Маргарита Адаева в роли Нади

Наталия Май
               

В сериале «Тест на беременность» сценаристы создали любовный треугольник: медсестра Надя и два начинающих врача, Павел и Алексей. Надя была показана и сыграна как девушка, которая создана для работы сестры милосердия. Милая, тихая, скромная, чью привлекательность можно сравнить с прелестью неброского полевого цветка, с мелодичным голосом, при этом в первом сезоне в ней отчетливо проступало чувство собственного достоинства. Паша был сынком руководителя больницы, и отец просто не знал, что с ним делать – совсем от рук отбивался, не хотел учиться и работать, болтался с модными тусовщиками, менял девушек, вел себя как подросток. По уровню развития ему можно было бы дать лет тринадцать, а не двадцать с небольшим. Алексей – полная его противоположность, из бедной семьи, очень ответственный и серьезный, довольно проницательный и имеющий амбиции как врача, так и писателя. Свою книгу о буднях медицины он посвящает «Наде, как восьмому чуду света…» Видя в ней не только привлекательную девушку, но и идеальную подругу жизни – по его уровню достатка, происхождению (тоже простому), образу жизни. Он все обдумал, считал, что это идеальный для него вариант.

Но Надя, уважая Алексея по-человечески и отдавая ему должное, как это часто бывает с девушками серьезными, влюбляется в свою полную противоположность – Пашу. Паша кажется ей привлекательнее внешне, более светским, она воспринимает его как прекрасного принца, который в будущем, возможно, станет менее легкомысленным и остепенится. Паша тянется к Наде, но Алексей внушает ему, что эта девушка совершенно не для него, пусть найдет более современную, модную, без комплексов, готовую на любые приключения. Он надеется уничтожить их взаимную симпатию и жениться на Наде сам. Паша, поскольку он довольно наивный и внушаемый, идет на поводу у Алексея и легко поддается чарам очередной тусовщицы.

Глубоко обиженная Надя общается с Алексеем, читает его книгу, проникается  к нему все большим уважением. Возможно, из этого что-то и выросло бы, но Паша начинает сожалеть, что так легко поддался манипуляциям Алексея и возобновляет ухаживания за Надей. Алексей тоже не лишен недостатков – сценаристы его не идеализируют. Он показан как человек, несмотря на все свои достоинства, мелочный и завистливый. Он завидует материальным возможностям семьи Паши, его успеху у девушек. Ему хочется его «умыть». В конце первого сезона Надя поставлена перед выбором: Алексей или Павел. Она решается отказать обоим.

Во втором сезоне эта линия принимает неожиданный оборот. Павел под влиянием Бахметьевой изменился – но только в том, что касается его работы. Он старался и стал полноценным профессионалом. Теперь на работе к нему замечаний особых нет, его стали уважать коллеги. И отец этому рад. Павел и Надя снова начинают встречаться. И происходит их физическое сближение, которое обескураживает Павла. Надя оказалась невинной, неопытной, их отношения не доставляют ему удовольствия. Он откровенно признается в этом коллеге, выпив лишнего: Надя в постели – бревно, а девушки, с которыми он встречался безо всякой любви, были крутыми. Он впал в состояние хронического раздражения и стал откровенно давать Наде понять, что как женщина она его не устраивает. Слухи поползли по больнице – на редкость унизительные для Нади. Она замыкается в себе и начинает пропадать ночами на работе. И Павел, и Надя не знают, что делать, как изменить ситуацию к лучшему. Поразительно, что несчастным и обиженным Павел считает себя, ему и в голову почему-то не приходит, как он ранит Надю – мог хотя бы не болтать об их отношениях, чтобы другие не перешептывались на ее счет. Можно, в конце концов, если так уж она ему в качестве любовницы не нравится, тихо расстаться, придумав какой-то предлог, не до такой степени обидный для нее.

Для меня это странно, потому что в первом сезоне Паша казался гораздо мягче, тактичнее и вовсе не отличался грубостью и нечуткостью в отношении женщин. Я считаю, что здесь его характер изменили – и не то, что в худшую сторону, а просто именно его почему-то показали до такой степени бесчувственным к боли, которую он причинял Наде, что это уже говорит об идиотизме. Бывает, что даже измены просто ради разнообразия ранят меньше. А он и не думал ей изменять.

Надя приходит к горькому выводу, что такой тип девушек/женщин, как она, в современной жизни никому не нужен, и ей надо стать другой – как типичные подруги Павла из его тусовки. Она пытается изменить свою внешность – ярко красится, но и сама чувствует, что не очень это ей идет, и ей некомфортно в таком обличье. Поэтому она мечется – то пробует что-то изменить, то идет на попятный… Она не знает, какой надо стать, чтобы ее любили. Ей советуют «не играть на чужом поле», не терять свою индивидуальность (приятную – нежную, акварельную), но ей кажется, что ТАКОЙ она не нравится никому.

Невольно ее застает в слезах новый врач – психиатр. Он вытягивает из Нади всю правду. Она наивно думает, что им движет сочувствие. А когда он ее соблазняет, она ощущает, что в ней вдруг проснулось женское начало – на чисто физическом уровне. Она, может быть, и не считает происшедшее любовью, но веры в себя ей это прибавило. Свидания с ним повышают ее самооценку. Но она не понимает, что он – манипулятор, который говорит людям то, что они хотят услышать, забавляясь в душе, но не испытывает подлинных чувств ни к кому. Застав его флиртующим с другой женщиной, Надя решает, что с нее хватит. И теперь она будет думать только о работе – возможно, станет учиться на врача, у нее есть для этого данные.

Павел, узнав об ее короткой связи с психиатром, приходит в ярость, искренне не понимая, почему такое могло случиться. То называет Надю лицемеркой, то обвиняет в желании отомстить за былые измены, почему-то не видя простую правду – он до такой степени ЗАНИЗИЛ ее женскую самооценку, что ей просто нужен был кто-то типа этого психиатра, чтобы эту самооценку повысить хотя бы немного. Это не лицемерие и не месть. Это – глубокий душевный кризис, из которого она просто не знала, как выбраться – на грани отчаяния. Но Павел жалеет только себя и воображает себя великим страдальцем, обиженным жизнью. (В первом сезоне он ТАКИМ дураком, чтобы вообще ничего не понимать, все-таки не был.)

Сценаристы внезапно решили, что Надя должна погибнуть. Думаю, это стало шоком для многих зрителей, которым нравилась эта сюжетная линия. Кто-то вообще, в основном, ради нее сериал и смотрел. Надя была противовесом типичным женщинам этого сериала – бедная девушка, не гламурная, естественная и необыкновенно милая, старомодная. В сериале нужна хоть одна такая героиня! Зачем же было ее убирать? Она вносила свою краску, свой колорит, аромат… А без нее сериал какой-то американизированный (в том, что касается современных женщин). Все-таки в шоу такого типа должно быть больше разных типажей.

Последним человеком, с которым Надя разговаривала перед смертью, был Алексей, которому она призналась, что вдруг как никогда почувствовала желание жить (глядя на людей, пострадавших в катастрофе). Это был единственный на сегодняшний день из знакомых мужчин, который действительно ценил ее – во всех отношениях. И говорил, что ее красота непонятна многим, кто предпочитает более яркую и броскую обертку.

После ее смерти в больнице поставили фотопортрет этой девушки – так Павел в порыве злобы пытался его отшвырнул, все выкрикивая обвинения в ее адрес (в измене с психиатром). В этом сезоне его сделали идиотом клиническим, и даже то, что у него после физической травмы образовалась зависимость от обезболивающих, на мой взгляд, не объясняет такой душевной глухоты.

Можно было бы погрузить Надю в состояние комы и долго держать ее так – как жену неонатолога Лазарева. Был бы знак вопроса – выйдет она из этого состояния или нет. Но сразу вот так – взять и прикончить героиню Маргариты Адаевой, на редкость обаятельной актрисы, не просто играющей роль, а проживающей жизнь на экране? Не понимаю, зачем понадобился такой ход.