Заонежских сказания...

Сергей Груздев Валаамский
Из детства, " Полевского"...
###

С одной стороны в сердце у меня Валаам, а с другой Заонежье - родина, в детстве брошенная, и заброшенная сейчас властями - еле теплится огонёк жизни.
А всё родное  и одинаково дорого, как пальцы одной руки, какой не схвати - всё больно.
Деревня наша, Поля, считалась чистой. Мол, гадов здесь нет вообще( змей то-есть) и клещей нет - "живи не хочу"...
Вспоминается мне в этой связи случай из детства.
Пошли, как -то поутру мы со старшим братом Женькой, на рыбалку, на глухое озеро. Говорят караси там водятся! Большие и пучеглазые, только успевай забрасывать удочку. Озеро рядом с деревней находилось, как бы под горкой. Не раз уже ходили на рыбную ловлю  Идём мы с братом ранним утром( на зорьку спешим), разговариваем о чём-то. Пылит дорога под ногами. Вдалеке  позади чернеют домишки наши, да кресты на церкве отсветивают золотом...И вдруг боковым зрением что-ли, я замечаю как на середину дороги, позади нас, выползает что-то чёрное, извивающее и шипящее - такой червяк большой доселе мной не виданный. Да и брату, навряд ли встречаться в жизни приходилось?..
Но слышать-то мы слышали, что змеи бывают на свете. Прощай, рыбалка! Я с диким рёвом ( больше ничего выдумать не мог), поворачиваю назад и бегу, перепрыгивая,  уползающую с дороги змею и ору при этом , как ужаленный, и бегу к мамке на работу, на  ферму( с километр наверное), ничего и никого вокруг не замечая, только плачь мой разносится вокруг, будит деревню. Мамка с темноты уже трудится, и встречает меня, орущего, расстроенная: " Что случилось сыночек?.." А у меня только одно слово между воплями : " Змея... змея...". Кое-как маме удаётся, "выудить" у меня всё случившееся, и она гладит меня по голове, успокаивая.
"Ну, что ты "глупышь", змея давно уползла в лес"...
Брат, Женька, тоже струхнул, возвращался в деревню окружной дорогой. Он, конечно не орал, не плакал, шёл молча( как - никак на пять лет старше) и тоже пришёл к маме на ферму за мной...
Домой мы возвращались вместе.
В озере, наверное, плескались, разбуженные моим  истошным криком, огромные золотистые караси, так и не дождавшиеся наживки из червяков.( им же на счастье). На ферме ещё долго мычали коровы,  растревоженные моим воплем. А мы с братом легли спать и проснулись только к обеду.
Вот такая первая в жизни моей встреча  с гадюкой. Надо признаться, что в Полях они мне больше ни разу не встречались.
А уж когда переехали мы жить в Комлево, там-то змеи были обычным делом. Бегали мы, ребятишки,  специально искали и убивали их, найдя среди куч камней, которых у нас на полянах было сложено очень много. Исхлещешь гадюку прутьями и еле живую в муравейник бросишь. Через некоторое время только скелет остаётся, муравьи всю обгладают. Потом, всю жизнь до старости, встреча с этими пресмыкающимися, всегда вызывала внутри озноб и отвращение - желание скорей  -убить!.
Вот такая история из раннего детства.