Третья встреча... Мне трудно об этом писать

Нина Ганьш
Мой дневник... Опять описываю очередную свою историю.
 
1978 год. Лето. Август.  Моя семья в полном составе прибыла на мою родину-Вологодчину. В этот раз мы летели на трёх самолётах. Так решил мой муж.

Из Чимкента до Москвы полёт на большом лайнере ровно три часа. Для сравнения: если ехать с Казахстана поездом до столицы (Ярославский вокзал)- займёт двое с половиной суток.

С пересадкой на другой поезд, что следует с Москвы на русский Север по времени займёт 16 часов, а ещё не известно сколько просидишь на вокзале... Мой муж сразу отверг этот вариант, в сравнении со мной, он всегда против каких-либо сложностей. 

С Москвы до Вологды на ЯК-40 (кстати, очень уютный самолёт) долетели быстро. С Вологды до райцентра летели на маленьком восьмиместном самолётике (кукурузнике).
Всё связалось отлично! Управились за день - быстро и без проблем...

Вот и маленький голубой домик за рекой: перед окнами большой малинник со спелыми  крупными ягодками на ветках, у колодца белокурая стройная красавица-берёза. В огородце, гордо раскинув зелёные игольчатые кривые ветви и крепко зацепившись корнями за землю, стоит старая сосна под которой каждое лето нарастает чашка грибочков-маслят.

Нас встретила тётя Лёля как всегда с распростёртыми объятиями, накрыла стол с вареньями да с соленьями, поставила бутылочку малиновой наливочки...

Что творилось со мной, когда я узнала от тёти Лёли, что у мамы в деревне отдыхает мой давний друг со студенческих лет - мой поэт Николай Чайковский и уже давно... Сердце моё взволновалось, как мы встретимся, как поведём себя в этой ситуации, ведь со мной мой муж?

Переписка закончилась почти два года назад. В моей душе остался один пепел и еле тлеющие угольки...

Вот и моя деревня. С замиранием сердца иду к дому, окидываю взглядом палисадник со смородиной и шестью черёмухами по количеству нас, детей: самая первая в ряду - черёмуха старшей сестры Тамары, потом Дины, третья - моя, далее: братьев Вени, Гени и Алёши. Кстати, все черёмухи с ягодами совершенно разного вкуса.

Всё как прежде, вроде ничего не изменилось... Мамочка радушно встречает нас, забегала-засуетилась. Самовар зашумел празднично, на столе в один миг появились пироги-поливахи, жареные на сковороде маслята, солёные рыжики, горячая картошечка с мясом, топлёное молоко с коричневыми пенками.

Как же я встречусь с Колей? Как? 

Спрашиваю у мамы:

-- На самом деле Чайковский здесь? – получив утвердительный ответ, я задала ещё один вопрос:

-- Где же он?

-- Да здИсь токо що был, наверно, в огородце ходит...

-- Пойдём, позовём к ужину, - предлагаю я, и мы все вышли на крыльцо, а тут и Коля выходит из огородца. Я заглянула в его глаза и утонула в пронзительном взгляде, даже голова моя поплыла. Лицо моё залилось горячей краской, справившись со своими чувствами, я подошла к нему, поцеловала в щёку и срывающимся голосом произнесла:

-- Здравствуй, Коля! Знакомься, это мой муж Геннадий, а это наши подросшие дети, ты их знаешь, о них я тебе подробно писала.

Чуть позже тайком от всех Коля признался мне, что полдня лежал в смородиновых кустах в палисаднике и с волнением ждал, когда мы покажемся на окраине деревни...   


            ***

Не невеста ты мне, не жена,
Только я - не случайный прохожий.
Вижу: мимо проходит весна
На сто жизней моих моложе.

Ты с дороги своей не свернёшь,
Но и мне не бросаться же в пропасть -
Через сердце моё идёшь,
Словно розы, в нём сеешь робость!

Не пойду по твоим следам,
И когда повстречаемся взглядом,
Ничего не возьму! Отдам
Только искру внезапную - радость.

             Николай Чайковский.


Ах, ты, мой поэт!

Мне трудно писать в своём дневнике о том, что снова пережила я: его глаза, наполненные печалью и противоречием, его едва скрываемая ревность, немой взгляд, полный муки, - это никогда не забудется. Ах, ты мой поэт, что же ты делаешь?

Мне было трудно смотреть на то как он страдает, он не мог выносить наши с мужем обязательные семейные разговоры, срывался и куда-то убегал...

Я поняла, чувства ко мне у него не перегорели и мне было очень жаль его... Во время трапезы за одним столом вместе со всеми, я старалась как можно чаще заводить беседы на разные темы: художественное и поэтическое искусство, музыка, литература и многое другое... Мой муж тоже включался в общую беседу, активно обсуждал, но больше всего любил рассказывать смешные анекдоты в тему.   

Моя мама делала мне замечание:

-- Отступись-ко рОзговаривать с Николаем-то, на своего мужика больше обращай внимание...

-- ДождёшьсЕ, що Геннадий возьмёт да покажет тИбе кузькину мать, - налупит как следует.

-- Мама, я ничего плохого не делаю и не сделаю, а мой муж хорошо знает Николая по письмам и его стихам, по моим честным беседам с ним и никогда не покажет мне «кузькину мать», он не какой-нибудь дурак...

-- Мама, да не волнуйся ты пожалуйста, я очень даже обращаю внимание на своего мужа, забочусь о нём как обычно - заботливо, даже более лучше, ведь он тоже наш с тобой гость...  Ты же сама прекрасно видишь это!

Мой муж Геня общался с Колей нормально. Вдвоём не раз они ходили в лес... Придут довольные с полными корзинками грибов, а мама, рассортировав, выбрасывала чуть ли не половину и подшучивала над ними...

Часто они о чём-то подолгу беседовали за чашкой чая, играли в шашки, а я как всегда в хлопотах с детьми, одновременно помогая маме по дому: завтраки, обеды, ужины, уборки и стирки, прополки и полив грядок...

Весь отпуск Коля не сводил с меня глаз, при встречах на улице передавал листочки со стихами, тайком касался моей руки:

-- Какая ты солнечная!

В конце концов, мой муж перехватил Колины взгляды и, видимо, ему это надоело,  однажды, подвыпив водочки (на удивление) больше положенного, и будучи пьяным вдруг неожиданно выдал мне:

-- Дай мне ключи, я поеду домой!

Ах, как верна эта поговорка: " Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке"...
Хочешь узнать человека - напои его водкой, да побольше, чтобы "лыка не вязал" и ты узнаешь все тайны, все секреты...

Мне пришлось снова популярно объяснять о том, что всем творческим людям (музыкантам, поэтам, художникам) обязательно нужна муза, потому как - без музы талант гибнет, ровно как и сам человек, а я как раз попала в этот разряд поэтических муз, попала давным-давно: с моих далёких 16-17 лет, причём - в заочной студенческой переписке. И в чём тут моя вина? 

-- Гень, да ты сам же и говорил, что для творчества нужен стимул...

-- Ведь ты тоже творческий человек, особенно в искусстве фотографии, а так же и в шахматах и ты даже имеешь разряд по шахматам... И я за это тебя уважаю...

-- Пойми, я выбрала тебя и не ушла, не бросила, хотя твой характер далеко не сахар... да ты и сам знаешь... Цени это!

-- Я же вижу и чувствую, что я очень нужна тебе, а ты нужен мне и нашим дочерям.

-- Между мной и Николаем ничего никогда не было, нет и не будет!

-- Плохо это или хорошо, но вот такая я...  Да я такая!

-- Да и что тебе говорить, ты и сам всё про меня знаешь и видишь - какая я на самом деле...

Надо отдать должное моему Гене, по сути своей он понимающий, умный человек и не ревнивый. Спасибо ему за это.

Мы отдыхаем полнокровно: зажигаем на реке костры, ходим в лес за грибами и ягодами, вечерами допоздна играем в карты в «подкидного дурака», косим траву... Мой муж в совершенстве научился косить и ему это очень понравилось. Мама хвалит своего способного ученика, сдерживает его:

-- Геннадий, больно-то не напрягайсе, вишь как взмок весь, ты потихонько-то коси, куды торопитьче-то.

Но мой Геня - упрямый человек! Мы наблюдали как быстро и аккуратно, под бритву, «вымахал» всю пожню на том берегу.

Оставив дочерей Леру и Ульянку на маму, мы втроём отправились в далёкую деревню к тёте Гране, маминой сестре. Погода, как на заказ, солнечно, почти жарко...
Дорога неблизкая, двадцать пять километров топать и топать и всё через лес.


             ***
Говорят, что по этой дороге
До Архангельска ехал царь
И на хмурые дебри строго
Из кареты смотрел государь.

Как гудели тревожно сосны!
Ему чудилось - паруса.
Как сквозь кроны дробилось солнце!
Он сказал: - золотые леса!

Он сказал! И леса уплыли
По высокой воде Двины...
Вязнут ноги в слоистой глине
Лишь болота вокруг видны,

Кое-где не сгнила лежнёвка,
Но давно уж пропал и след
От сосновых боров высоких,
От проехавших здесь карет.
          
                Н. Чайковский.


По этой лесной дороге машины не ходят, проехать можно только на лошади,  запряжённой в двух-колёсную телегу и то, когда особо приспичит...

Раз в неделю, бывает и реже, в любое время года: лето или зима, Марьюшка-почтарша ездит за почтой, привозит запоздалые новости: газеты, журналы и иногда кому-нибудь письмо.

Мы идём уже не один час. Воздух настоян на хвое - дышишь, не надышишься! Сколько помню: в таких густых хвойных лесах всегда слышится какой-то непонятный, еле слышный звук или гул. Тайга поёт...
 
На подсохшей от недавних дождей лесной дороге на всём пути видим огромные  когтистые следы медведя... Мои мужчины видят это впервые, а я всего насмотрелась в своём детстве и юности.

Мы не могли налюбоваться красками осени: все деревья и кустарники раскрашены необычайно щедро всеми цветами радуги: листья малиновые, лимонно-жёлтые, оранжевые, пурпурные, коричневые с чёрными прожилками, светло-зелёные и даже белые в крапинку. Красота!

А грибы у самой тропы: ядрёные розовые волнушки с кучерявыми каёмочками,  оранжевые рыжики, крепкие белые грузди. Вот куда надо ходить за грибами! А  малины красным-красно, наелись мы досыта!
 
Идём не спеша: мой Геня обвешавшись фотоаппаратами, снимает на плёнку прекрасные кадры начинающейся золотой осени,
а мы с Колей говорим и говорим обо всём на свете... Он не упускал удобного случая тайком от мужа коснуться моей руки,
и мне казалось, что от него бьёт током...

Вдруг с левой стороны тёмного густого елового леса где-то в отдалении послышался глухой рык медведя, мои мужчины резко прибавили скорость, а мне почему-то было смешно и совсем не страшно...

Оба рассуждали как будут спасаться от медведя если настигнет нас... Странные вы, мужики, однако, - от медведя не убежишь!
   
О том, что мы с Колей говорили, я совсем не хочу сейчас об этом писать. Просто не могу, нет больше моих сил.

Что осталось? Письма, полные любви, стихи, фотографии и цветные фото-слайды, остался в памяти еле уловимый запах мужских духов от его берета, который однажды я случайно взяла в свои руки... 


              ***
Из хвойного сумрака леса,
Из душного озера мглы
Нас вынесли вдруг в поднебесье
Прямые как стрелы - стволы.

На миг мы над лесом застыли,
Но вольного ветра глоток
Расправил дремавшие крылья
И за облаками увлёк...

Не долго мы в небе парили
И снова бредём по лесам,
Довольные, что уступили,
Орлиные выси орлам.

     Август 1978 г.   Н. Чайковский.


Вот такой мой муж!
   
Мой муж совершенно не ревнивый человек, ещё давным-давно прочитав выборочно несколько стихотворений и узнав мою историю, что началась с моих студенческих шестнадцати-семнадцати лет, принял с достоинством, сказав при этом:

-- Николай – творческий человек, значит, ему важно сочинять стихи, учить музыке детей... А что ему ещё нужно!

-- За это тоже надо уважать человека... Не всем же кувалдой махать...

-- Он в облаках витает, а я хожу по земле... Так что, каждому - своё.

-- Если нравится тебе, то и ты витай в облаках...

Вот такой мой муж Геннадий, почитал стихи, особо не вникая. Сам себе на уме – крайне сдержанный в чувствах, не очень ласков и без каких-либо нежностей даже к нашим дочерям...

Весь в работе – не до чего... хотя, он тоже творческий человек, особенно в фотоделе, занимается в свободное время цветной и чёрно-белой фотографией ещё и с огромным интересом. Показывая мои портреты на своей работе и дома - нашим гостям, он, улыбаясь, говорит:

-- А это моя любимая фотомодель...

Сейчас у нас не один фотоаппарат, а уже четыре штуки: есть сложный фотоаппарат с двумя объективами для объёмной съёмки, и последний самый лучший - "Зенит". 
             

             ***

Это лето могло бы пройти и иначе,
Как другие прошли, наподобие сна,
Но за это, любимая, сердцем заплачено,
И заплачено, видно, сполна:

Ничего на земле не прошло незамеченным,
Хоть друг другу в глаза заглянуть удалось
Лишь на миг - и открылась в них вечность
От мгновенных цветов до не гаснущих звёзд.

                Н. Чайковский.