А нужно ли мне искусство?

Ольга Гунина-Владимирская
         Смотрим  ли  спектакль,    слушаем  ли  оркестр  в  концертном  зале,  впиваемся ли   взглядом  в  пейзажи  далеких  стран,   изучаем  ли  портреты  наших  предшественников  и  вдруг  чувствуем,  что  в  душе   становится  светло  и  легко. И  с  этим  новым  ощущением   сопричастности  к  великим  творениям  искусства  идем  домой.  На  другой  день,  вспоминая  вчерашнее   приятное  ощущение,  хочется  снова  и  снова  его  пережить.
   Версия  историческая.

     Об  использование  в  Древней  Греции,  Китае,  Индии  различных  видов  искусства с  целью  лечения  души  и  тела    есть  множество  доказательств.  Жрецы,   врачи  и  философы  задумывались  над  тайнами  влияния  живописи,  театра,  танца и  музыки,  пытаясь определить их  роль  не  только  в  восстановлении  организма,  но  и  в  формировании  духовного  мира  личности.
    Те,  кто  из  нас  читал  «Одиссею»  Гомера  припомнят,  как  он  повествует  о  лечении  ран  воина  музыкой  и  пением,  и  как  Ахилл  снимал  эмоциональное  напряжение  своим  пением  и  игрой  на  лире.

  Художественное  пение  существовало  уже  до  нашей  эры  в  Египте,  Малой  Азии,  Древней  Греции.  Свойство  голоса  выражать  чувства  и  эмоции  использовалось  в  вокалотерапии. 

     Музыкотерапия широко  использовалась  в  Древней  Индии.  Она  основывалась  на  идее  единства  Вселенной  и  закона  ритма,  воздейст-вующих  на  духовную  сущность  человека.  Музыка  Индии  сохранила  до  настоящего  времени  мистицизм  тембра  и  тональности,  открытый  еще  в  древности.

     У  китайцев  использовался  особый  музкальный  лад,  базирующийся  на  пяти  ладах,  называемый  пентатоникой.  Эти  пять  тонов,  по  их  мнению,   соответствуют  пяти  превоэлементам  природы – земля,  металл,  дерево,  огонь  и  вода,  которые  в  свою  очередь  соотносятся  с  пятью  органами  человека – селезенкой,  легкими,  печенью,  сердцем,  почками.   Особое  место  в  системе  китайской  музыкальной  терапии  занимали  музыкальные  инструменты, посредством  которых  устанавливалась  связь  между  их  звучанием,  вибрациями  различных  органов  тела  и  колебаниями  космоса.

  Танец  использовался  древними   в  целях  врачевания.  И  даже  в  более  поздние  времена  в  Италии  движения  под  быструю,  динамичную  музыку
считались  эффективным  средством  от  тарантизма  (укуса  паука – таран-тула).  Больные  в  бешенном  темпе  в  танце  «тарантелла»  двигались  до  полного  изнеможения,  «вытанцовывая  яд  из  тела».

    Древние  греки  придавали  особое  значение  театру.  Первый  театр  возник  именно  в  Древней  Греции.  В  Афинах,  Спарте  и  других  областях
Греции  театр  был  государственным  учреждением.  С  помощью  театра  проповедовались  определенные  идеи,  формировалось  мировоззрение  народа.  Театр  давал  зрителям  живые  уроки  героизма,  воспитания  воли,  верности  своим  идеалам.  Сильные  духом  Прометей,  Эдип,  Антигона,  Электра,  их  переживания  привлекали  к  себе  и  вызывали  сострадание.

     Изобразительное  искусство  рассматривалось  как  эффективное  средство  воздействия  на  человека.  В  галереях  выставлялись  скульптуры,  олицет-воряющие  благородные  человеческие  качества  («Милосердие»,  «Справедливость»  и  др).  Считалось,  что,  созерцая  прекрасные  изваяния,  человек  впитывает  все  лучшее,  что  они  отражают.  То  же  самое  относится  и  к  картинам великих  мастеров.

    Версия  психологическая.

     «Я  посмотрела  в  театре  спектакль: сын  в  младенчестве  оставлен  матерью  и  вырос  в  семье  теток.  Как  же  ему  тяжело  жить  и  понимать  других  людей! Я  плакала,  и  как  бы  освободилась  от  камня  на  душе.  Ведь  моя  мать    оставила  меня в  раннем  детстве»,  -  говорит женщина,  ей  на  вид  лет  40,  но  эта  боль  остается  с  ней  до  сих  пор.
 
   Эта  зрительница  переживает  особое  состояние,  называемое  катарсисом,  что  означает  очищение.   Эмоциональное  потрясение,  которое  она  испытывает  под  воздействием  спектакля,  вызывает  в  ней  повторное  переживание  обиды  на  мать.   Женщина  заново  прожила  свое  детство  и  жизнь  без  матери,  которая  стала  источником  её  детской  психической  травмы.  В  результате  просмотра  спектакля  её  глубоко  спрятанные  чувства  боли,  обиды,  ненависти,  злости,  зависти  проявились  и  вышли  наружу,   и  она  освободилась  от  болезнетворных  симптомов.
 
        Когда  герой  пьесы  исповедуется  нам  о  своих  страданиях,  мы  сострадаем  ему,  потому  что  сами  были  в  такой  ситуации  или  можем  в  нее  попасть.  Такое  сочувствие приносит  нам  облегчение,   ведь  мы  воспринимаем  события  в  спектакле  не  только  интеллектуально,  но  и  сердцем.   Мучительные  и  неприятные  состояния  подвергаются   разрядке  и  уничтожению,  и  превращаются  в  новые  противоположные  чувства.  Это  и  есть  эстетическая  реакция.

         Не  только  слезы,  но  и  смех  могут  освободить  нас  от  тяжелых  эмоций.  Смешное  и  горестное  -  два  противопоставленных  типа  ценностных  переживаний.  Эти  переживания   поддерживают  баланс  человека  со  средой.  И  смех,  и  плач  вскрывают  несовершенство  мира  и  в  то  же  время   восстанавливают  его  устойчивость  и  целостность.
Версия  арт-терапевтическая.

    Положительное  влияние  на  нашу  психологическую  сферу  оказывает  не  только  соприкосновение  с   результатами  творчества  художников,  артистов,  музыкантов.  Такой  же  эффект  можно  получить,  если  мы  сами  начинаем  творить.  Метод  арт-терапии  можно  отнести  к  древним  и  естественным  формам  изменения  эмоциональных  состояний:  снять  накопленной  психическое  напряжение,  успокоиться,  сосредоточиться. Начиная  что-то    рисовать  или  сочинять,  мы  посылаем  себе  и  миру  некое  послание  о  своем  взгляде  на  ту  или  проблему.  И  выпускаем  из  своего  подсознания  страхи  и  тревоги.

  Для  того,  чтобы  лечить  душевные  раны  искусством,  не  обязательно  идти  к  врачу.  Выплескивать  эмоции  на  рисунке  можно  и  дома.  Предлагаю  вам  сделать  это.  Итак,  возьмите  фломастеры,  чистый  лист  бумаги  и  сядьте  поудобнее  за  столом.  Закройте  глаза  на  несколько  минут  и  прислушайтесь  к  себе.  Постарайтесь  в  этот  момент  не  концентрироваться  на  проблеме,  отпустите  ее.  Открыв  глаза,  начинайте  рисовать  на  бумаге  абстрактный  рисунок – линии,  цветовые  пятна,  фигуры.  Главное – не  задумывайтесь  над  тем что  рисуете.  Когда  вы  втянетесь  в  процесс  рисования,  вернитесь  к  проблеме  и  сконцентри-руйтесь  на  ней.
 
  Теперь  старайтесь  погрузиться  в  свои  переживания  и  подбирайте  цвета,  так  как  вам  диктуют  эмоции.  Старайтесь  эмоции  выплеснуть  полностью  на  листок.  Творите  до  тех  пор,  пока  на  листе  не  кончится  свободное  место.  Чувствуете,  что  не  освободились  до  конца,  берите  еще  бумагу  и  рисуйте  до  тех  пор,  пока  не  почувствуете,  что  вы  опустошены,  но  равновесие  постепенно  восстанавливается.
 
    После  этого  на  следующем  листе  опишите  словами,  что  вы  чувствуете  в  этот  момент.  Не  задумываясь  и  не  останавливаясь,  пишите  ассоциациями. Остановитесь  тогда,  когда  надоест.  Теперь  соберите  все  свои  листы- творения  и  сожгите  их  или  порвите  на  маленькие  кусочки.  Вы  избавились  от  своего  тяжелого  настроения.  Оно  перешло  в  рисунок,  оно  исчезло. Вам  стало  легче.

   Творчество  всегда  являлось  средством  преодоления  страха,  возникшего  в  связи  с  каким-то  внутренним  конфликтом.  Кроме  того,  такая  терапия  приносит  автору  удовольствие.  Она  позволяет  человеку  «выпустить  пар»  - дать  социально  приемлемый  выход  агрессивности  и  другим  негативным  чувствам.

    Версия  прагматическая.

       Когда  взрослеем,  делаемся  солиднее,  вступаем  с  другими  людьми  в  деловые  отношения,  то  в  какой-то  момент  ощущаем,  что  нам  так  не  хватает  телесных  контактов:  рукопожатий,  похлопываний,  подтакливаний.  Мы  уже  не  можем  позволить  себе,  как  в  юности,  при  встрече  приобняться,  чмокнуть  ласково  в  щеку  давнюю  подругу  или  друга,  погладить  по  руке  и  подержать  лишни  пару  минут за  локоть.  Уже  давно  лишились  материнских  поцелуев,  братских  подзатыльников  и  сестринского  таскания  за  ухо,  но  тело  наше  помнит  и  просит  этих    телесных  контактов. 

    И  здесь  нам  помогает  именно  искусство.   На  выставке  картин,  а  еще  лучше в  зале  скульптуры,  мы  вступаем  в  некий  воображаемый  контакт  с  персонажами  картин  или  скульптур.  Мы  можем  приблизится  вплотную  или  отойти  подальше  «от  них»,  сами  устанавливаем  «безопасную»  дистанцию.  Этим  мы  освобождаем  свое  тело  от  застаревших  мышечных  зажимов.
   
     Естественный  звук  инструмента  и  живой  голос  певца  на  концерте  дает  нам  эмоциональную  разрядку.  Наши  эмоции  быстро  нарастают    по  ходу  звучания  музыки,  то  нам  весело  и  легко,  когда  мажорная  музыка,  то  мы  грустим,  когда  минорная.  Нам  легче  удается  осознать  собственные  переживания,  мы  начинаем  фантазировать,  откуда-то  появляются  новые  решения  старых  проблем.  В  результате  «музыкального»  катарсиса   мы  легче  формируем  новые  отношения  и  жизненные  установки.

    Многие  родители  считают  важным  эстетическое  развитие  детей,  для  этого  они  отправляют  своих  чад  в  музыкальные,  художественные,  хореографические,  театральные  школы,  студии  и  кружки.  И  как  верно  поступают!  Ведь  в  ребенке  развиваются  и  способности,  и  культура,  и  умение  общаться  с  людьми  и  появляется  тонкая  душевная  организация  психики.  Он  точно  сможет  понять  свои  настроения  и  движения  души  другого  человека,  он  сможет  сформировать  свои  потребности  и  понять  потребности  другого.  Зачастую  это  способствует  выбору  профессии  или  становиться  прибыльным  бизнесом.

    Вот  как   ответил  на  вопрос:  «Что  вам  дало  музыкальное  образование?» выпускник  экономического  факультета,  в  детстве окончивший  музыкальную  школу  по  классам  скрипки  и  фортепиано.   «Мне  привит  хороший  вкус,  что  сегодня  позволяет  быстро  отличить  качественную  музыку от  не  качественной  и  аргументировано  доказать  это.  С  любой  девушкой  могу  завести  знакомство  с  вопроса  о  музыке:  «А  тебе  нравится…?»  И   в  случае  отсутствия  работы  по  основной  специальности,  всегда  есть  возможность  заработать,  играя  в  кафе  и  ресторанах».
 
       Независимо  от  того,  зачем  нам  нужно  искусство,  общение  с  ним  важно  и  необходимо  и  взрослым,  и  детям.    Оно  доставляет  удовольст-вие,  вызывает  интерес  к  себе  и  жизни,  заставляет  фантазировать  и  четче  воспринимать  себя  и  мир.  И  на  предложение  провести  вечер  в  кругу  одной  из  муз:  Мельпомены,  Терпсихоры,  Талии  -  с  радостью  соглашайтесь.  Не  пожалеете!

  Психолог  Ольга  Гунина