Вселенский разум и религии.
(Часть третья)
1. Кришна Сын Махадевы.
Кри;шна - одна из форм Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов. В монотеистической традиции кришнаизма почитается как верховная и изначальная форма Бога, источник всех аватар.
Махадева одно из имен Шивы индуистского божества, верховного бога в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды. (Энциклопедия).
Древнейшие предания говорят о том, что в результате борьбы между белой расой и черной расой появились династия солнечная и династия лунная. Цари из первой династии вели свое происхождение от солнца; другие называли себя сынами луны. В основе их борьбы лежали противоположные религиозные идеи.
Солнечный культ приписывал Богу мужское начало. В нем соединялось все наиболее чистое из ведических преданий: наука священного огня и молитвы, понятие о верховном Боге, было выборное патриархальное начало.
Культ лунный приписывал Божеству женское начало. Под этим обоготворялась природа, по большей части слепая, непостоянная, в ее наиболее бурных проявлениях. Этот культ склонялся к идолопоклонству и к черной магии. Он благоприятствовал многоженству и тирании, опирающейся на народные страсти.
В результате ожесточенных битв победили цари лунного цикла. Представители солнечного цикла были свергнуты и преследуемые прячутся в лесах у отшельников.
Для восстановления солнечного культа был послан Великий Посвященный – Кришна. В результате Его влияния цари солнечного культа объединились и одержали победу.
1. Краткое изложение легенды о Кришне.
Однажды девица по имени Деваки погрузилась в глубокий сон. Она услышала небесную музыку, как бы океан арф и божественный голосов. Внезапно небо разверзлось, раскрывая бездны света. Тысячи сияющих существ смотрели на нее и, в сверкании молниеносного луча, Солнце солнц, сам Махадева (верховный Бог), появился перед ней в человеческом образе. И тогда, чувствуя, что мировой Дух, проник в нее, она потеряла сознание и в забвении всего земного, отдавшись беспредельному восторгу, она зачала БОЖЕСТВЕННОГО МЛАДЕНЦА.
Когда семь лун описали свои магические круги вокруг священного леса, глава отшельников призвал к себе Деваки. «Воля Дев исполнилась», сказал он. «Ты зачала в чистом сердце и в божественной любви. ДЕВА и МАТЬ, мы преклоняемся перед тобою. От тебя родится СЫН, КОТОРЫЙ БУДЕТ СПАСИТЕЛЕМ МИРА. Так родился Кришна.
2. Учение Кришны.
Кришна учит своих ближайших сподвижников: «Выслушайте великую и глубокую тайну. Чтобы достигнуть совершенства, нужно овладеть НАУКОЙ ЕДИНСТВА, которая выше мудрости; нужно подняться к божественной Сущности, которая выше души и даже выше разума. Божественная та сущность, верховный тот друг пребывает в каждом из нас, ибо Бог находится внутри каждого человека, но мало кто умеет найти его.
Узнай же путь спасения. Когда вы познаете совершенную сущность, которая выше мира и которая заключена в нас самих, решитесь покинуть врага, принимающего форму желания. Побеждайте ваши страсти. Наслаждение, доставляемое чувствами, подобно недрам, рождающим страдание. Не только делайте добро, но и сами будьте добрыми. Достигайте того, чтобы побуждение заключалось в самом действии, а не в плодах его. Отрекитесь от плодов ваших дел, чтобы каждое из ваших действий было как бы даром, приносимым Всевышнему. Человек, приносящий в жертву свои желания и свои дела Тому, от кого произошли начала всех вещей, кто создал вселенную, достигает посредством этой жертвы совершенства».
В его учении получает дальнейшее развитие теория перевоплощении души:
« Если душа соединяется с разумом, она достигает Сатвы, т.е. мудрости и мира; если она колеблется между разумом и телом, она попадает под господство Раджас, страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом круге; если же она подчиняется телу, она отдается во власть Тамас, безрассудству, неведению и временной смерти.
По распадению тела, когда победит Сатва (мудрость), душа поднимается в беспорочные области тех чистых Существ, которые приобрели ведение Единого. По распадению тела, в котором господствовала Раджас (страсть), душа возвращается вновь в среду тех, кто привязан ко всему земному. Точно также если распадается тело, в котором преобладала Тамас (неведение), душа затемненная материей, снова привлекается в лоно неразумных существ".
Кришна учит о том, что в духовном единении с Богом человек приобретает духовную мудрость, которая превышает все дары, и человек испытывает божественное блаженство, ибо тот, кто находит в себе самом свое счастье, свою радость и в себе самом находит свет, тот в единении с Богом. Кришна утверждает что душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и от страданий и пьет воду бессмертия.
Говоря о себе, Кришна раскрывает свою тайну о том, что хотя он по природе своей не подлежит рождению и смерти и что он есть Творец всего сущего, тем не менее, повелевая своей природой, он проявляется собственной силой. И каждый раз, когда добродетель падает в мире, а порок и несправедливость преобладают, он делается видимым, и таким образом он рождается из века в век для спасения справедливого, для сокрушения злого и для восстановления праведного закона.
Как мне представляется именно в этом и заключается смысл появления Великих Посвященных.
Кришна утверждает, что тот, кто воистину знает Его природу и Его божественное творчество, тот, покинув тело, не вернется к новому рождению, тот придет ко Нему.
Кришна предупреждает о том, что он поведал ближайшим сподвижникам великую тайну. Он требует, чтобы сообщали ее лишь тем, которые могут вместить. «Вы - мои избранные; вы видите цель; толпа же видит лишь часть дороги. И потому идите со Мной проповедовать народу Путь спасения».
Он проповедовал народу, прежде всего, милосердие относительно своих ближних. «Боль, которую мы наносим своему ближнему, следует за нами. Познавшие сущность любви к ближнему, должны быть предметом искания для праведного, ибо такие дела весят на чаше божественных весов более всего. Если ты будешь искать общения только с добрыми, твой пример не принесет пользы; не бойся жить среди злых и стремись обратить их к добру».
Когда неверующие или гордецы просили объяснить природу Бога, он отвечал изречениями вроде следующих: «Ученость человека полна тщеславия; все добрые дела человека обманчивы, если он делает их не во имя Бога. Кто кроток сердцем и познал Бога, тот любим Богом; такой человек не нуждается более ни в чем. Бесконечное одно может понимать бесконечное; один лишь Бог может понимать Бога».
Он учил, что Владыка вселенной воплощался уже не раз среди людей. И он появится вновь.
Кришна говорил о внутреннем рабстве тех, кто делает зло, и о небесной свободе тех, кто делает добро.
Нереальное не имеет бытия; реальное никогда не перестает быть; эту истину провидели познавшие сущность вещей.
Узнай, что сущность эта, которая все проникает, неразрушима. И никто не в силах уничтожить ее.
Думающий, что он убивает, и тот, кто думает, что его убили, оба проявляют неведение. Нельзя ни убить, ни быть убитым.
Как человек, сбрасывая изношенное платье, облекается в новое, так и живущий в теле, сбрасывает изношенные тела, и переходит в новые.
Оружие не может пронзить его, огонь не может сжечь его, вода не может залить его и ветер не может иссушить его.
Для рожденного неизбежна смерть, а для умершего неизбежно рождение; поэтому не печалься о неизбежном.
3. Окончание миссии.
Когда Кришна почувствовал, что миссия его закончена и что она требовала только одного для своего завершения: печати добровольной жертвы.
Когда желающие его смерти бросились на него, и привязали его к стволу дерева и Кришна допустил это, оставаясь как бы во сне. Когда первая стрела пронзила его и брызнула кровь, Кришна воскликнул: «Васишта! Сыны солнца победили!» Когда вторая стрела, дрожа, вонзилась в его тело, он сказал: «Светлая мать моя, даруй, чтобы любящие меня вступили вместе со мной в твой сияющий чертог». При третьей стреле он произнес одно только слово «Махадева»! и затем, с именем Брамы на устах, испустил дух.
После этого большая часть Индии приняла культ Вишну, который примирил солнечный и лунный культы в Браминизме.
4. Значение учения Кришны.
Учение Кришны заключает в себе две основные идеи, два руководящих принципа, лежащие в основе всех последующих религий.
Первый относится к бессмертию души и дает идею ее последовательных земных существований.
Второй указывает на троичность Бога и человека, на природу божественного Глагола, раскрывающуюся в человеке.
Мысль о том, что в сознании человека Бог, Истина, Красота и Добро раскрываются путем любви и жертвы появляется в первый раз у Кришны.
Под влиянием Кришны эта идея засияла во всех храмах Азии, Африки и Европы. В Персии, это - Митра, примиритель светлого Ормузда и темного Аримана; в Египте, это - Горус, Сын Озириса и Изиды; в Греции, это – Аполлон, бог солнца и лиры, это – Дионис, воскреситель душ. Всюду солнечные бог есть в то же время и бог – посредник, а свет является везде одновременно и словом жизни. Кришна внес эту идею в древний мир, а через Иисуса ее свет засиял по всей земле.
Конец третьей части.