Француз

Лев Алабин
кино

Жанр история
Драма Режиссёр Андрей Смирнов, Продюсер Андрей Смирнов, Елена Прудникова
Автор сценария Андрей Смирнов
В главныхролях Антон Риваль,Евгения Образцова

Бывшее и забывшее

Но есть консервы РЫБНЫЕ ТЕФТЕЛИ
Расплывчатость и фантастичность цели
Есть подлость водка скука и балет -
Леса и степи, стройки и ракеты
Есть даже люди в захолустье где-то
И видит Бог! - хоть Бога тоже нет.

Генрих Сапгир (Сонет о том, чего нет)

Открытие "Сталкера". Фильм "Француз". Прочитал, что обещано показать жизнь андерграунда 50-х годов. Моя тема.
Облом. Увы, никакой жизни "богемы" в фильме нет. Режиссер Андрей Смирнов ровесник многих персонажей 50-х. Мог знать многих и атмосферу после 20-го съезда. Упоминается Алик Гинзбург, Издатель «Синтаксиса». В фильме неудачно переименованного в «Грамотей». Это все-таки не колхозное издание. Звучат коротенькие стихи поэтов «Синтаксиса» Холина и Кушнера. Упоминается естественно Бродский. Знакомит француза, залетевшего в Россию с миром андерграунда представитель московского диссидентства Владимир Успенский. Кто этот персонаж в реальности не смог понять. В конце фильма его берут под руки и сажают в воронок. Собственно, финал - самый сильные кадры. Рыдающая балерина, которую не пускают в Париж, улетающий «француз», которого больше никогда не пустят в Россию. Посадки смелых, бескомпромиссных парней.
На «подельника» Гинзбурга Алексея Добровольского герой не похож совершенно. И есть ли прототип в реальности у Владимира Успенского? Из титров мы узнаем, что фильм посвящен Алику Гинзбургу. Но места в фильме уделено ему ничтожно мало. Не странно ли?
Играет в фильме и Вера Лашкова – (завхоз дома культуры) реальная подельница Гинзбурга. Но узнать кто это, на самом деле, та самая Вера, или полная тёзка, невозможно. Современных фотографий Веры не существует. А те что есть 60-летней давности.
Сводят нас на экскурсию в Лианозово, познакомят с Оскаром Рабиным, нисколько не похожим на себя, но не покажут ни одного барака. Сводят на Джаз. В какой-то самодельный клуб, в существование которого невозможно поверить. Там будет играть на саксе якобы «Леха», то есть Алексей Козлов. В конце 50-х в Москве существовало по крайней мере три легальных, а не подпольных кафе , где лабали джаз. «Коктейль-холл» - ул. Горького 16, «Огни Москвы» - гостиница «Москва» и на ВДНХ. Какой имеется в виду «самодельный» и подпольный клуб непонятно. Скорее всего он выдуман. Собственно вся жизнь «богемы» 50-х тут выдумана. И это обескураживает. В фильме посвящено ей всего пара невнятных эпизодов. Обескураживает и то, что все одеты, как вахлаки. А мода была в 50-х. И весьма утонченная!
Гораздо интереснее раскрыты в фильме, хотя опять-таки, только «на словах» судьбы не интеллигенции, а бывших. То есть дворян. И вот эта тема совершенно новая. Вот кто истинные носители и хранители национальной культуры. Но к сожалению, в фильме все сводится лишь к выяснению родства. Ну, и наконец, герой фильма, русский француз находит своего отца, урожденного Татищева, который тут же и умирает, и сын, его хоронит. В принципе, это главный сюжет – поиски Татищева, и выяснения отец ли он французу. Но если честно, это совершенно не волнует. То, что он нашел своего папу, чудом выбравшегося из Гулага только лишь формальность.
Предваряет фильм длиннейшая сцена в Париже за столиком. На открытом воздухе. Французы выбирают вино. Больше нечем им заняться. Вспоминается нелепый Бунин Андрея Смирнова, ноющий и тоскующий на французских курортах.
Ну, а главный интерес где режиссер не жалеет метража, а оператор все снимает с удовольствием - оказывается за кулисами Большого театра. Здесь без устали фиксируются балерины в купальниках, пачках и коротеньких юбочках, тянущие свои длинные конечности, забрасывающие их за спину, за голову и за попу. Тут все удалось. На это и я бы вечно смотрел. Но к фильму, - ни к дворянам, отсидевшим срока, ни к Алеку Гинзбургу, это не имеет ни малейшего отношения.
Да, еще цитируют строчку Беллы Ахмадулиной. Это говорит о том, что сценарист, он же режиссер, ничего ни в чем не смыслит. Неофициальные поэты терпеть не могли "Сисипятников" - Членов Союза писателей.

Есть в фильме, и возможно это главное, параллелизм судеб.  У отца Татищева не сложилась судьба, виной - революция. И его любимая родила сына в эмиграции. в Париже. а он всю жизнь отбыл в ГУЛАГе. И сын, нашедший отца и успевший в Москве влюбиться в балерину, тоже разъединен с ней советским железным занавесом. И поскольку с балериной уже случилась заветная связь, чему мы, зрители, возможно, что и она родит  сына, неизвестного "французу". Такая она наша Россия. Постоянны в ней насилие и творчество, Любовь и разлука.