Новочеркасский расстрел Глава 4

Анна Колбасова
 Разгон протестующих

В ночь с первого на второе июня в город вошли танки и солдаты. Танки вошли в заводской двор и стали вытеснять еще оставшихся там людей, не применяя оружия.

 Среди собравшихся распространился слух, что несколько человек были задавлены гусеницами, и толпа стала бить тяжелыми предметами по броне, пытаясь вывести из строя танки.
 В результате ранение получили несколько солдат. Но двор был очищен от митингующих. Ввод в город танков был воспринят народом крайне негативно, и ночью стали распространяться листовки, резко осуждающие нынешние власти и Хрущева лично.

Утром Хрущеву была дана следующая информация:

«Нежелательные волнения продолжают иметь место в гор. Новочеркасске на электровозном заводе. Примерно к трем часам ночи после введения воинских частей толпу, насчитывающую к тому времени около четырех тысяч человек, удалось вытеснить с территории завода и постепенно она рассеялась. Завод был взят под военную охрану, в городе установлен комендантский час, 22 зачинщика были задержаны».

 За ночь все важные объекты города (почта, телеграф, радиоузел, горисполком и горком партии, отдел милиции, КГБ и Государственный банк) были взяты под охрану, а из Госбанка были вывезены все деньги и ценности.

 Появление на заводах солдат в больших количествах крайне возмутило многих рабочих, которые отказались работать «под дулом автоматов». Утром многочисленные толпы рабочих собирались во дворах заводов и заставляли иногда силой прекращать работу всех остальных.

Опять было заблокировано движение поездов и остановлен состав. Через некоторое время с завода имени С.М. Буденного к центру города двинулась толпа, вначале, состоящая из рабочих, но по ходу следования к ней стали присоединяться случайные люди, в том числе и женщины с детьми.

«Совершенно секретно. Экз.№1 ЦК КПСС….  Движение по железной дороге 2 июня было прекращено. Под влиянием подстрекателей и провокаторов толпа, достав красные знамена и портрет Ленина, в сопровождении детей и женщин направились в город».

Военные попытались не допустить толпу к центру города, перегородив мост через реку Тузлов несколькими танками, БТРами и машинами, но большая часть людей, просто перешла реку, в брод, а самые решительные перелезали через технику, пользуясь тем, что военные не препятствовали им в этом.

По мере прохождения через город к толпе присоединялись пьяные и маргиналы, общее поведение толпы стало определяться ее более агрессивной частью. Дойдя до зданий горкома и горисполкома, шествие потеряло признаки организованности.

 Толпа вышла на центральную улицу Ленина (ныне Маяковского), в конце которой располагались здания горкома партии и горисполкома. На этой же улице находились помещения отдела милиции,  аппарата уполномоченного УКГБ, Госбанка. Приближение демонстрации сильно напугало находившихся в горкоме КПСС, членов Президиума ЦК КПСС Ф.Р. Козлова и А.И. Микояна, а также А.П. Кириленко, Д.С. Полянского, А.Н. Шелепина, В.И. Степака, Снастина и П.И. Ивашутина.

 Узнав, что танки не остановили колонну на мосту, они поспешили удалиться. Все они перебрались в первый военный городок, где располагался временный штаб правительства. Произошло это в тот момент, когда демонстранты были в ста метрах от горкома.

По данным Ю.П. Щекочихина М. Шапошников попытался на «газике» перегнать колонну, чтобы не допустить кровопролития - но не успел: когда машина была в - 400м. от горкома по людям начали стрелять.

К зданию горисполкома прибыл начальник Новочеркасского гарнизона генерал – майор Олешко с 50 вооруженными автоматами военнослужащими внутренних войск, которые, оттесняя людей от здания, прошли вдоль его фасада и выстроились лицом к ним в две шеренги.

 Олешко с балкона обратился к собравшимся с призывом прекратить погромы и разойтись. Но толпа не реагировала, раздавались различные  выкрики, угрозы расправы. После этого военнослужащими из автоматов был произведен предупредительный залп вверх, отчего шумевшие и напиравшие на солдат люди отхлынули назад.

 Из толпы раздались выкрики: «Не бойтесь, стреляют холостыми», после чего люди вновь ринулись к зданию горкома и к выставленным вдоль него солдатам. Последовал повторный залп вверх и затем был открыт огонь по толпе, в результате чего 10 – 15 человек остались лежать на площади. После выстрелов и первых убитых толпа в панике побежала прочь.

Журналист газеты «Труд» Вадим Карпов в 2007 году писал:

«Очевидцы рассказывают, что после выстрелов посыпались, как груши, любопытные мальчишки, забравшиеся на деревья в скверике.

Сидел среди ветвей и будущий генерал двенадцатилетний Саша Лебедь. Жил он на соседней улице Свердлова,  которая теперь названа его именем, всего в квартале от горкома. Естественно, не мог не прибежать и не поглазеть.
 Он сам потом об этом рассказывал. О том, как после первых выстрелов кубарем скатился вниз, как каким-то чудом перемахнул через высоченный забор. Видел вроде бы и убитых малышей. Тому есть и другие косвенный подтверждения. Очевидцы вспоминают про рассыпанную обувь и белые детские панамки: они валялись по всей кроваво – грязной площади.

Правда, в опубликованных списках  жертв, мальчишки не значатся. Боялись, или мы об этом не знаем? А может быть, потому, что к площади прибежали сироты (детский дом располагался как раз на Московской)?»
 
По данным около горкома погибло 24 человека, в том числе 1 школьник. Ну да, кто же всю правду скажет.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ