Что скрывают легкие размеры

Любовь Красивая
               
                А   ЧТО   СКРЫВАЮТ   ЛЕГКИЕ   РАЗМЕРЫ?
                Теоретически – информационная  статья

Вы  видели  фокусника,  который  тянет  строчку  изо  рта?  Ну,  вот,  скажете
вы,  так  ведь  это  и  есть  феномен  поэта!
Конечно,  конечно.
А  видели  ли  вы  фокусника,  который  тянет  слова  из  узких  рукавов?
Какое  невероятное  мастерство,  какая  ловкость – мистифицировать  украдкой!
Легкие  размеры – это  всё  карнавал  мистификаций.  Такие  знакомые  нам
маски – Коломбин,  Арлекинов,  Бригелл  и  Труффальдино.  Что  мы  знаем
о  них?
А  ведь  казалось  бы,  в  виду  ограниченного  материала,  проще  простого
изучить  его.  Исследовать,  прогнав  сквозь  перегонные  препараты  и  кол
бы  опытов  и  экспериментов. 
Парадокс  в  том,  нам  иногда  кажется,  чем  меньше  слов,  тем  меньше
там   проблем.  Однако!  В  среде  кратких  размеров  оказывается  действует  механический  закон  противодействия:  чем  меньше  слов,  тем  больше  проблем.
Тем  больше  остается  такого,  что  должно  быть  прочитано  и  понято 
между  словами  и  строчками.  И  возможности  левитации  тут  возрастают …
 
КАК   ОНА

будет   день
как   день
будет   час
как   час
будет   тень
как   тень
будет   глаз
и  глаз –
тот  же
вернисаж,
тот  же
Эрмитаж,
будет   бег
минут
(налегке
их   путь)
только   я
уйду,
только   я
умру

Удивительная,  необыкновенная  легкость  этих  размеров  завораживает.
Если  их  употребляет  женщина – они  вызывают  впечатление  ловких  и
тонких  спиц,  с  которыми  справляется  такая  мастерица.  Если  их 
употребляет  автор – мужчина – они  словно  удлиненно – тонкие  акварельные  кисти.   
Орудия,  предназначенные  для  мастеров.
К  изложению  легких  размеров  имеется  свой  ключ.  И  он  заключатся  в
следующем:  чем  легче  размер,  чем  более  он  краток  и  невесом – тем 
более  он  труден  технически.  Когда  работаешь  с  односложными  словами
остается  впечатление,  будто  художественные  феи  призвали  тебя  связать
узелки  из  солнечных  лучей.  Труд  Золушки,  не  иначе …  Заморачивает!
   
О   ВАЛЬСЕ

Вальс
            вальс
                вальс
В  Вас
            в  Вас
                в  Вас
Вальс
            вальс
                вальс
Всласть
               всласть
                всласть
 
Въявь
            въявь
                въявь
Вид
        вид
                вид:
Вся
       вся
              вся
Вы
      Вы
             Вы –

Вязь
          вязь
                вязь
Брызг
            брызг
                брызг,
Вся
        вся
               вся
Из
     из
          из

Триольный  размер – словно  танец  трех  граций!   Триольный – самый 
танцевальный,  в  нем  непринужденность  движений  скрадывает  их 
инструментализм.  И – никаких  преград  для  кружения  рифм,  для  заманчивой  стихии  танца.  В  приведенном  выше  примере  можно  проследить  увлекательное   явление – когда  краткие,  односложные  слова  перевоплощаются  в  дождевые  капли,  ритмичные  и  обильные.  Рифмы 
находятся  на  таком  близком  расстоянии,  что  превращаются  само  собою
в  созвучия,  между  ними  возникают  интонационные  интервалы.  Необходимые 
связи.
А  это – уже  зависимости.  Это – элемент  поэтики  как  науки.
 
МОЖЕТ

Может   быть
Под  луной

Может   быть
Мы  с  тобой

Под  луной
Голубой

Под  луной
Городской

Голова
С  головой

Будем  там
Где  Бедлам

Глубина 
С  глубиной

Будем  там
Сам  на  сам

В  таких   своеобразных  размерах  как  нигде  постигаешь  тяготения  и
сопричастность  слов:  соприкасаясь,  слова   демонстрируют   свой 
менталитет,  составляя  свои  союзы  и  семейства,   свой  социум,  по  единым  фонетическим признакам.
Фонетика  обретает  ощутимую  сонорные  окраску.  Словно  яркие  цветы 
распускаются  под  лучезарным  солнцем.
Такие  размеры  позволяют  проявить  автору  прежде  всего  свое  мастерство 
в  отношении  изысканной  рифмовки.
Необходимо  иметь  очень  ясное  представление,  что  краткие  размеры 
демонстрируют  вертикальное  изложение,  когда  стихотворение   протянуто
наподобие  ленты,  функциональные  свойства  стиха  сводятся  к  тому  что
все  эти  слова  оказываются  самостоятельными,  почти  каждое – это  новая 
строчка,  и  они  требуют  своих  композиционно – структурных 
закономерностей  в  осуществлении  принципа   гармонии.    
Поэтому,  еще  раз  подчеркиваю,  на  первый  план  выдвигается  такой  чисто  технический  элемент,  как  правильная  рифмовка  слов.
Техники  таких  размеров  все  сводятся  к  тому,  что  чаще  всего 
приходится  рифмовать  и  считаться  с  началом  слова,  а  не  с  его  окончанием.
Такая  рифмовка  органична  и  естественна  тем,  чтоб  слова   подбирались  так,  в  таком  варианте,  когда  одно  слово  похоже  и  напоминает  другое,  так,  чтобы  ваши  строчки,  то  есть  слова   как  бы   чуть – чуть  варьировали  друг  друга. Рифмуя, мы  как  бы  идентифицируем  слова.   
Здесь  уместен  прием  повторений  слов.
В  процитированном  мною  эпизоде  «Может»  таким  повторяющимся  словом,  таким  ключевым,  является  слово  «луной».
Обратите  внимание  как  в  этом  эпизоде  осуществляется  игра   гласных –
соседних  фонем:  «о»  и  «а».
Иногда  эти  слова  построены  так,  что  все  стихотворение  представляет  из  себя  одну – единственную   растянутую  вертикальную  строчку.  Синтаксис
такой  строчки  мы  можем  словно  прощупать  по  ребрам.  Всё  зримо  так
выступает.
Интересно?  Колдун  зачерпнув  знакомые  всем  ингридиенты,  варит  свое
варево.  Круто!
Это  как  бы  непривычный  нам,  неиндентифицированный  художественной практикой  мир.   
В  нем – трудное  интригует,  техничное – возвышает.
Научившись   справляться  с  таким  ограниченным  материалом,  сражаться 
на  таком  узком  плацдарме,  автор  оказывается  подготовленным  для 
решения  очень  многих  стихотворных  задач. 
«Теснее  бой – отточенней  клинок» .
Нержавеющее  правило  искусства.