услаждая упругие мышцы.
                Если поезд примчит Вас,
                Возвратившихся из похода,
                Жигулевский, окрошечный квас
                Вам, уставшим вернет бодрость!
               
        Интереснее не в зрительном зале, а за кулисами. Тут видишь все. И не только снаружи, но и изнутри. Видишь как мандражировал совсем еще молодой, но уже опасный противник Жаботинский. Как он выведен из равновесия и не может собраться в ответственный момент. Батя решает с Сергеем Ивановичем Ромасенко стратегические вопросы: «Как не промахнуться с заказом весов». Мы с Юрой Мициным ведем всю процедуру подготовки Сережи, вплоть до его выхода на помост. Голос ведущего: - «На помост вызывается многократный чемпион Российской федерации - Ромасенко! Город Куйбышев».
 
        Глоток минералки. Нашатырь к вискам, к носу. Теплый громадный халат долой! Пошел! Сначала почти ритуал. Пудрит грудь и руки магнезией. Хрупает подошвами канифоль.
 
        Сергей Иванович Солдат с большой буквы. За ним сейчас Россия! Он собран и внимателен. Наклоняется, берет гриф штанги «в замок». Принимает исходную позицию для тяги. Медленно, но с ускорением-«подрывом» многодисковая громадина набирает высоту до «критической точки». Молниеносный подворот локтей с уходом в низкий сед, и, самортизировав внизу ногами,  вста-а-ва-ние. Штанга на груди. Полдела сделано. Давай, Сережа! Нет, это я внутри себя так кричу, не издавая звука. Нельзя мешать, это не футбол. Сережа сам все знает.  Толчок, ножницы, вес вверху на прямых руках! Аккуратный выход из ножниц. Фиксация. Вес взят!
Сергей Иванович не суетится, его подходы всегда «в десятку». Пошел - поднял. При полном напряжении всех сил, использовав до отказа свои физические и волевые качества. Украина, Жаботинский побеждены.