Война и Мир. Любить - не значит идеализировать!

Игорь Катанугин
(очерк - письмо по кинофильму "Война и Мир",2007, реж. Роберт Дорнхельм)




Друзья, сегодня я написал (в одном из постов в социальной сети), что не могу без улыбки, без доброй дружеской шутки, без юмора... Да, события нередко происходят, к сожалению, очень печальные, тем не менее, как-то надо сбрасывать иногда напряжение, которое совершенно ненужно...

И еще - не могу без лирического, без поэзии в широком смысле слова, не могу без искусства, культуры... Вероятно, вы заметили уже, что то и дело я вплетаю в ткань сообщества, в ткань текущих событий, тот или иной пост по искусству, или просто делюсь какими-то дорогими воспоминаниями, впечатлениями, оставившими в душе добрый приятный след (кстати, и вас к тому же призываю!)...

Хотел бы сейчас - хотя бы очень-очень коротко - рассказать об одном кинофильме... В подзаголовке письма я уже указал его - "Война и Мир", режиссер Роберт Дорнхельм, 2007 год.

Сначала позволю себе просто повторить текст одного моего более раннего поста - ради экономии сил и времени и также потому, что всё это остается в силе... Потом - добавлю немного того, что хотел бы сказать прямо вот здесь и сейчас....


Итак - ниже следует небольшой мой рассказ, написанный ранее...

   

Лично мне очень нравятся две экранизации романа - Сергея Бондарчука (Советский Союз еще) и фильм Роберта Дорнхельма 2007 года... Эти две ленты рассматриваю не как соперников, а как взаимодополняющие картины! Какие-то моменты в нашей российской (советской еще ленте), возможно, сильнее, масштабнее представлены, какие-то - в версии Роберта Дорнхельма очень сильно показаны...

К примеру, в этой ленте 2007 года мне очень понравились именно личностные линии сюжета - любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дружба обоих их с Пьером Безуховым, сестра князя Андрея - Мария, очень сильно - просто потрясающе сильно представлена линия обмана, соблазнения - как Пьер попал под влияние красавицы Элен, как брат Элен пытался соблазнить саму Наташу... Всё это так ярко, так живо показано - от экрана не оторвешься, как детектив смотришь!..

И при всём при этом - само даже зло так умудрились представить, что, хотя мы видим это зло очень и очень отчетливо - фильм можно смотреть вместе с детьми - да, вместе с детьми практически любого самого маленького возраста - как только они начнут понимать что-то во взаимоотношениях людей! Правда - это, как говорится, дорогого стоит!

И, конечно, эти истории, сюжетные линии смотрятся как очень ценные для личного опыта зрителя - очень ценные - по крайней мере, для меня это так!.. Уже три или четыре раза просмотрел эту картину - все 8 серий, если считать по 50 минут серию, или 4 серии сдвоенные - по час сорок примерно...

Еще тонкий момент - для тех, кому не скучно читать впечатления другого человека... Дело в том, что я вижу в этом фильме слабости, проколы, возможно - и весьма существенные - или мне кажется так?... Например, в одном эпизоде Наташа говорит Соне (увидев князя Андрея впервые): "Вот бы стать женой его!..." И вот я думаю - ну как же она могла так сказать и даже подумать? Ведь князь Андрей был на тот момент женат, и с женой своей - Елизаветой - пришел в гости к Ростовым!..

И вот возникает тонкий момент (кстати, у меня бывало такое и с другими фильмами и книгами) - смотреть этот фильм, по-прежнему его любить - или отбросить прочь, забраковать из-за каких-то слабых, возможно, моментов?.. Конечно, каждый вправе сам или сама думать об этом, я же выбрал - СМОТРЕТЬ! Смотрю и люблю эту кинокартину по-прежнему, даже при всех ее возможных недостатках...

Просто у меня осталось от нее какое-то очень теплое дорогое сердцу впечатление!.. Этот фильм вошел в мое понимание всего нашего Русского Мира, Родины... Образы, представленные актерами, стали очень дороги сердцу... Мне очень понравилось, что фильм в целом - светлый чистый благородный добрый!.. Светлый - как музыка Яна Качмарека, как сами кадры, пейзажи из киноленты...

Попробуйте, если еще не смотрели - составьте ваше личное мнение!..


(конец более раннего текста)

   

Что хотел бы добавить сейчас?.. В фильме показано,

ЧТО ТАКОЕ ОФИЦЕР, ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ!..

Как актуально это сейчас, как мне кажется! Помню, прошедшей зимой я даже составил одну небольшую петицию, обращенную именно к офицерам – в том числе офицерам следственного комитета - призывал их следовать офицерской чести и совести...

Князь Андрей Болконский - в исполнении Алессио Бони (Италия) - это сила - это добрая сила и честь! Это - здорово, это остается в сердце!.. Конечно, и еще там даны замечательные красивые образы - как мужские, так и прекрасные женские!..

Помню, в первый раз я посмотрел этот фильм прямо на работе - в 2006 или 2007 году - работал тогда сторожем - дворником... Очень трудно во многом было... Не могу сейчас это всё описать - ибо итак уже пост довольно длинным становится!.. Просто казалось иногда - как будто на дне глубокого колодца находишься, и видишь лишь маленький кусочек неба над головой...

И вот - прямо там, в старом изношенном здании, со старенького телевизора вдруг увидел кино это... Почувствовал сразу - с экрана изливается свет... Льется свет, и - несмотря на все возможные недостатки картины, утешает меня, исцеляет какие-то душевные раны, питает...

Я чувствовал, что это - частица нашей Культуры, частица Света ушедшей уж царской России - с такой любовью, столь трогательно сохраненная замечательным коллективом фильма - большинство из которых - граждане других стран Европы... Как же искренне, как глубоко полюбили они нашу культуру, всё светлое, что было в России! Вот бы и нам научиться быть такими же бережными, так же свято чтить, любить и лелеять все то дорогое прекрасное, что создано предками нашими, что просвещало их внутренний мир!..

Воистину, любить - не значит идеализировать!.. Можно видеть недостатки человека - и все равно очень любить его или ее!.. Можно видеть недостатки фильма или книги - и все равно очень любить это произведение, и принимать в сердце все светлое чистое доброе, что содержится там...

Спасибо за ваше внимание!...

 

Бежецк, 2 декабря 2019 года


Фото - кадр (стилл) из рассматриваемой киноленты...

В вихре чудесного вальса!..

Наташа - Клеменс Поэзи,

князь Андрей - Алессио Бони...

Забытая культура балов…