Не казаться, а быть

Вячеслав Прытков
                «Н  Е      К  А  З  А  Т  Ь  С  Я,      А      Б  Ы  Т  Ь.»

Можно  сказать, что  мичману  Максу  Константиновичу  фон  Шульцу  повезло: он  попал  на  новый  крейсер  «Память  Азова», уже  совершивший  полукругосветное  плавание  с  наследником  на  борту, а  сейчас  с  особым  поручением  экстренно  прибыл  в  китайский  порт  Чифу, куда  стягивались  все  русские  корабли, разбросанные  по  портам  Китая, Японии, из  Владивостока, а  также  эскадра  Средиземного  моря  под  флагом  контр – адмирала  С. Макарова, чтобы  сосредоточиться  в  единую  мощную  группировку  вице – адмирала  С. Тыртова.
Русские  корабли  прибыли  на  Дальний  Восток  в  связи  с  обострением  обстановки  ввиду  захватнических  планов  Японии  по  отношению  к  Китаю, что  создавало  угрозу  восточным  границам  России. Готовые  выполнить  свой  воинский  долг  по  защите  дальневосточных  рубежей  родины, они  готовились  к  боевым  действиям: выходили  в  море, производили  артиллерийские  стрельбы, минные  крейсера  выпускали  мины, совершалась  высадка  десантов  на  побережье.

Новый  крейсер  «Память  Азова»  (полуброненосный  фрегат)  стал  наследником  славы  74 – х   пушечного  корабля  «Азов», отличившегося  в  Наваринском  сражении  1828  года  под  командой  М. Лазарева. На  боевую  службу  он  пришёл  в  сопровождении  двух  ново – построенных  минных  крейсеров  «Всадник»  и  «Гайдамак». Этим  небольшим  по  размерам  кораблям  в  походе  приходилось  туговато  на  крутой  океанской  волне, и  крейсер  «Память  Азова»  поочерёдно  брал  их  на  буксир.

Как  и  все  выпускники  Морского  корпуса  Макс  Константинович  мечтал   попасть  на  боевой  корабль, и  эта  мечта  осуществилась, правда, была  ещё  Кронштадтская  водолазная  школа, которую  он  закончил  в  1891  году. Увлекающаяся  и  романтическая  натура  привела  его  к  освоению  новой  и  опасной  профессии  водолаза, а  в  ней  он  видел  большое  будущее. С  детства  Макса  тянуло  к  изобретательству  и  наукам, даже  сейчас, находясь  на  крейсере, он  разрабатывал  конструкцию  подводного  железоискателя.

Наверное, по  злосчастному  совпадению, именно  13  мая  1895  года  стало  не  совсем  удачным  днём  для  крейсера  «Память  Азова». При  маневрировании  в  море  минный  крейсер  «Всадник»  острым  форштевнем  ударил  в  его  борт.

Командир  крейсера – капитан  1  ранга  Григорий  Павлович  Чухнин  срочно  вызвал  к  себе  старшего  инженер – механика  Александра  Миккова  и  мичмана  Макса  фон  Шульца – водолазного  офицера.
Чухнин  был  спокоен, и  оба  офицера  не  заметили  и  тени  раздражения  на  его  лице. Настоящий  военный  моряк, он  ни  при  каких  обстоятельствах  не  терял  присутствия  духа, всегда  добивался  от  своих  подчинённых  ответственного  исполнения  своих  служебных  обязанностей, прививал  им  дух  творчества  и  инициативы, как  того  требовала  крейсерская  служба.

«Вот, что, господа! Случай, конечно, неприятный. Минные  крейсера  показали  себя  не  в  лучшем  свете., да  и  их  командирам  на  таких  нелегко. Будем  ремонтироваться.
Вам, Александр  Александрович, надлежит  откреновать  корабль, сделав  всё  необходимое, а Вы, Макс  Константинович, как  водолазный  офицер  вместе  с  вашими  водолазами  должны  обследовать  подводную  часть  борта, пришедшегося  под  удар  «Всадника».
Ну, а  затем  уже  примемся  за  работу, которую  нужно  выполнить  в  кратчайшие  сроки. Не  ровен  час, японцы  начнут  боевые  действия.
Да, и  ещё, Макс  Константинович, водолазы  и  их  ученики  будут  освобождены  от  посторонних  работ  и  вахт. Понимаю, что  подводные  спуски  сопряжены  с  риском  и  требуют  от  людей  напряжения  и  отдачи  всех  сил. Я  распоряжусь.
Что  же, если  нет  вопросов, господа, тогда  с  Богом! Задача  не  из  лёгких, но  я  верю  в  вас.»

Возвращаясь  от  командира  корабля, фон  Шульц  с  удовлетворением  отметил  про  себя, что, вот, наконец, и  для  водолазов  нашлась  работа.

Девять  суток  понадобилось  морякам, отобранным  из  машинной  части  и  команде  водолазов, чтобы  устранить  повреждение  в  борту  крейсера. Работали  по  сменам, день  и  ночь. Водолазы  вместе  с  Максом  фон  Шульцем  пробыли  под  водой  почти  45  часов, расположившись  на  опускаемой  перекладине, вырубали  повреждённые  листы  медной  обшивки  и  удаляли  разбитые  деревянные, до  броневого  пояса, устанавливали  новые.

Так  в  условиях, приближенным  к  боевым, впервые, находясь  на  рейде, вдали  от  родных  берегов, русские  водолазы  в  короткие  сроки  выполнили  свою  трудную  работу, получив  благодарность  от  начальника  эскадры  Тихого  океана.

Почти  два  месяца, с  конца  апреля  по  июнь, длилось  томительное  ожидание  военных  действий, пока  Япония  вынуждена  была  отказаться  от  своих  притязаний  на  китайские  территории, признав  мощь  русских  эскадр  и  давление  со  стороны  Германии  и  Франции.
Крейсер  «Память  Азова»  возвратился  на  Балтику, закончилось  заграничное  плавание  для  Макса  Константиновича  фон  Шульца. В  дальнейшем  его  служба, начавшаяся  в  Водолазной  школе, продолжилась. Он  создаёт  опытную  электротехническую  и  водолазную  мастерскую, где  впоследствии  выполнял  заказы  Морского  ведомства. Одновременно  готовил  будущих  водолазов, пройдя  путь  от  преподавателя  до  начальника  Кронштадтской  водолазной  школы. Под  его  командой  находились  учебные  водолазные  суда – «Опричник», «Крейсер»  и  «Африка».
Педантичный, аккуратный  и  деликатный, внимательный  к  окружающим, все  свои  силы  отдавал  любимому  делу – подготовке  водолазов  и  созданию  подводной  техники. В  1909  году  руководил  подъёмом  подводной  лодки  «Камбала», входил  в  состав  комиссии  по  расследованию  гибели  линкора  «Императрица  Мария».
Всецело  отдавшись  службе  и  науке, он  не  был  женат. Умер  от  воспаления  лёгких  в  1917  году.
КАК  И  МНОГИЕ  ПРЕДСТАВИТЕЛИ  ДРЕВНЕГО  РОДА  ФОН  ШУЛЬЦЕВ, НА  ГЕРБЕ  КОТОРЫХ  КРАСОВАЛАСЬ  НАДПИСЬ  -  «NON  VIDERI  SED  ESSE» -  «НЕ  КАЗАТЬСЯ, А  БЫТЬ», ДО  КОНЦА  ОСТАВАЛСЯ  ВЕРЕН  РОССИИ.
И  ОН  БЫЛ, А  НЕ  КАЗАЛСЯ!   

10  декабря  2019 г.                Вячеслав  Прытков.