О привычке выпивать по Skype

Константин Челлини
Привычка «выпивать по скайпу» рассматривалась в недавних исследованиях, в частности в работе аспиранта аспирантской школы по социологическим наукам НИУ ВШЭ Дмитриевой О.А. («Русские придумали пить по скайпу». Зачем? Употребление алкоголя в компьютерно-опосредованной коммуникации // Мониторинг общественного мне¬ния : Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 318—333. DOI: 10.14515/ monitoring.2018.1.16.)  Исследователь провела опрос респондентов, включая представителей четырех стран, оказавшихся в условиях эмигрантской среды.  Это культуролог из России, 31 год, который по скайпу выпивал с оставшейся в России женой,  29-летний журналист, живущий во Франции,  он выпивал с лучшим другом из России, с девушками, в которых состоял или собирался состоять в романтических отношениях на расстоянии; это работник в сфере электронной коммерции из Латвии (34 года), живший в Риме и выпивавший с другом, который жил в Лондоне, редактор 49 лет, который жил в России и выпивал с подругой из Латвии, российский переводчик 31 года, который выпивал с другом из Франции, шведский физик 32 года, выпивавший по скайпу с подругой из России. 

Казалось бы склонность к такой форме онлайн коммуникации объясняется одиночеством, «вырванностью из привычного круга общения», но не все так однозначно… Оказывается важным фактором является то, склонен ли пить тот или иной респондент с тем же человеком лично, как если бы события офлайн-коммуникации воссоздавались на расстоянии при помощи технологии связи.  Ведь существуют различные типы отношений, которые воспроизводятся с помощью новых технологий, это дружба на расстоянии «long distance friendship» (частной формой которой является online friendship), «романтические отношения на расстоянии»   (long distance romantic relationship),  которым обычно предшествует «свидания на расстоянии» (long distance dating relationship).

Исследователь, в частности, рассматривает предположение о том, что дружба на расстоянии может проистекать  из обычной дружбы, когда «один из друзей переезжает жить в другой город или в другую страну». Но это не всегда так… В каких-то случаях, например, когда вы не совсем близкие друзья, но завязать более тесное общение хочется, но расстояние не позволяет, например, молодой человек  может предложить девушке выпить по скайпу, если бы они жили в одном городе, он бы ее позвал на коктейльчик в бар, например.  Причем предложение «выпить по скайпу» нередко воспринимается легче, чем предложение просто поговорить, так как сам по себе скайп предполагает общение, а  смещение фокуса беседы на процесс совместного потребления алкоголя как бы снимает дополнительные барьеры, придает непринужденность процессу общения.

Причем отношение к этой привычке у многих участников исследования различается, некоторые, например, считают ее несколько девиантной, еще в большей степени, чем привычка выпивать в офлайне. Некоторые же считают, что она как бы открывает возможность восполнить дефицит общения с близким человеком другом, членом семьи, который возник в результате того, что они оказались в разных странах или городах. Кто-то же  считает, что таким образом появляется шанс получше узнать другого человека, сблизиться с ним, если у вас к нему романтический или дружеский интерес.

Здесь стоит сказать о важности индивидуальных психологических особенностей участников, насколько органично они воспринимают ситуацию, когда по сути им приходится выпивать наедине с экраном монитора, глядя в изображение на нем, некоторые сочли это депрессивной особенностью, проявлением некоей обособленности, изоляции от привычной среды, одиночества, а один мужчина, напротив, заметил, что он таким образом как бы продолжил привычную практику общения с женой,  когда они часто приносили с продуктами бутылку вина и выпивали по вечерам, и так продолжалось, пока он не уехал во Францию. Также любопытной особенностью современных технологий является распространение Lovers’ cups (кружек, подключенных к интернету, по одной на каждого участника коммуникации, с индикатором количества выпитого)… Есть также и мессенджеры для обмена поцелуями. Кто-то из участников опроса, например, сказал даже, что у него с подругой процесс опьянения синхронизирован, и это помогает проще общаться не только в офлайне, но и онлайн.

Вообще ситуация распития алкогольных напитков по скайпу может развиваться по принципу «свидания», и принципу «аттракциона», но все же на основании проведенного Дмитриевой исследования можно предположить что корректнее говорить о некоем континууме.  Так, например, описывается история одной девушки, у которой начались романтические отношения с человеком, но после начала романа он пе-реехал в другую страну. Они стали по его инициативе периодически «выпивать по скайпу».  Ранее скайпом она  не пользовалась и ей пришлось купить веб-камеру и наушники.  В результате их разговоры стали более длинными и откровенными, продолжались не 2 часа, как ранее, а по 5 часов.  Но после того как их роман закончился, она стала считать эту практику «странной», «предпочитая пить при личной встрече».


Некоторые респонденты высказывались в том смысле, что выпивать по скайпу можно назвать некоей суррогатной ситуацией. В отличие от встречи друзей, которую  труднее отменить или перенести, общение по скайпу может быть отложено в любой момент. При такой форме общения по скайпу как бы воспроизводятся новые форматы коммуникации, но они пока еще не осознаны участниками как «легитимные и правильные». Так один из респондентов сожалел о недостаточности такой формы общения и высказал подруге сожаление о  невозможности живого контакта:  «ох, как же мне хочется тебя увидеть вживую…».

Следует также отметить немалую важность ощущений в процессе распития напитков по скайпу, некоторые респонденты заметили, что данная форма общения все же достаточно полноценна, «не суррогатная», в силу того, что в нем раскрывается некий «потенциал близости» и в связи с этим встает вопрос об исследовании ощущений людей, которые участвуют в данном формате коммуникации. Как они воспринимают собеседника, что чувствуют сами, причем на уровне как ментальном, так и телесном, достаточно ли комфортно и раскованно, и насколько это общение восполняет недостаток физической близости, тактильных ощущений и личного контакта… Однако этот вопрос еще нуждается в дополнительном изучении.