Суворов в Крыму. Исход!

Игорь Тычинин
28 июля (стиль старый) 1778 года 70 греков и грузин под защитой военных двинулись к Перекопу. Сложнее дело обстояло с богатеями  армянами. Их агитацию Суворов провел, выступив с речами, как завзятый оратор. Он идёт на огромный риск. Объявляет о постановлении правительства о переселении, которого еще не было, как и размеров предоставляемых льгот. И что уже выходило за всякие рамки, Суворов, прижимистый до последней степени, давал свои деньги на подкупы должностных лиц.   Суворов решает было заложить все свои деревни, но вскорости пишет: «Рад бы заложить, да некому».

Ну а дальше все пошло так, как у нас всегда. Губернатор Азова выделил вовсе не те земли, которые были заранее согласованы. Дома оказались только на бумаге. Губернатор отговаривался тем, что зато он нашел для переселенцев шубы, да кафтаны, но только на 400 человек, а переселенцев было тысячи.

Отношения с ханом у Суворова резко осложнились. Хан ориентировался на фельдмаршала Румянцева, Суворов на светлейшего князя Потемкина.

Очень сложно решался вопрос с христианскими рабами крымчаков. Они, как правило, бежали в расположения суворовских войск. Суворов пишет, в неволе их оставлять постыдно. Но где-то надобно найти денег на их выкуп у хозяев. Собственно, освобождение рабов станет главным обвинением в самоуправстве Суворова в Крыму, дошедшем до императрицы.

Что любопытно. В данный момент Крым был независимым государством. А годами ранее, в 1771 г. русская армия князя Долгорукова завоевала его, и освобождали рабов  без всякого выкупа. И ханское правительство само платило хозяевам компенсацию за освобожденных рабов. Теперь это делал сам Суворов. А в результате Суворов потратил такое количество личных средств, на которое явно не рассчитывал.

Что до хана, то он после долгого перерыва в обмене письмами сообщает Суворову разведданные о действиях турецкого флота и одновременно отказывается от выполнения обязанностей хана до тех пор, пока не встретится с Екатериной. Суворов взбешен. Как это крымское ничтожество сомневается в том, что он действует по воле Екатерины? Да в своем ли он уме? Еще и покинул Бахчисарай, дескать делайте, что хотите, моя хата с краю.

Суворову остается лишь один ход, и он его предпринимает. Хан должен находиться там, где он, Суворов, может его охранять, т.е. в Бахчисарае, иначе, он ни за что не отвечает.

Одновременно, он пишет во все инстанции в Россию о сумасбродстве хана, чтобы опередить клевету на его действия. А сам задумывается, а не посоветовать ли руководству сменить хана. Он ведь мешал и русско-турецким отношениям. Но в верхах думали просто. Плохой? Да! Но свой!

Тем не менее, в отъезде христиан опять заминка. Хан и знатные татары стали отказываться выплачивать переселенцам свои долги. Долгов накопилось немало. И христиане стали отказываться от отъезда. Суворов обещает, все деньги будут выплачены отъезжающим на новом месте. Была ли у него уверенность в этом, кто знает. Но отъезд не был приостановлен.

Дальше возникли проблемы с въездными и выездными пошлинами. Суворов как может вступается за права переселенцев. За это время, похоже, он написал столько писем с просьбами разного рода, сколько не писал за всю его неспокойную жизнь. 30 августа отправлено более 17000 человек, мужчин больше, чем женщин. Что удивительно, часть татар срочно принимает христианство и отправлеются в новые края. Как выяснилось, это были отатаренные  выкресты готы, оставшиеся в Крыму аж с IV века н.э.  Суворов сначала не препятствует этому процессу. Но как только число желающих покинуть Крым стало зашкаливать, что резко увеличивало расходы на переселение, Суворов решает запретить готам креститься и покидать Крым.

Но дело приняло и более серьезный оборот. Татарам все же удалось пробраться через русские кордоны и отправить делегацию в Петербург. Взяли они и письма хана к императрице, неизменно поддерживающей его. Но исход уже был завершен. Суворов пишет, что все произошло нечаянно и скоро. Коротко о том, что ждало переселенцев в Новороссии. Конечно, огромные тяготы и несправедливости. Но все же. Греки основали в Приазовье Мариуполь, армяне – город  Нор-Нахичевань. После присоединения Крыма к России, немалая часть переселенцев, что победнее, вернулась в Крым. Ну а те, кто побогаче, стали наращивать свои состояния и стали, чуть ли не самыми зажиточными в России. Все это трудное время рядом с Суворовым в Крыму были жена Варвара Ивановна и трехлетняя дочурка Наташа. Теперь жена была на сносях. Супруги решают, что рожать ей лучше в имении под Полтавой. И Суворов сам просит отпуск к жене и дочери. У жены случился выкидыш. А отпуск был все же дан, во многом благодаря тому, чтобы вывести его из-под удара последовавших наветов. Ну а за время отсутствия Суворова, он, кстати, незаконно продлевал и продлевал свой отпуск, случилось множество событий, приведших к полному присоединению Крыма к России.