Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 2

Алекс Свитт
Изучаем немое кино. Бастер Китон. Часть 2.

«Встать в строй!.. Винтовку на-а-а пле-е-ечо!.. На месте ша-а-агом ма-а-арш! Раз, два! Раз, два! Рядовой, Китон! Почему отвлекаем остальных? Наряд в не очереди!»…

Здравствуйте!

Как вы понимаете, всё это шутки, анекдоты и последствия после частых в детстве просмотров американских фильмов про армию. («Вы все – мешки с навозом!». «Да, сэр!». «Не слышу! Повторите! Кто вы?!!». «Мы – мешки с навозом, сэр!»… Там, э-э, конечно же, было грубее, но зачем лишний раз смачно ругаться в работе, когда для этого и так вся жизнь есть, а?..). Наш же герой, летом 1918-го года, был отправлен на девять месяцев на фронт. Через океан, в совсем другую часть света – во Францию. Где в составе 40-й пехотной дивизии, чуть было не потерял слух. Что поделать. Гражданский долг с последствиями…

Вернувшись в 1919-ом году, в Америку, Бастер продолжил полюбившуюся в кино работу с толстяком Роско Арбаклом (которую, уверен на все 100%, он очень ждал). Вынужденная пауза заставила несколько иначе взглянуть на вещи, повзрослеть и понять, что хочет он большего. И не просто хочет, а может к этому прийти! Ну, и добрый толстяк в этом ему помог…

Как вы помните из первой части, Роско не был новичком в киноиндустрии. Его фильмы нравились зрителям, у парнишки имелись связи, он знал нужных людей, а главное – у него был контракт с солидной кинокомпанией “Paramount Pictures” и деньги… (Э-э, мистер Арбакл, давайте, дружить! Я тоже многое умею! И мы поймём друг друга, ведь я немного знаю английский язык! А? Что? Давно умер? Ну, как всегда…). Так что, нет ничего удивительного в том, что Роско помог своему другу, познакомив с нужными людьми, отдав свою собственную, независимую кинокомпанию, контракт с “Paramount Pictures” на 3 миллиона долларов и на производство 18-ти короткометражных фильмов, которые полагалось снять в течении 3-х лет…

Ч…Ч…т…о?!! ЧТО?!! Нет ничего удивительного? Да одной бы своей компании хватило бы… Тут нужно прояснить ситуацию… Так-с… Прочитаем про Роско Арбакла… О… Да тут целая история… Короче, у парня, помимо кино, своих проблем хватало. Здоровье, отношение с женщинами, запутанные судебные разбирательства. И, конечно же, новые идеи и задумки витали в воздухе (например, полнометражное кино), так как деньги у толстяка были. Контракт же с “Paramount” у него с 1914-го года! (Трёхгодичный же контракт на 3 миллиона долларов и 18 фильмов – с 1918-го). А сам он, кстати, в кино с 1909-го… Понятно. Хорошо получал, пускал деньги в дело, ловил Госпожу Удачу, копил, а потом увидел большой потенциал в Бастере и, разобравшись со своими проблемами, стал снимать отдельно, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, передав бразды правления короткометражкам - Китону… Как-то так…

Итак, у Бастера теперь связи, независимая кинокомпания, кинопродюсер Джозеф Шенк, работающий раньше с Арбаклом, деньги – 3 миллиона долларов и контракт на 18 фильмов, которые он может снять в течении 3 лёт. Нехило. Кто бы тут не снимал! Бери – не хочу, называется…

Впрочем, я несколько не справедлив к Китону. Он же всё это получил не просто так. Мол, с самых первых минут, придя в большой мир кинематографа. Нет. Он всё это заслужил своей работой, полной отдачей, ушибами, падениями, мимикой, жестами, умелой актёрской игрой. Игрой от бога. Плюс, не забудем его жизнь до знакомства с Роско. Значит, так было уготовано свыше… 

Кстати, говорят, что он пережил смерч, несколько пожаров, железнодорожных катастроф. И это всё в детстве. К тому же, повторюсь, родители не просто так брали его с собой на свои представления. Он был участником программы. Человеком, развлекающем публику. С самых малых лет… Нет, это не случайность такой награды. Это плата за тяжёлый, усердный труд и отдачу сложной профессии… Уф, разобрались. Теперь я спокоен и больше не завидую. Э-э, пока не завидую. Кто знает, что там будет дальше…

А дальше… Начинается второй пункт…

1. Первые работы.
2. Короткометражные фильмы.
3. Полноформатное кино.

2. Короткометражные фильмы.

Итак, мы плавно перешли ко второму пункту. И первым фильмом, выпущенным Бастером Китоном в качестве режиссёра, сценариста и главного актёра - была короткометражка «Одна неделя» (США, 1920, в соавторстве со сценаристом, актёром и режиссёром Эдвардом Фрэнсисом Клайном). Занавес…

Несколько часов спустя…

И… проект «Изучаем немое кино», временно превращается в «250 лучших фильмов всех времён и народов»!!! Как вы думаете, почему? Тут всё просто, как колумбово яйцо! (Простой выход из, казалось бы, сложного, затруднительного положения – примечание автора). Потому, что после пяти просмотров данного короткометражного фильма (около 25 минут: 24.48) он попадает в список и становится 201-м золотым!!! Ура, товарищи!.. Всё просто и легко!..

Знаете, когда я впервые познакомился с фильмами Джеки Чана (самым первым был «Покровитель»), то я сразу почувствовал огромную симпатию к актёру. Но, когда я увидел «Доспехи бога» (свою вторую картину у него), то просто открыл от удивления рот и «улетел». Мол, я чувствовал, что в «Покровителе» он не выложился на все сто, но, что он может, э-э, вот так вот - такого не ожидал!..

То же самое и здесь… Конечно, я понимаю, что, если сравнивать, то надо брать ранние работы Джеки и его прорыв в «Пьяном мастере», но так как в моей биографии был иной порядок, то говорю так, как есть.

Я «улетел». 25-ти минут показалось ничтожно мало, чтобы полностью охватить этот маленький шедевр мирового кинематографа. Пришлось глядеть ещё, затем ещё раз. Успокоиться немного, сделать паузу на обед, переварить и мысленно представить увиденное. Затем сравнить с первыми работами с Роско и потом ещё два раза пересмотреть… Боже мой…

Теперь всё встало на свои места! Смотрите: Джеки, допустим, убегает от преследователей, оказывается на стройке, на которой, не только эффектно дерётся, используя всё, что попадётся под руку, но и выполняет эффектные, порой, опасные трюки. Забирается на окно первого этажа, за ним бегут злодеи, а один уже сидит также на окне, но этажом выше. Ещё мгновение - и окна переворачиваются! Джеки с улыбкой благодарит, и благополучно удирает дальше. Каково? Пусть даже чисто такого момента в его фильмах и нет (не знаю, не все видел, мол, мне хватило и 70, из его 114), но смысл, подход, подача, действие – ясны! О-о, да Бастер Китон – гений! И ведь с Роско, такой сякой, ничего подобного не вытворял. Знал ведь, что на повторах - долго не уедешь. Но снять так, как он снял «Одну неделю», это, я вам скажу… Нужно быть мастером…

Конечно, ни о какой погоне на стройке в картине речь не идёт. Она более душевная, романтичная. Мол, молодая пара, наконец-таки, поженилась (видя в других, похожих лентах месяцы ухаживаний, полагаю, что всё вышло не сразу). Соперник-ухажёр и конкурент – остался в прошлом, дамочка выбрала Бастера, ура. На радостях, дядюшка Китона дарит новобрачным свой свадебный подарок – дом, из серии «сделай сам». Мол, сборный, деревянный. Такой с ящичками, где цифры или буквы и инструкция… Знакомо? Нет? Ну, когда вы шкаф большой покупаете и потом, дома, чертыхаясь, да матерясь, всё это собираете (я бы этого дядю… Кхе-кхе!). Вот это то же самое. Только в больших размерах…

И что вы думаете? Китон с женой, безо всякой злости, гнева и досады строит себе уютное семейное гнёздышко! И они радуются тому, что у них есть собственный дом. Всё бы ничего, но проигравший в любовных делах соперник (уверен, жена его даже в любовники не возьмёт), не в силах признать своё поражение и… Э-э, крадёт новобрачную? Нет, не в этот раз. Меняет цифры на ящиках (ха-ха! Привет из XXI-го века! У нас, и по порядку лишние детали всегда остаются!). Ничего не подозревающая пара, продолжает строить дом дальше…

Братцы, это шедевр!.. Постройка дома, установка различного снабжения, пианино, ковры, шутки, отсутствие примитивных моментов, более логические падения, трюки, навороты, искусно придуманные ходы и повороты сюжета. Также: наличие бури, две проверки на железной дороге, сам дом, в стиле современного коттеджа с наклоном (ха-ха! Видел такие! А Китон-то ещё и архитектор, опережающий время!), финал и добивка, всё это, для немого кино - истинный шедевр!!! Браво, мистер Китон!!!..

На десерт, не мог не оставить актрису, играющую роль его жены… Эй, Марти! Одолжи, пожалуйста, “DeLorean DMC-12”! Э-э, что? Поезд разбил? Ну, тогда уговори дока взять меня с собой в 1919-й год. Попробую произвести впечатление на юную, милую, красивую и очаровательную мисс Сибил Сили, первую барышню из немого кино, в которую я чуть было не влюбился! (100% мой типаж. От внешности, до манер, характера и поведения).

Сибил, Сибил… Что тут у нас?.. 1902-1984. Актриса комедийного плана в немом кино. Карьеру начала в 15 лет, а закончила в 20 (1922), так как вышла замуж за одного писателя и сценариста. (Писателя и сценариста? Вот это совпадение! У меня был бы шанс. Хоть я и любитель… Хи-хи! Ну-ка. Какого соперник года рождения? 1888-го. То есть, в 1920-ом ему было… 32! Блин. Шанс был бы даже больше, чем 50%! А девушка какая… Точно мой тип. И неважно, что она актриса, главное, что Сибил -  активная, весёлая, энергичная, добрая и нежная. Ну, и всё это проявится в семейной жизни… Ааа, не думал, что размечтаюсь об этом в немом кино). Снялась примерно в 18 картинах. И всё. Ушла. (Ну, так понятно. Муж, семья, ребёнок. У неё, кстати, сын). Счастливо прожила в браке до самого конца. (Ага! Раз – и на всю жизнь! Что и требовалось доказать. Хорошая, верная, молодая… Пойди, найди сейчас такую девушку 20-ти лет, ну, пусть даже 25-ти, чтобы раз – и на всю жизнь. Ах, мечты, мечты. Где ваша сладость?).

Кстати! Именно Сибил, после 10 просмотров первых работ Китона с Роско, и покажет то, что мужчины так любят в барышнях на экране: юмор, лёгкий намёк на эротизм, привлекательность, уверенную подачу, харизму и соблазн. И обычное, длинное платье у неё будет чуть покороче, открывая всеобщему взору миленькие ножки в тёмных колготках. Вот-с…

Короче говоря, я не только рассмотрел свою потенциальную жену (годы одиночества дают о себе знать, ха-ха!), но и оценил её шарм, обаяние, милую улыбку, яркую молодость и актёрскую игру. Супер. Учитывая, что было с кем сравнить (10 предыдущих короткометражек, всё-таки посмотрел). Умеет Китон партнёрш выбирать. Умеет… Я даже сначала подумал, что она его жена. Но, нет. У него другая мадам будет (к этому мы ещё придём)…

Что ещё… Всего в фильме числятся четыре актёра, но указаны, к сожалению, только трое (муж – Бастер Китон, жена – Сибил Сили, перевозчик роялей – Джо Робертс). Горе-соперника – мы не знаем. Ну, бывает…

Массовка понравилась. Особенно сценки с ними во время шторма. И подход к Бастеру. Мол, благодарим вас, сэр, за прекрасное времяпрепровождение на вашей «карусели». Но будет намного лучше, когда вы устроите здесь ваше любимое увлечение – лошадей…

Кажется, работа почти закончена…

Ну, и в конце, несколько фактов об этой ленте…

Бастер вдохновился документальным, обучающим фильмом “Ford Motor Company”, как собрать дом и решил снять пародию. Пародия получилась успешной! Китон оправдал надежды толстяка Роско Арбакла и, вдохновлённый, продолжил творить дальше.

Также, как и у Джеки, начались серьёзные травмы. Ведь, чем сложнее и зрелищнее трюки - тем они опаснее. Но искусство - требует жертв. И Чан, понимая это, всё равно не отступил. Раз смог Бастер, то сможет и он. Могу только поаплодировать такой смелости, решимости и цели этих ребят… 

Пианино в фильме не настоящее! Шутка. Это и так понятно, когда его несёт на плече один человек.

Значит, всё… Тогда коронная фраза детства:

«10 баллов из 10 на века-а-а!!!»

И итог. Картина попала на 201-е место в моём золотом списке о «250 лучших фильмов всех времён и народов». Если так пойдёт и дальше, то вновь придётся менять название. Теорема доказана. Дело за малым – смотреть…

Благодарю за внимание!

Конец второй части.

P.S. Через небольшую паузу будет продолжение. Пока же – я удовлетворён... Чего, собственно, и добивался от любого кино, которое ни начинал смотреть… Вдохновения, статьи и размышлений (не высасывания из пальца слов и предложений, а открытой души, эмоций, чувств!!! Это так редко происходит. Но без этого - нет настоящей жизни журналистам-любителям. Я сотни раз доказывал, что могу писать холодные, «серые» статьи, придерживаясь всех правил городских редакций. Но там не было меня. А это не то, что хочется. Без чувств и эмоций – это не Алекс Лайт. Спасибо, мистер Китон, что помогаете быть собой. Гудок паровоза? Гудок паровоза! Тууу-тууу!!!). 

Алекс Джей Лайт.