Жить не по лжи в круге веры

Виктор Санин
                Чудеса вокруг писателя

«Если бы я сам выстраивал свою жизнь по собственному плану, то она вся бы состояла из ужасных ошибок. Сейчас мне это видно. Но Господь все время поправлял и перестраивал мою жизнь, иногда незримым, иногда очевидным образом. Сейчас я вижу, что все сложилось так, что лучше и быть не могло».
А. Солженицын

Он должен был умереть. Если не в раннем детстве, когда родился в годы смуты и рос без отца, то в годы Великой Отечественной войны. Он воевал честно и пулям не кланялся. Пролетели мимо.

Мог и должен был позже. Он должен был сломаться в ходе следствия, в тюрьме или в лагере, но выдержал. Его могли приговорить к расстрелу по статье 58, но «повезло», дали «всего» 8 лет. Оттрубил до звонка и выжил.

Уже на свободе перенес рак. Но победил и эту неизлечимую болезнь.

Его должен был раздавить строй, который сломал миллионы судеб. Он пережил строй, который угодливо, сообразуясь с требованием дня, менял названия улиц. Это бесполезное занятие, даже вредное, но есть великая справедливость в том, что в Москве переименовали в его честь Большую Коммунистическую улицу.

Что или кто помог ему в этом? Чудо? Провидение? Не знаем, но попробуем узнать об этом человеке больше, чтобы сделать выводы и сформировать собственное мнение.

Кто он, мастер культуры – А.И. Солженицын?
Многим людям хотелось бы получить Нобелевскую премию, но дают почему-то не всем. Александр Солженицын - один из немногих русских писателей, кому она была присуждена. Вручили с формулировкой: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

В стране найдутся те, кто о нем ничего не знает, но их мало. А те, кто читал книги Солженицына, отзываются и о нем, и о творчестве диаметрально противоположно. Почему так относятся к Александру Исаевичу Солженицыну? Из-за нравственной силы? Из-за верности традициям литературы? Из ревности?

Ответ на поверхности. Признанный во всем мире русский писатель, драматург, эссеист- публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе и прочее не признавал компромиссов.

Он был диссидентом. В течение нескольких десятилетий второй половины ХХ века активно выступал против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. У тех идей, строя и исторических деятелей было много ниспровергателей, но и сегодня остается много сторонников. Много последователей и у Солженицына. Поэтому имя Солженицына стало стягом, вокруг которого бьются противники. Убеждения и взгляды писателя превозносятся или уничтожаются. Равнодушных мало. Это длится почти 50 лет.

                Испытание безбожием

«И теперь, возвращенной мерою
Надчерпнувши воды живой, —
Бог Вселенной! Я снова верую!
И с отрекшимся был Ты со мной…»
А. Солженицын, Акафист

Солженицын учился в школе № 15 в Ростове-на-Дону. Семья жила бедно. В младших классах он подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика. Иначе быть не могло в годы воинствующего атеизма. Вступать в пионеры не желал. Но педагогические жернова и не таких перемалывали. В старших классах, как принято считать, Александр принял коммунистическую идеологию.

Возможно и в самом деле увлекся идеями построения светлого будущего. Возможно поступил так, чтобы открылись хоть какие-то перспективы: учеба, карьера. Увлекался театром, литературой, начал писать эссе и стихотворения, интересовался историей. Так или иначе, но в 1936 году он вступил в комсомол, жил общественной жизнью.

Это был период мучительных сомнений, отвержения детских верований и боли. Он видел: не было правды в том, что творилось вокруг него. Но была теория, гладко выраженная в книгах, она прельщала. Завлекательна сказка светлого будущего ещё при жизни, в настоящем.

По окончании средней школы поступил в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет. В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат). Помимо университетских занятий самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Продолжал и литературные упражнения. В 1937 году задумал большой роман о революции 1917 года. Окончил университет в 1941 году с отличием и попытался получить второе образование – литературное. Помешала война.

                Испытание войной и тюрьмой

Война унесла миллионы. Её смертоносный вихрь пощадил Солженицына.

Остаться в тылу? Он так не мог. «Ограниченно годный» по здоровью Солженицын добился призыва на фронт. В октябре 1941 года призван и определён ездовым. С высшим образованием! Ошибку исправили. В апреле 1942 года направили в артиллерийское училище. В ноябре 1942 года выпущен лейтенантом. Воевал на Центральном и Брянском фронтах, награжден орденом Отечественной войны и орденом Красной Звезды.

На фронте, несмотря на запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии. Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, и стал критически относиться к Сталину. Переписка с другом вызвала подозрение военной цензуры.

В конце войны капитан Солженицын арестован и доставлен в Москву. В июле 1945 года Солженицын заочно приговорён Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. Черная статья 58, пункт 10. Это для того времени чудо какое мягкое наказание.

Прошел через лагеря в Подмосковье и «шарашки» (не будем объяснять значение слова, любопытные сами найдут), через Бутырскую тюрьму и особый лагерь в Экибастузе. Через болезни и все трудности лагерного существования. Освобождён 13 февраля 1953 года. Чудесное исцеление от неизлечимой болезни в лагере и еще более чудесная победа над раком после освобождения дают все основания считать, что его защитила та сила, которая не подвластна земным властителям. И готовила она этого человека к особой миссии.

После освобождения Солженицына, как и было предначертано человеческим судом, отправили в Южный Казахстан в ссылку на поселение «навечно». В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления». Решением Военной коллегии Верховного суда СССР 6 февраля 1957 года Солженицын реабилитирован.

В заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме. Стал склоняться к православным и патриотическим идеям. Продолжал писать прозу и стихи.

                Испытание славой

Была такая книжка «Десять дней, которые потрясли мир». Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» мир не потряс, но удивил, а вот в СССР многое перевернул.

История создания рассказа проста. Вот что рассказывает сам Солженицын: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а – рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959, через девять лет, сел и написал. … Писал я его недолго совсем, всего дней сорок, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое».

История выхода рассказа в свет удивительна. Главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский сказал о рассказе: «Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». Чтобы добиться публикации сначала получил одобрение известных советских литераторов: К. Чуковского, С. Маршака, К. Федина, К. Паустовского, И. Эренбурга. Затем направил рассказ первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР Н.С Хрущёву.

Непостижимо, но рассказ понравился сумасбродному властителю. Под давлением Хрущёва 12 октября 1962 года Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа. Солженицын вспоминал: «Совершенно ясно: если бы не было Твардовского как главного редактора журнала – нет, повесть эта не была бы напечатана. Но я добавлю. И если бы не было Хрущёва в тот момент – тоже не была бы напечатана. Больше: если бы Хрущёв именно в этот момент не атаковал Сталина ещё один раз – тоже бы не была напечатана. Напечатание моей повести в Советском Союзе, в 62-м году, подобно явлению против физических законов…». Наверное, если бы не было иной Воли, ничто не помогло бы автору.

«Иван Денисович» вышел в свет 18 ноября 1962 года в журнале «Новый мир» № 11. Весть о публикации облетела весь мир. Произошел тот самый случай, когда автор проснулся знаменитым. 30 декабря 1962 года Солженицын принят в члены Союза писателей СССР.

Ни одно другое произведение Солженицына не имело такого успеха. Литературно подкованный читатель возразит: «А как же «Архипелаг ГУЛАГ»! Верно. Архипелаг вызвал большую реакцию, но она была как позитивной, так и негативной. Рассказ принимали лучше.

                Испытание изгнанием

Чудесной публикацией и приобщением к миру писателей закончилась светлая сторона в истории жизни Солженицына в СССР. Уже по инерции, на излете вслед за ним в журнале «Новый мир» напечатаны «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».

Рассказы Солженицына отличались от произведений того времени тематикой и гражданской смелостью. Это подчёркивали собратья по перу. В.Т. Шаламов писал: «Повесть – как стихи, – в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал».

Эти публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей – бывших заключённых положили начало создания «Архипелага ГУЛАГ».

Какие-то произведения продолжали выходить в Советском Союзе, а некоторые попали за границу и были опубликованы там. Закономерно последовала реакция. К этому времени автор разослал «Письмо съезду» Союза писателей СССР. Оно вызвало резонанс среди советской интеллигенции и на Западе.

Писателя власть могла бы потерпеть, но кто потерпит самостоятельного политика с антисоветскими настроениями!

После «Письма» власти стали воспринимать Солженицына как серьёзного противника. Советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. В ноябре 1969 года он был исключён из Союза писателей СССР.

Автор не прогнулся под власть. Напротив, стал открыто заявлять о своих православных убеждениях и резко критиковать социалистический режим. В 1970 году Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе. От первой публикации литературного произведения до присуждения награды прошло всего восемь лет. Такого в истории Нобелевских премий по литературе не было ни до, ни после. Но на этом чудеса закончились.

В эти же годы в СССР развернулась мощная пропагандистская кампания против диссидентов. Газета «Правда» печатает открытое письмо группы советских писателей с осуждением А.И. Солженицына и А.Д. Сахарова. Повсеместно проходили собрания коллективов, диссиденты предаются проклятиям. Часто они проходили под девизом: «Не читал, но осуждаю!»

Итог закономерен, 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. На следующий день он был выслан из СССР.
И это тоже чудо. Не брошен в лагерь.
В СССР пытаются стереть все следы опального литератора. Выходит Приказ начальника Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР «Об изъятии из библиотек и книготорговой сети произведений Солженицына А. И.». Уничтожены номера журналов «Новый мир» с публикациями писателя. «Рукописи не горят», - утверждал литературный герой. Книги и журналы горят, но по непонятным причинам работники библиотек их не жгли, а разрезали на мелкие части.
За границей Солженицын большей частью ведет затворнический образ жизни. Живет в США. Он не примыкает ни к одной из групп эмигрантов. Чудо, что никто из них не попытался свести с ним счеты.

                Возвращение. Испытание наградами

Прошли годы. С приходом перестройки официальное отношение к творчеству и деятельности Солженицына на родине изменилось. Были опубликованы многие его произведения, в частности, в журнале «Новый мир» в 1989 году вышли отдельные главы «Архипелага ГУЛАГ».

В 1990 году Солженицын восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, а в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ». За что изгнали, за то и наградили. Удивительно, что это произошло, когда у власти еще были коммунисты. Ведь «Архипелаг ГУЛАГ» развеял веру в коммунистическую утопию на Западе!

Позже после 20 лет изгнания Солженицын вернулся на родину. Ему оставалось жить и творить в условиях критики со всех сторон еще 14 лет.

Писатель остался верным своим убеждениям. Отказывался от некоторых наград: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу». Критиковал власть за изменения, произошедшие в России в 1990-х годах, за положение страны и проведенные реформы. Однажды его спросили о том, что он думает о той свободе, ради которой он боролся, как он относится к тому, что происходит. Он ответил фразой: «Свободы много, правды мало». Эту опасность подмены он прекрасно чувствовал и поэтому был далек от успокоения.

Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал писать. Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни.

Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). В тот же день прах Александра Солженицына был предан земле с воинскими почестями (ветеран войны) в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой Василия Ключевского.

                О нём. Авторитетно

«Мы и забыли, что такие люди бывают», - Анна Ахматова

К.И. Чуковский назвал в рецензии «Ивана Денисовича» «литературным чудом»: «С этим рассказом в литературу вошёл очень сильный, оригинальный и зрелый писатель».

А.А. Ахматова высоко оценила «Матрёнин двор». Отметив символику произведения: «Это пострашнее „Ивана Денисовича“… Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…».

Андрей Тарковский отметил в своём дневнике: «Он хороший писатель. И прежде всего – гражданин. Несколько озлоблен, что вполне понятно, если судить о нём как о человеке, и что труднее понять, считая его в первую очередь писателем. Но личность его – героическая. Благородная и стоическая».

В.Г. Распутин считал, что Солженицын – «и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант».

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) пишет так об авторе «Архипелага»: «Нет злобы в его слове, но покаяние и вера»: «“Архипелаг ГУЛАГ” — вино русской совести, взбродившее на русском терпении и покаянии. Здесь нет злобы. Есть гнев, сын большой любви, есть сарказм и его дочь — беззлобная русская, даже веселая ирония».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий: «Ему выпало немало испытаний, которые он всегда принимал со смирением и христианским достоинством».

Патриарх Кирилл (в 2008 году Митрополит Смоленский и Калининградский) в соболезновании по случаю кончины Александра Солженицына говорил: «Пророческое служение, которое почивший нес долгие десятилетия, помогло многим людям обрести путь к подлинной свободе». «Александр Исаевич смело обличал неправду и несправедливость».

В.В. Путин сказал, что при всех встречах с Солженицыным он «каждый раз был поражён, насколько Солженицын – органичный и убеждённый государственник. Он мог выступать против существующего режима, быть несогласным с властью, но государство было для него константой». «Мы гордимся тем, что Александр Исаевич Солженицын был нашим соотечественником и современником».

О религии от первого лица
«…надо удивляться, как за короткие годы, прошедшие со времен тотальной подчинённости Церкви коммунистическому государству, ей удалось обрести достаточно независимую позицию. Не забывайте, какие страшные человеческие потери несла Русская православная церковь почти весь XX век. Она только-только встаёт на ноги. А молодое послесоветское государство — только-только учится уважать в Церкви самостоятельный и независимый организм» (из интервью журналу Шпигель).

Не будем вдаваться в крайность и утверждать, что каждое слово писателя – это слово пророка Божия. Христианские мотивы покаяния, света и тьмы, памяти смертной, мученичества, христианской любви, прощения, пресечения зла проходят через всё творчество А.И. Солженицына. Он последователен и в своих публичных выступлениях. Кстати, он был первым православным мыслителем, удостоенным Темплтоновской премии «За прогресс в развитии религии», основанной в США Фондом Темплтона.


                Просто вдумаемся в некоторые его слова…

«С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке». («Архипелаг ГУЛАГ»).

«Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня». («Жить не по лжи!»).

«Еще многое мне вблизи не видно, еще во многом правит меня Высшая Рука. Но это не затемняет мне груди. То и веселит меня, то и утверживает, что не я все задумываю и провожу, что я - только меч, хорошо отточенный на нечистую силу, заговоренный рубить ее и разгонять. О, дай мне, Господи, не преломиться при ударе, не выпасть из руки Твоей!» («Бодался теленок с дубом»).

«Люди были корыстны и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли – вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги». («Путешествуя вдоль Оки» из цикла «Крохотки»).

«Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра, — Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты». («Колокол Углича» из цикла «Крохотки»).

«Но и более, события русской революции только и могут быть поняты лишь сейчас, в конце века, – на фоне того, что произошло с тех пор в остальном мире. Тут проясняется процесс всеобщий. Если бы от меня потребовали назвать кратко главную черту всего XX века, то и тут я не найду ничего точнее и содержательнее, чем: "Люди – забыли – Бога"». («Темплтоновская речь»).

«Наша жизнь – не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развития к высшей – и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно… Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из нас, неизменно добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас – мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты – это надо почувствовать в наш тёмный, страшный момент». («Темплтоновская речь»).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что главная заповедь писателя – жить не по лжи. Жить по совести. Он утверждал: «Для меня вера – это основа и укрепа личной жизни человека».