Мои университеты

Евгений Травкин
Вот и всё…
Я больше не намерен мчаться вдаль, срывая удила,
В судьбу свою захлопываю двери,
Откладывая важные дела
Устал нестись напропалую.
И с каждым днем, всё удаляясь в старь
Я к жизни больше не ревную.

Итак, мои самые яркие воспоминания из жизни за 77 лет.

1. ДЕТСТВО


       Моё рождение пришлось на второй год тяжёлого времени Великой Отечественной войны. Как рассказывали мама и бабушка Александра, в феврале 1942г. был ужасный холод. Папа в это время был на фронте.

    Меня часто отвозили в деревню Махони ,что в 25 км от Ветлуги. В деревне жили дедушка Миша и бабушка Александра.

      Жил я с ними в полной любви и радости. Мне казалось, что меня все очень любили.  Я общался с дедушкой, хотя он мало говорил. У него не было одного пальца на правой руке. Он был мастером, очень хороший столяр, одним словом  - «золотые руки». Помню, как он курил самосад, сидел на лавке и смотрел в окно.

       Спал я с бабушкой. Вечером, перед тем, как заснуть, она всегда читала молитву. Последние слова были такие: «Господи, помяни всех моих родных».. и перечисляла всех своих близких. А я слушал её и засыпал. На каникулы привозили в деревню Лёку (так называли брата Валерия). Он был очень спокойный и умный мальчик. Помню, как я просил его  сводить меня на речку искупаться. Мне очень нравилось ходить с ним на колхозную птицеферму.

    В двадцатые годы бабушка с дедушкой пережили страшную трагедию. У них  было три сына: Вася, Саша и Володя. Володя- это мой отец, самый младший из братьев. В то время в России свирепствовал тиф. Эта болезнь захватила и Васю с Сашей, им было 19 и 20 лет. Они умерли, а Володю, который спал вместе с  ними на полатях, Бог миловал, и он остался  жив.

 Надо сказать, что до смерти сыновей у дедушки Миши было сильное хозяйство: две коровы, овцы, свиньи, телята, гуси, куры.  По завершению всех работ на земле, мужчины уходили на заработки. Дед был хороший мастер по изготовлению валенок, к тому же, умело столярничал. Они вчетвером уходили в Башкирию и там всю зиму работали. Последний раз привели двух лошадей.
 
Одним словом, жизнь налаживалась, но… Сначала тиф унес двух сыновей, а потом началась коллективизация, и у дедушки отняли лошадей.

  Я не знаю, как они это пережили… От их хозяйства осталась одна корова Полька. Дедушка стал тогда её использовать вместо лошади. Даже изготовил телегу.
Зимой 1949 года умер дедушка Миша. Ему было 67 лет. У него был брат Фёдор. При Сталине давали земельные наделы, и дядя Федя получил свою долю земли.
Недалеко от деревни  жили ещё несколько семей. Они  и организовали хутор. Назвали его Приволье.

  После смерти дедушки Миши, отец продал дом в деревне и бабушку Александру перевёз в Ветлугу.

   Когда во время войны папу ранило и контузило,его комиссовали. По приезде в деревню был избран председателем колхоза.
Через пару лет вся семья переехала в Ветлугу.

                2. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ


  Пришло время идти в школу. В 1949году меня привезли в Ветлугу. В то время мама работала заведующей детским садом, а папа работал в кинотеатре. Раньше он назывался Народным и был построен в 1901 году, к сожалению, здание в 2017 году сгорело.

   Итак, я пошёл в первый класс.
   К первому сентября мне сшили брюки и пиджак типа «китель». У папы была армейская сумка, её мне и переделали под портфель.
Помню, как я учился считать. Палочки для счёта Лёка сделал из кустов малины.
      Через неделю я пошел гулять. Новые штаны не переодел,  полез на дерево и порвал их. Естественно, был наказан.
      Учился я в  базовой школе при педагогическом училище.

      Я не хотел идти в эту школу. Все мои друзья с улицы пошли в школу №4, которая была от нашего дома метров 200. Но мамочка сказала: «У тебя будет заслуженная учительница А.П. Маркова и ты будешь учиться в другой школе».

      Как и всем детям, учиться не очень хотелось. Хотелось гулять. У меня было ежедневное задание: накормить кур и свиней. Для свиней нужно было каждый день рвать крапиву. С этой крапивой  я всем, наверное, надоел. Были большие высокие корзины, которые надо было набить, как под прессом. И так каждый день. Не заготовишь корм - сразу наказание: ремень и гулять запрещено. Все мои друзья мне помогали.

      Наказания были строгими, в основном этим занимался папа. Он не переносил споров и сразу хватался за широкий офицерский ремень. Вот им мне часто и влетало.

       Во втором классе, так как я был очень активным ребёнком, у меня было два дневника: один по успеваемости, а другой по дисциплине. Дневники делал папочка из тетради - разрезал её пополам. Получался блокнот, который он разлиновывал по дням, где  каждый день  учитель отмечал моё поведение.

    Первый день: за поведение - 5, потом - 2 (разбил в классе окно: бросил портфель в девочку, а попал в окно).
     В итоге: дома - разборки и, соответственно, ремень.
     Так пролетел 1 и 2-й класс. Нас с мальчиками тянуло к технике. И мы крутились там, где есть автомобили. Помню, как первый раз я я увидел легковую «Победу». Хозяин этого авто приехал к родителям из Москвы, работал  там в каком-то министерстве. Я и пыль снимал с машины, и мыл, и любовно поглаживал.

 Во втором - третьем классе сказалось влияние дворовой жизни. Я попробовал курить, но отцовский ремень быстро расставил всё на свои места.

  Был у меня тогда друг Юрка Богуш. Мы жили в одном дворе. У Юрки были три сестры Таня и Лена Шинсон и Римма Богуш. Воспитывала эту большую семью мать- Тетя Лида Богуш. Об отцах я знаю плохо. Богуша вообще не видел, а Шинсона судили, и он сидел. Сколько лет не знаю. Когда он освободился, то приехал в Ветлугу. Моисей Давидович был хорошим портным. Ушел из жизни от сердечного приступа.
Вот так и мы росли и взрослели.

   Бегали летом на реку Ветлугу и стадион Динамо. Зимой катались на лыжах и коньках. Стадион Динамо- это часть детства.

   Мамочка хотела, чтоб мы играли на каких-то музыкальных инструментах.  Мне вручили аккордеон, а Лёке – скрипку. Но этого мы долго не выдержали. Из меня и брата музыкантов не получилось.

   В памяти остались празднования дней рождений. Я этого праздника очень ждал. Приходили гости- друзья родителей и постоянно была на днях рождения моя крёстная Лидия Ивановна Шипикина. Она работала у мамы прачкой в детском саду и приносила всякие подарочки- игрушки, сладости. И, как сейчас помню, мне очень не нравилось, когда дарили книги. Почему не знаю…

      После 4-го класса меня летом определили  в пионерский лагерь в селе Спасском. Это в 10-ти километрах от Ветлуги, в очень красивом месте. Пионерский лагерь располагался в помещичьей усадьбе. Ну, конечно, на воскресение ко мне приезжали родители. Закончил я четыре класса и мамочка перевела меня в 5-й класс школы №2, так где учился Лёка.

      После окончания 5-го класса была организована экскурсия в г. Горький. Ой, сколько впечатлений! Я впервые тогда в Урене (городок под Горьким) увидел паровоз «Иосиф Сталин». И я захотел учиться на машиниста паровоза. В Горьком нас поселили в центральную гостиницу «Нижегородскую». В вестибюле стояло чучело медведя, он держал плафон. Ну, а детская железная дорога- это, вообще, вершина впечатлений! Были мы там неделю.

       Родители прививали нам любовь к труду и учили зарабатывать копейку.
        В шестом классе мне было сказано: «Летом болтаться не будешь - пойдешь работать». Мамочка мне и Борису Карякину нашла работу. Мы стали пилить дрова для печек «Деткомбината» на плотах реки Ветлуги. Целый день там находились. Сколько напилили и сколько заработали - я не помню. После этого Борька Корякин ещё предлагал гонять с ним скот: стадо голов 60 до Уреня (47 км). Но мама меня не отпускала.

       Весной ходили разгружать баржи на реке Ветлуга. Баржи, гружёные мукой, крупой, сахаром.

   Как сейчас помню: на тебя бросят мешок, и ты идешь по штабелю согнувшись. К концу дня мы так урабатывались, что судороги ноги сводили. Вот так зарабатывался рубль.

       Мне очень часто вспоминается старый двор. Тут и Юрка Богуш со своими сёстрами, а также соседи. Они постоянно стоят перед глазами: тётя Липа, дед и бабушка Лапицкие, Шапкины. И соседи по улице Поперечной: Тумановы, Могучевы, Щегловы, Деричевы.

      Наш двор на Поперечной был интернациональный. Были русские, евреи, белорусы и поляки. Старики Лапицкие летом готовили еду  на улице около сарая. Использовали керосинку, керогаз.

    Был такой случай.  Рядом с нашим двором находился гараж, и нам мужики предложили покататься на машине. Мы согласились и поехали в лес за дранкой. Там её погрузили, и нам  купили «четвертушку» водки. Немного её попробовав, мы «окосели». Юру по- настоящему рвало, а я всё ел лук, чтоб родители не почуяли запах.

    Вечером они пришли с работы и наказание последовало сразу….
В 1956 году   родители купили дом на улице Урицкого (д. №56), и мы переехали с улицы Поперечной.

 В этом же году умирает бабушка Александра. Последнее время она сильно болела,  лежала, наверное, около года. Так что в новый дом мы переехали уже без бабушки.
         Запомнилось, как мама нас готовила  к фотографированию. Это было торжественно. Она как - будто заботилась оставить память о той жизни.

   И начался второй этап детства. Мама больше всех уделяла моему воспитанию. Она провожала утром в школу. Поднимала с постели, зажигала лампу, повторяла со мной  уроки.

      Время летело. Мы окончили начальную школу, а потом и семь классов. Дальше Юрка Богуш пошёл в лесотехникум, а я -  в восьмой класс школы №2. Эту школу заканчивал и Лёка.

   Ещё учась в седьмом классе, я настойчиво уговаривал родителей купить ружьё. Родители обещали, но при условии хороших итоговых оценок. Так и произошло, и мне купили новое одноствольное ружьё. Я был так доволен, что, наверное, и спал с ним.
 Осенью приезжал к нам Александр Уставщиков- это брат Тони Охотниковой. Он не поступил в Горьковский сельхозинститут (не прошел по конкурсу) и приехал к нам, чтобы сдавать экзамены в лесотехникум.  Что он успешно и сделал. Стал учиться, жил в общежитии техникума, а на субботу и воскресенье приходил к нам. И так до тех пор, пока не закончил техникум и не уехал работать на Алтай.

    Был у меня ещё друг Борька Карякин. Он учился в 1-й школе. Его отец был председателем райисполкома.Тогда это - второе лицо в районе. Жили они в красивом, купеческом доме. У них был вишневый сад. Мы там объедались вишней.

Борька  и мы, все пацаны, любили спорт. У Бориса это получалось лучше. Он бегал на лыжах, имел II и I разряд. Занимался гимнастикой, хорошо играл в шахматы, тоже по  I разряду. Играл в футбол, его даже забирали играть за взрослых ребят.
Хочу рассказать про Лёку.

        В 1956 году он приехал вместе с невестой Тоней.  Я их встречал на переправе через реку. У меня был велосипед «Динамо», вот я на этом велосипеде и вёз их вещи. Тоня, когда меня увидела, рассказывала: «Стоял длинный парень, худой и с большими ушами…» Таким я ей показался.

      Через месяц  -  свадьба. Было очень весело. Лёка закончил политехнический институт, а Тоня – педагогический (физмат). В августе месяце мы их провожали  на Алтай в город Рубцовск. Господи! В то время казалось, это так далеко. Провожая их, мамочка всё время плакала. Начались серые будни. 8-й класс: школа, уроки.. Я хотел иметь хорошую фигуру, быть накаченным. Дома был набор гирь: 16, 24 и 32 кг для упражнений. И один раз гиря упала на голову. Слава Богу, что всё обошлось. Да, мы ещё с  Карякиным сделали штангу и качали руки.

      Много времени, особенно летом проводили на реке Ветлуге. Где я не раз тонул. Но всё кончалось благополучно.
      Так потихоньку, незаметно подкралась….

3. ЮНОШЕСКАЯ ПОРА.


       Мне всегда хотелось  быть первым. Возраст - 14 лет, когда кажется, что ты всё можешь и знаешь. Однако, несмотря на то, что вышел ростом, разум к нему не подтягивался. Я был длинным, угловатым, и , как все в этом возрасте, имел своё мнение. Записался в духовой оркестр в Лесном техникуме и даже таскал баритон домой. Считалось самым - самым «писком» пройти с оркестром на демонстрации 1-ого мая и 7-ого ноября по улицам Ветлуги. Казалось мне, что я стал взрослым. Но это только казалось…

       Играть в футбол, волейбол учился у приехавших на летние каникулы студентов. Помню, как бегали вечером на танцплощадку. Стояли рядом и с интересом, нескрываемым любопытством смотрели на всё происходящее.

        В 8, 9 классах начал ходить на школьные  вечера с танцами. Стал чувствовать себя немножко кавалером. Позже - посещать  танцы в Доме культуры. Сходилась вся молодежь города и мы, «сопливые» - туда же. У меня появились друзья, которые были старше  по возрасту. На танцы приходили студенты из Лесотехникума и Медучилища, политехнического института. Я подружился с  парнем, его звали Вася Рассохин, родом из Великого Устюга. Мы с ним дружили, пока меня не призвали в Армию. С ним у меня был первый выход на танцы в Дом офицеров. Нам там нравилось. Звучала музыка: «Ландыши» пела Великанова, а «Тишину» - Трошин Всё самое передовое, модное по тем временам, я черпал там. Мама мне купила на танцы хромовые сапоги. Я их ,одевая,  начищал, и делал  «гармошкой».

     Закончились 9 классов. Лето. В отпуск приехали Лёка и Тоня. У них родился мальчик Вова. У нас – праздник: вино, водка… В один из таких дней  папа и Лёка захотели выпить пива, а кого послать? Женьку. То – есть, меня. Поступила команда от папы: «Бери бидон и - за пивом». Дело было в субботу, я уже «намылился» на танцы, на улице ждали друзья. Я пытался возразить, сказав, что меня ждут ребята. Как тут же получил ухватом по голове. Вот такая была дисциплина.

     Осенью к нам приехал брат Тони - Сашка поступать в Лесной техникум. Он поступил, и пока не дали общежитие, жил  у нас. Я обрадовался. Было весело. На следующий год, летом я поехал к нему в деревню. Там мы прожили пару недель. Очень понравилось, впечатлений масса. Деревня находилась в другом районе Горьковской области, 40км от Ветлуги.

   Прошло время, я закончил школу, Сашка – техникум. Его распределили в Алтайский край. Я поехал поступать в летное училище в город Даугавпилс. Стал сдавать экзамены, остался последний – физика, и я не стал отвечать. Очень захотелось домой к мамочке.

     Приехал и… получил от отца всё, что следовало ожидать.  И что я из себя представляю на самом деле. Обида,самолюбие захлестнули, я сказал маме, что уезжаю к Лёке. И стали меня собирать. Мама плачет, но я все-таки поехал. Отчаянный был.
 
      Приехал в Рубцовск и началась другая жизнь. Примерно через месяц  приехал Сашка Уставщиков, стали жить у Тони с Лёкой. Я, Сашка, Лёка, Тоня и Володя. К этому времени ему было уже 2 года. Все размещались в двухкомнатной квартире. Одну комнату и кухню занимали мы, а другую – соседи, Дроботовы из Харькова..

     Через какое-то время Дроботовы получили квартиру и мы остались одни. Жили дружно. Я все время вспоминаю Лёку и Тоню. Господь дал им терпения!

       Я стал работать учеником расточника- строгальщика  на заводе «Алтайсельмаш». Проработал там до августа. В это время успел получить травму. Мне оторвало кусочек пальца. В это время стал готовиться для поступления в техникум. И в августе 1960 года я поступил в Семипалатинский автодорожный техникум.
 
    Проучился там год, учеба мне нравилась. Перед началом учебного года все учебные заведения г. Семипалатинска, а их: 3 ВУЗа и 7 техникумов - отправлялись на уборку хлопка. Мы пробыли месяц в Ташкентской области.
 
    Семипалатинск – рядом с Рубцовском. 3 часа поездом. Учеба давалась мне легко, и я решил переводиться  в Горький. Мама написала письмо – запрос о переводе в Горьковский техникум. Я стал собираться на переезд. И с первого сентября продолжал учебу уже на новом месте.

       Вот тут-то для меня начались страдания: новое место учебы, новые люди, друзей нет. Одним словом, мне тяжело далось, но надо было учиться, заканчивать техникум.

     Студенческая беззаботность! Гуляли ночами, на танцы ходили. И тут… Вдруг мы узнаем, что женится мой одноклассник Толя Лузин. Нас пригласили, и мы с Борисом Карякиным стали искать подарок. Но денег, как всегда, не было. Или были, но мало. Мы крутились - крутились и купили картину «Неравный брак». И с этой картиной явились. Как нас не прогнали только Бог знает...

    На все большие праздники ездил в Ветлугу вместе с ребятами, которые тоже учились в Горьком. До Ветлуги от Уреня ездили на попутных машинах, так как  автобусов не было. И 47 км тряслись по ужасной дороге около 4-х часов. Возвращались обратно так же, но билетов от Уреня до Горького в праздничные дни, как всегда, не было. И один раз мы с Борисом Карякиным поехали на товарном поезде. Был ноябрь и прохладно. Прыгнули на товарняк и поехали. Доезжаем до Горького, а поезд не останавливается, пролетает вокзал и едет дальше. Что делать? Давай прыгать. И прыгнули! Слава Богу,  удачно! А могло быть всякое, там на пути  и железобетонные колодцы, и стрелочные переводы, другие препятствия.
Так потихоньку незаметно и кончилась юношеская пора.

4. АМРЕЙСКИЕ БУДНИ.


     Дело шло к окончанию учебы. Я защитил диплом и меня вместе с одногруппниками в июле 1963 года забрали в Армию.  Провожали Лёка и Тоня. Они были в отпуске и приехали в Горький.

     Проводили в г. Дзержинск, где был областной сборный пункт. Я до последнего времени не стриг волосы и приехал с такой гривой, что был немедленно подстрижен.Было очень тепло- июль. Через пару суток нас погрузили в вагон и отправили в войска… Так мы попали в воинскую часть , что располагалась  в Воронежской области, г. Острогожск .

     Помню, постоянно преследовала мысль: «Три года казарма, забор и военный городок…» В Острогожске была военная часть и через полгода нас стали распределять по военным округам. Так я попал в Закавказский военный округ в  Тбилиси. Мне очень нравился Тбилиси, он уже тогда был свободным городом. Торговля частная была везде. Базар шумел. Там можно было купить всё, что хочешь.   
 
     В воинской части готовили автотракторных специалистов, где я пробыл до нового 1964года. А в январе нас начали распределять по подразделениям Советской Армии. Кого куда. Основная часть попала в Германию, я же -  в Грузию, в г. Цители-Цкаро. Это Восточная Грузия, Кахетия. А там ракетная  режимная часть. Увидев все это, настроение упало. После относительно вольной гражданки здесь был жесткий, строгий распорядок. К нему было очень сложно привыкать. В 6-00 – подъем, два часа строевая подготовка, вечером опять строевая  и учеба . Я почему-то начал болеть. Замучили чирьи, потом ангина,  дальше - зубы.

Я познакомился с начальником медслужбы полка майором  Павлиашвили. И через неделю меня отправили в Тбилиси в госпиталь, где я лечился месяц. Потом приехал в Цители - Цкаро. Снова служба. Но меня никогда не покидала мысль: комиссоваться… а как? Я опять в санчасть. И тут у меня состоялся разговор с Павлиашвили. Мы с ним обговорили все детали. И он мне сказал-: «300 рублей и дело будет сделано». Он пошел на это, видя во мне лицо кавказской национальности. Русских он считал ненадежными.
 Я написал письмо родителям в Ветлугу. Получил ответ от отца. Примерно такого содержания: «Я служил, и ты послужи». Ну, и 300 рублей, это была серьезная сумма для того времени. Одним словом, надо служить. И тут, на моё счастье, в Объединенных ремонтных мастерских нужна была замена - старшина уходил домой (дембель). А начальником мастерских был капитан Голицин из г. Павлов. Я с ним познакомился, и он меня порекомендовал. Так я очутился в ОРМ. Ну, это же - кайф! По сравнению со строевыми подразделениями  - тихая гавань.

   У меня были повара, слесаря, сварщики, водители и завскладом. Одним словом, вот тут-то я и вздохнул.
Служба пошла своим чередом, со своими выкрутасами. Несколько раз ездил на Армейские ученья в Астраханскую область, военный полигон Эшелук. Условия там ужасные: жара, ветер и весь песок на зубах. Вот такая  характеристика  этого места:
Вдали от мира и наук,
Как только для садистких мук,
Какой-то хрен построил Эшелук
Учеба продолжалась месяц. Потом - в путь : «По вагонам!», - и в Грузию.
      В 1966 г я начал готовиться к дембелю.  И в декабре  завершил свою службу.

                5. СЕМЕЙНАЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ


    Приехал домой в Ветлугу, немого отдохнул, а потом меня мамочка  протолкнула в РК комсомола Зав. отделом  агитации, а далее -  вторым секретарём. Осенью 1967г поехал поступать в МГУ на философский факультет, но не прошел по конкурсу. Я забрал документы и поехал подавать в Рижский университет. Но и там не получилось - принимали только национальных абитуриентов. Вернулся в Ветлугу. На семейном совете решили: я еду к Лёке. Его семья уже переехала из Рубцовска в Шумерлю. Вот я туда и направился. Жили все вместе. Лёка к тому времени  получил двухкомнатную квартиру. Я прожил с ними с лета до осени.

    Лёка работал главным конструктором завода, Тоня- инженером технологом. Я думаю, что таких добрых, чутких людей немного.

     Зимой я женился на Ирине Алексеевой, свадьба была на квартире у Лёки с Тоней. Было много народа: приехали из Ветлуги папа с мамой.  Ирина тоже работала на заводе, в техническом отделе. Приехала она в Шумерлю после распределения, окончив Горьковский политехнический институт. Ее родители жили в Мариинском Посаде, что километров 140 от Шумерли, на Волге. Отец, Иван Алексеевич в 30-е годы закончил в Москве институт геодезии и картографии и был направлен в город Ядрин. Где он работал землеустроителем. Там он женился на Тамаре Владимировне - моей тёщеньке. Через какое-то время они переехали в Мариинский Посад.

     В памяти осталось много хороших воспоминаний о тесте Иване Алексеевиче. Человек он был очень культурный, грамотный.Одним словом: человек «с большой буквы». Он и сам был высок–рост у него  1м 92 см. В Мариинском Посаде преподавал в строительном техникуме геодезию. Студенты его очень любили. Когда вышел на пенсию, купил лодку и стал рыбачить на Волге. Когда мы приезжали, я тоже ходил с ним на рыбалку.

       А в ноябре 1968 года родилась дочь, Наташа. Назвали её в честь матери Ивана Алексеевича.

   В то время в Шумерлю переехали мои родители. Продали дом, очень хороший, двухэтажный, и купили то, что можно было приобрести. В то время продавали мало. Дом – то купили, но по сравнению с тем, что у них было, как небо и земля. Мы, молодые хотели его отремонтировать. Но оказалось это сделать не так просто. Возникал один вопрос за другим. Строительных материалов нет - всё фондировано: кирпич, пиломатериалы. Одним словом: «крутись, как сможешь». Мамочка в растерянности старалась помочь нам. Сама ходила в лесокомбинат выписывать доску. Они прожили всю жизнь в Ветлуге. Папа работал одно время мэром, мама - зав. детским комбинатом. Связи были кругом, а тут, в Шумерле, никто не знает. Вакуум. И тут  моя мамочка загрустила, запереживала, что совершила ошибку с переездом, но было поздно.

     Дом отремонтировали, построили сарай, выкопали погреб и колодец. Но мамочка, я чувствовал,  «не в своей тарелке». И тут  вдруг, удар! Она заболевает воспалением легких. Стала чувствовать себя неважно и поехала в Горький на обследование. Прошли все проверки и поставили диагноз: злокачественная опухоль левого легкого. Звонят из Горького: «Мамочку забирайте - она на глазах уходит…». Мы с Тоней берём такси и едем в Горький. Февраль месяц. Город весь в снегу. Приезжаем в больницу. Мамочка нас, мне кажется, не узнала. Была уже в очень тяжелом состоянии. Мы её одели, вынесли, положили в такси. Так она лёжа  доехала до Шумерли. Нас уже ждали. Вова и Наташа, как увидели бабушку в таком состоянии, заплакали в голос. Пролежала мамочка дома 10 суток и отошла. Съехались родственники из Ветлуги и Горького. В это время установились февральские морозы. Могилу копать стали бензопилой - ни лом, ни лопата не брали землю..

     Последнюю ночь мы с Лёкой ночевали в доме, а рядом с нами - мамочка. Вот и всё. Круг жизненный замкнулся. Я очень тяжело перенес эту смерть. Родительница для меня была самым близким человеком, но понял я это слишком поздно. Прозрение приходит, когда теряем дорогого сердечного человека. У меня сохранилось от нее письмо. Она его писала уже из больницы. Я его часто перечитывал. Прошло почти пятьдесят лет, как ушла мамочка…а письмо… сколько в нем тепла.

    Работал на заводе, работа мне не очень нравилась, да и зарплата была 100 р. Ну, в то время у всех ИТР она была такая же. Мне хотелось больше, и в 1972 г уволился с завода и перешёл в ДРСУ механиком на 140 р. В 25 лет у большинства молодых людей сильно  завышена самооценка. А у меня, мне кажется, она зашкаливала.
                6. РЕАЛИЗАЦИЯ АМБИЦИЙ


     Мне всегда чего-то не хватало, как-то не нравилось. Как в песне: «а мне всегда чего-то не хватает, зимою - лета, осенью - весны» Во мне играло здоровое чувство тщеславия, зависти.  Почему я не имею высшего образования? И начал готовиться, а затем поступил в Казанский финансово- экономический институт.

     В это время (1972-1973гг) началось строительство Камского автомобильного завода. И я уезжаю в Набережные Челны. Поехал, никого не зная, ни с кем не советуясь. Своя точка зрения и всё! Устроился в Генеральную дирекцию. Город Набережные челны только начал строиться - грязи по уши. Везде одни канавы  и на заводе  КАМАЗ, и в городе. Проработал я там чуть больше года. И тут я получаю какой-то внутренний укол неудовольствия, неудовлетворения. Мне всё перестало нравиться.
    Уволился и
 приехал снова в Шумерлю. Устроился на работу в ПМК-3 «Чувашмелиорация» главным инженером. Помню мой первый объект: осушение болот в районе села Дубовка в 10 км от Шумерли. В один из воскресных дней мы все: я, Ирина, Лека и Тоня - поехали в Мариинский  Посад. Там ночевали пару ночей. Мы с Лёкой спали в сарае.

    Через какое-то время меня, по решению ГК КПСС, переводят в СМУ «Межколхозстрой» начальником. Все объекты сельского строительства - коровники, свинарники. Один самый большой: свиноводческий комплекс на 12000 голов свиней.
 
    В это время я начал строить административное здание своего управления. Кстати, оно сохранилось до сих пор. Коллектив тогда был  сплоченным. Конечно, были и успехи, и неудачи. Проработал я около пяти лет. Кроме объектов сельского строительства, строили жилые дома (двухэтажки для своих работников). Вот тогда я  мог, как руководитель, приглашать на работу специалистов с предоставлением жилья. Я и сам получил 2-х комнатную квартиру, которую затем обменял на 3-х комнатную в новом доме. В этот период у меня сложились дружеские отношения с директором птицефабрики Клибышевым В.А., председателем РАЙПО Гладышевым В.А., директором комбината автофургонов Скаржевским В.М. и со всей городской верхушкой.

      Приближалось начало строительства газопровода Уренгой - Помары-Ужгород. О нём много писали, много говорили. В районе Чувашии объемы строительства были закреплены за «Куйбышевтрубопроводстрой» - это Главк. Управляющим был Михельсон А.Л., а территориально трест находился в Новокуйбышевске. Что характерно, наша соседка Маргарита Кирилловна ранее работала в Новокуйбышевске и была знакома с Михельсонами. Сын Михельсона, Леонид - сейчас председатель компании Заполярный НовоТЭК по сжижению и транспортировке газа из Заполярья. Вот такая предистория. Ну, я, конечно, загорелся идеей Уренгоя. И долго вынашивал план, как туда попасть. Вопрос решился, когда пришёл вызов. И далее по тексту…

     Особых впечатлений об Уренгое  мало. Единственное, что запомнилось: суровые условия и масштабы строительства. Уренгой строила вся страна, было около 40 трестов, а строительных управлений - не пересчитать. Лето - прохладное, в мае снег, а в августе начинаются заморозки. Но люди ехали сюда за рублем.

      Вспоминается такой случай. В актовом зале Уренгойского КПСС первый зам. министра Ю.П. Баталин проводил совещание. Приглашались  управляющие трестами и начальники ведущих управлений. Тема: «Какой будет Новый Уренгой через 10 лет». В середине совещания I секретарь ГК КПСС Козлов Б.И. отвлекся от темы и стал смотреть в окно, где бегали собаки.  Была весна, у собак - гон. Ю.П.Баталин это заметил и говорит: «Козлов, где тебе интереснее? Прошу покинуть совещание!» И… удалили Первого секретаря с совещания. Этот факт для меня был шоком. Когда такое было, чтоб I-го секретаря  выставляли за дверь! Партия же - наш рулевой! И вот вам, получите!
    
      В Уренгое я познакомился с Леной, будущей моей второй женой. С ней прожил 30 лет и 3 года. Как-то сумела она найти ко мне подход.

     В Уренгой я позвал Павлика - брата Лены. И он с семьёй приехал. Уренгой был закрытый город – без вызова не въедешь. Павлик – строитель, с ним - проще, а вот с женой (она медицинская. сестра) - сложнее. Но постепенно всё разрешилось. Вскорости мы переехали в Нягань, а Павлик с семьей остались в нашей  квартире.

     На этом моя эпопея по Уренгою завершилась. Новая эпопея – Нягань. Новое место, новые знакомые, друзья. Работали от зари - до зари. И три раза в неделю - селекторные совещания. Понедельник, среда – с трестом, в пятницу- с Главком. И так весь сезон с осени до весны. Но, ничего, выдержали!

     Что было дальше? Мы вернулись в Шумерлю. В деревне благодаря связям и помощи друзей, построили дом.  Отметили новоселье и мои 50 лет.

    В это время привёз с Украины бабушку Валю,  маму жены. У нее умер муж и она осталась одна. Летом 1996г. нам позвонили из Нягани, что Павел сильно болен и ему сделали операцию. Он съел солёную рыбу и  с  ней   попала в желудок частица описторхоза. И вот она там размножилась и забила все желчные протоки. Ему удалили желчный пузырь, а сам источник болезни остался. В больнице не знали, что делать и выписали домой с диагнозом «саркома». Вот таким мы его встретили на вокзале и началось наше лечение, которое продлилось два года. Он лежал в разных  больницах в Чебоксарах. Всё бесполезно. И только в Николаеве, чисто случайно, обнаружили источник болезни. Вот так он и выкарабкался. А все думали, что все… конец один. Павел жив, здоров и до сих пор работает.

   Теперь о жизни на Севере, на Чукотке…      С Севером у меня связан довольно большой жизненный отрезок. В это время всех подстерегал страшный излом в стране. Перестройка, сокращались предприятия, заставляли всех привыкать к другой жизни. Многие покинули Север. Другие через пару лет снова возвращались, но это уже была другая страна. Все, что было, прошло…

      Из Чукотской эпопеи мне запомнился ужасный климат: ветер и мороз. Я прилетел в Анадырь и пока шел 50 м до гостиницы, отмерзли уши. Чукотка- это, конечно, край земли.

   Летел из Москвы до Анадыря 10 час без посадки на самолете, как его называли « русский боинг»  ИЛ-62. Ощущения были - не передать…Снабжение с Аляски. Всё, конечно, очень дорого. В этот период у меня опять возникли проблемы. После 30-ти лет начался тромбофлебит, но по молодости казалось: это мелочь - всё переживём. А проблема с годами увеличивалась.

       Я стал обращать внимание на то, что начались судороги, и нога стала опутываться венами. Через какое-то время она начала синеть от колена до ступни. Я обратился к хирургу в Провидении, а тот меня отправил на операцию в Анадырь. Операцию делал хирург, родом из Рязани. Он отрабатывал последний месяц и уже собирался уезжать домой. Вот он и согласился меня оперировать. Операция проходила четыре часа, я находился под двойным наркозом. Сначала укол сделали в позвоночник, а потом - общий наркоз. После операции я отходил от наркоза целый день. Операция прошла успешно! Спасибо доктору! Одним словом, я, как Боженькой поцелованный - мне очень везло на хороших людей. У меня, видимо, сильный ангел- хранитель: всю жизнь он меня оберегает. В 15 лет упала гиря на голову, в Ялте разрезал ногу до кости. Могло быть заражение и воспаление надкостницы. Слава Богу! Пронесло! И вот еще удар: операция на венах. Это только серьёзные моменты, а сколько по мелочам… пальцев на руках не хватит. После операции месяц ходил с костылем.

   Пока мы были в Провидении, в 1993 году родилась у Наташи дочь Ксюша. Я стал дедом. Ксюша выросла умным ребенком, заботливым. Деда не забывает. Вспомнился эпизод. Мы, то есть я и Наташа жили в одном дворе. Я приехал с работы на обед, и в это время из  подъезда выходит внучка с ранцем за спиной и идёт в школу. И меня тогда такая тоска накрыла: почему мало уделяю внимания любимой Ксюше? Почему?

        В 2012 году Павлик в Шумерле решил строить дом. Купил участок рядом с нашим. И процесс пошел. Сломали старый дом, подготовили площадку и залили фундамент под новый дом. Всю инициативу взяла на себя Лена. Вопрос контроля строительства, снабжения и комплектации лежал на ней. Никого не подпускала! К 2014 году новый дом стоял, только без отделки. Была выполнена сантехника, электрика.

     И тут Лена заболела… в январе 2015 года она умерла… Павел сразу засомневался: если нет сестры, то ему в Шумерле делать нечего. И строительство закрылось. А 2016 году дом был продан. Вот такой эпизод. Сейчас дом стоит, как картинка. Новый хозяин обустраивает двор, появились надворные постройки… Я смотрю и вспоминаю, как начинали строительство и что-то щемит в груди.

     Мне кажется, что правильную линию жизни взяла Наташа. Она рискнула, приехала в Москву, а затем туда из Шумерли, по окончании школы приехала и Ксюша. Сейчас она закончила колледж и институт. Работает в организации, довольна. Вышла замуж. Я жду, когда Бог даст, я стану прадедушкой…

    Всю жизнь с нами ездила Таня - дочь жены Лены от первого брака.  Сначала в Нягань из Уренгоя, потом из Нягани в Шумерлю; из Шумерли - в Провидение; из Провидения - снова в Шумерлю. Так и не смогла устроить личную жизнь. Я не представляю, как она будет жить… В настоящее время шьёт, работает на дому.

     В 2004году Таня родила сына Владика И тут на плечи родителей - она да плюс ребенок.Жили - на пенсии. Одна уходила туда, а на другую -  жили мы. Таня была и остается своеобразным человеком: она привыкла, что все должны о ней заботиться. Но благодарности за все это я не чувствовал. Все принималось, как должное. Конечно, у меня нет претензий к Татьяне. Возможно, я не смог подобрать ключи к ее сердцу. Ведь я – отчим, а не родной отец. Где-то мне надо было меньше делать упреков, замечаний. Их же никто не любит.

   И мне судьба отвела на 5 лет одиночество. Смерть Лены, можно сказать, была неожиданной. После обнаружения онкологии, ее положили в больницу. Но там она пролежала ровно неделю. На «связи» с ней были люди, которые, якобы, «видят» всё… Вот она им и поверила, а врачам - нет. И сказала , что будет лечиться дома. Попросила, чтобы ее выписали из больницы. Все было сделано по желанию больной. Она твердо была уверена, что вылечится. Но финал оказался печальный… И вот уже почти пять лет живу один.

      Раньше, когда родился у Тани ребенок, мне внушали: вот тебе , дед, на старость – внук, помощник. Я это слушал и даже принимал. Какой наивный был!...

    Но, как показало  время, это все не так. Помощники они никакие… появляются у меня только, когда что-то надо,  в основном - деньги. Этот пузырь надувался долго и вот в сентябре 2018 г он лопнул. На мои высказывания матери о плохом поведении Владика я получил отпор. Да такой, что даже и не представлял. Мне было сказано: «Что ты замечания делаешь? Ты нам никто - чужой человек». Это дословно уже сказал Владик. А ранее было сказано Татьяной. Надо прямо сказать - все эти тридцать лет, как был чужой человек - я имею ввиду Татьяну, так и остался. Умом не отличается, школу закончила кое-как, потом – ПТУ... Вот уровень швеи и остался. После этого я их выдворил из дома и закрыл калитку. Всё, кончено! Они думали, как раньше : Владик нахамит, а потом мать- чтобы шел, извинялся. Но на это раз номер не прошел… Вот такая развязка этого жизненного узла. Ира винит меня, что во всем виноваты родители. Как воспитали, такой и выросла. Я знаю одно, что как ни воспитывай,  у человека должны быть мозги и он сам старается во всем: в школе - учеба, на работе - отдача. В школе училась плохо, желания- никакого. Сейчас работает дома, как Бог пошлет. Сегодня есть заказы, а завтра нет. А как жить дальше? Я лично не знаю, а она???

           7. ПОИСКИ СЕБЯ, СВОЕГО МЕСТА В ЖИЗНИ


    И, наконец, в завершении «Моих университетов» хочется пройтись еще раз по этапам жизни. Она, как мне кажется, была как ни у кого, насыщена яркими событиями.

    Да, прожил, надо сказать, большую жизнь. За это время, конечно, судя с высоты прошедших лет, сделано много ошибок. По молодости - необузданный характер. Видимо, так начертано судьбой. Судьба- это желание, в масштабе нескольких этапов жизни. А желания - характер.

      Наступает такой момент, что не знаешь: когда мандраж, а когда кураж…Хотелось сделать многое и быть «впереди на лихом коне…». Хотелось бы, но… «то кони бегут, то хаты горят». «Кому хомут, кому воля - у каждого своя доля». Вот своей доли я и заслужил. Но в принципе, грех жаловаться на судьбу. Как говорила моя мамочка: «Хотя человек не знает, что перед ним стоит, но судьба не глупее нас. Что-то да выстроится: она знает кому, чего и сколько»…

     Какой - то период в жизни настал - 30лет! И он выстрелил. Наступила своего рода жизненная эрозия - полная или частичная неудовлетворенность. Вот тут и начались поиски своего места. И эффект самовнушения, что ты самый- самый и все сможешь, сработал. Тут сразу замаячил КАМАЗ. Самое начало строительства. Грязь по уши и все остальные прелести. Прошел год, обещали квартиру, но здесь тоже что-то сработало, заметался и уехал в Шумерлю. Конечно, тянуло домой - маленькая дочь Наташа, семья. Но тут хватило меня на два года. И снова поиски себя в это время. Здесь уже идея фикс - очень хотелось иметь свой автомобиль! И рискуя, поехал на лесоповал. Год трудился. Автомобиль в руках. Приехал в Шумерлю. Закончил институт. Работа в Шумерле, вроде, все устраивало: жизнь, общение с друзьями и все-все остальное. Но через пять лет во мне опять проснулась эта неуемность. На горизонте замаячил Уренгой.

     Мне 40 лет! Снова идет внутренняя переоценка ценностей. Я увольняюсь и уезжаю в Уренгой. Близким, родным и друзьям не совсем понятно было мое такое поведение. Но увы – это так. Опять преодолевать трудности  и себя испытывать (не жилось в теплой квартире, рядом жена, дочь)… Опять: общежитие, столовая, гостиница. Я помню, как уезжал, как закрывал входную дверь. Мысли были такие: » Всё, последний раз я выхожу из дома… Когда теперь увижу Натульку?»
      Во всех передрягах мне помогала Тоня- жена брата. Очень понимала меня. Она провожала на лесоповал, потом -  в Уренгой, помню за спиной - вещевой мешок с обувью и зимней одеждой. В этот период меня вроде чем опоили. Я, как телок, исполнял чью-то волю. Ну, и конечно, делать определенные действия как- будто кто то подталкивал. Лена- будущая вторая супруга, сумела влезть ко мне в душу своей заботой. Осенью я простудился на трассе и заболел. Поднялась температура. Я слег с ангиной. Около меня хлопотала Лена.

   Да, простят меня, мерзавца, Ира и Натулька за ту боль, которую я им нанес.
       33 года я прожил в другой семье. Это - целая жизнь. Но, как оказалось, финал очень плачевный. Татьяна, как была чужой человек, так и осталась. Все, что ей было сделано, принималось, как должное. Одним словом, воспитание, квартиры, все, что сделали для нее, как коту под хвост. Хуже того, она и своего сына воспитала, как волченка, ну, что она может дать? Безграмотная, бессердечная…у нее в голове маячило; «кто сколько даст?» Мне еще в 2015 г когда вопрос решался с домом. После моего ухода – кому какая доля достанется. Так она тогда мне выдала: «Не забывайте что Вы нам никто!» У нее даже тогда ни один нерв не дрогнул эту фразу выдать. А что с ней тридцать лет возились, как с чемоданом без ручки то это не в счет… Вот такой опасный вырос человек. И в 2019 году, эту фразу: «Ты нам никто». Произнес ее сын. После этого хамства были попытки наладить отношения, но черту перешли… все кончено.

      Ну, слава Богу, что оставшись один, меня не бросили родные. С Наташей отношения были всегда хорошие. Она в 1983 году вместе с Олей Александровской прилетела в Николаев. Были в Снигиревке - родина Лены), купались, отдыхали на лимане. Потом Натуська, когда мы были в отпуск,е приезжала в Нижний Новгород. Тогда еще были живы папа и тетя Лида. Одним словом, связь не прекращалась.

    Наташка по характеру - копия я. У нее даже форма ног, как у меня. Она судьбу свою проходит, но похожа на мою. С Ирой (первой женой- матерью Наташи) отношения тоже наладились. Но ей, конечно, было сложнее. Но она все правильно поняла и, как писал один поэт :
«Наш путь извилист, но не вечен:
В конце у всех один вокзал-
Иных уж нет, а те далече…»
   Одним словом, мне повезло, а ведь могло быть иначе. А что такое везение? Это когда прожил свою жизнь и тихо, необременительно для всех, ушел в мир иной. Да, жизнь прожить, не поле перейти…

                8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Вот и подошёл к концу рассказ о моей жизни. Спасибо читателям, что набрались терпения. Вы помогли мне облегчить душу или, как говорят специалисты, очистить её от тяжёлых душевных переживаний.

     Конечно, мне хочется обратиться к молодёжи. Сегодня, по сравнению с моим поколением, другая жизнь. Ни хорошая, ни плохая, а иная. Со своими требованиями. Они стали жёстче - надо всё делать самостоятельно, а значит, не на кого переложить ответственность. Самому подбирать вид учёбы, искать работу, где и  кем жить, создавать семью. Главное, научиться заботиться о своём здоровье. Больной никому не нужен.

   Бабушки, дедушки, да и родители не смогут, как раньше, содержать на пенсию балбесов.

    Сегодня, по сравнению с прежними временами, появляется больше хороших товаров, услуг. Желания, потребности резко возросли. Но, чтобы их удовлетворить, нужно повышать свои возможности. Научиться быть дисциплинированным, ответственным.

    Я верю в счастливое будущее детей, внуков. Русский, российский человек успешно преодолевал всегда и преодолеет сегодня все трудности.