23. Бытие сознания. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие сознания.

Современное отношение к «бытию сознания» можно описать как «процесс в процессе», где происходит удивительно причудливое сочетание фактора объективного развития «сознания» - его «интеллектуализации», то есть «интеллектуальной эволюции сознания» и фактора «сотворения иллюзий сознания» и погружения «сознания» в эти «иллюзии», которые заключаются во всё большей, и всё более чрезмерной, рационализации «сознания», приводящей к переоценке рациональной стороны «бытия сознания» в ущерб другим, и к его «вульгаризации».
Что такое интеллект?
В современной науке под термином «интеллект» понимается «совокупность всех способностей «сознания». - Это не какая-то отдельная область или часть «сознания», а характеристика «функциональности сознания», его возможностей в «оперативном взаимодействии всех сторон и способностей сознания»! - Иными словами, речь идёт о гармонии отношений всех сфер (плотской, душевной, духовной) и сил (чувственных, умных, желательных, нравственных, творческих) «сознания» между собой.
«Интеллект» является «мерой степени системности сознания» и «оценкой его конструктивного потенциала» - его возможности по «конструированию» и «переконструированию» самого себя; формированию и развитию своих «способностей»; в том числе и новых.
В то же время, «интеллект» - это не только «система функциональных связей сознания», так сказать - «горизонт сознания», но и «схема иерархии сознания», то есть - «вертикаль сознания», собирающая воедино не только все области «сознания» (подсознание, сознание и надсознание) но и каким-то образом «канализирующая» «сознание» с «бессознательным»! Иначе невозможно объяснить многочисленные факты экстрасенсорики «сознания», парапсихологические явления и саму метафизику «сознания», связанную с его «озарениями» и «откровениями».
«Интеллект» теснейшим образом связан с «самосознанием» и «Я», как его «ядром» и «центром». Именно здесь происходит «конечный этап психической деятельности сознания», формируются психические «образы» и «состояния», которые соединяются с «пневмологической деятельностью сознания»; происходит «встреча земли и неба», выражающаяся в «мышлении сознания», сведении воедино «ума и сердца», «свободы и совести». Здесь выявляется «эффективность сознания», выражающаяся, в первую очередь, в нравственности его «бытия».
 Таким образом, состав и структура «сознание», в его феноменологии, предстаёт перед нами как совокупность многообразных явлений: физиологических, психологических и пневмологических, объединённых феноменом «Я» или «Я-сознания», которе, при ближайшем рассмотрении, «дисперсирует», в зависимости от соотношения в нём «свободы» и «совести», на индивидуальное, персональное и личное.
Необходимо уточнить взаимоотношение понятий «сознание» и «бессознательное».
Совершенно ясно, что энергоинформационный объём бессознательных явлений намного обширнее, чем объём осознаваемых явлений. Зато энергоинформационная насыщенность и напряжённость явлений в «сознании» гораздо выше, чем в «подсознании». Поэтому, «психические явления сознания» могут «проникать» в «подсознание», и обратно, - «подсознательные переживания» могут быть «затянуты» и «введены» в область осознания. Вот почему понятие «психика» имеет больший объём, чем понятие «сознание».
Понятие же «пневматика» соотносит область «сознания» с областью «надсознательного бессознательного», которая характеризуется ещё большей насыщенностью и напряжённостью своих энергоинформационный явлений, чем область «сознания». Этим объясняется естественность «тяги сознания к духовному» и противоестественность «демонических явлений сознания», требующих от «сознания» особых безнравственных усилий для их «поддержания». 
Следовательно, когда мы говорим о понятии «психика», мы обращаемся к «сознанию» и «подсознательному бессознательному», имея ввиду «плоть» - совокупность и единство «тела» и «души». А обращение к понятию о «пневматике» отсылает нас к взаимодействию «души» и «духа», к «сознанию» и «надсознательному бессознательному», ибо о «сознании» и «душе» - в чистом виде, говорить невозможно. Понятие «душа» всегда шире понятия «сознание», если не говорить только о «материальных и социальных проявлениях сознательной деятельности», как индивидуальной, так и социальной. По этой причине, богословие претендует на более полное понимание и описание феномена «разумной материи», чем философия, психология и социология.