Спущенные штаны и борьба на руках

Игорь Марон
В конце 80-х я работал в Дании. Это было очень серьезное событие в моей жизни. Моя первая поездка за границу. А если еще сказать, что я ехал туда не туристом, а как музыкант. То можете представить, что происходило в моей голове.
 Это был не шок, а состояние непрерывного головокружения. Современный человек, первый раз выезжая за границу,  не попадает на другую планету. Но тогда это происходило именно так. Всё было другим. Еда, одежда, общение, да и просто условия жизни. Как то сидели в кафе. Подходит парень и кладет на стол монетку. В моих глазах вопрос. Оказалось , он просил закурить. Кому в то время,  могло придти в голову давать деньги,  прося сигарету? Кому могло придти в голову сесть в ожидании автобуса прямо на асфальт в светлых брюках? А я сел. И, представьте себе, встал в таких же СВЕТЛЫХ брюках! Кто мог подумать, что  мыть шампунем асфальт это обычная процедура?! У нас голову то не все шампунем мыли. На разворотах обычных газет красовались фото девушек в нижнем белье. Городской пляж был устроен таким образом: Весь пляж для отдыха обнаженными. Никаких купальников. Нудистский пляж в черте города. А для тех, кто стесняется или не хочет смотреть на чужие «красоты», есть кирпичная стена, ограждающая «одетых» отдыхающих от всех остальных.
Я готовился к выступлению. Постирал джинсы. И решил их погладить. Нет, не стрелки навести. А просто погладить. Так уж приучен был. На меня датчане посмотрели как на сумасшедшего. Гладить джинсы?!  Я всегда удивлялся, в каком беспорядке у них находились вещи, по нашим меркам, очень дорогие и труднодоступные. Для датчан это было обычным делом. Хорошие , стильные вещи, которые у нас называли»фирменными» лежали на полу или в шкафу просто кучей. Они доставали из этой кучи белые носочки, разноцветные футболки, кофточки, белесые джинсы. И особо не размышляя , одевали все это в какой то невообразимой последовательности. Рваную майку на футболку, в странных цветовых сочетаниях. И всегда это выглядело стильно, красиво и главное опрятно. Я как то спросил: а почему у вас почти все женщины без лифчиков ходят? И ведь никого не смутил мой вопрос. Мне спокойно ответили, что лифчики носят только те, у кого грудь некрасивая или очень большая.
Я много общался. Появились хорошие знакомые, и даже друзья. Английский я знал.  И внедрение меня в европейскую действительность проходило быстро. Мне помогали. Относились ко мне очень дружелюбно. Да тогда еще русские были популярны. Перестройка, гласность…. Все сложилось в мою пользу. Я пел свои песни на русском языке и их слушали. И мне за это платили!. И очень неплохо платили. Но все же, были моменты, которые я понять не мог. Например: почему  рваные джинсы стоят почти в трое дороже обычных. И считаются не рваными штанами, а стильной одеждой, и продаются в магазине. Я позже понял суть этого явления. Если это в принципе можно явлением назвать. Была в этих молодых датчанах какая то свобода внутренняя. Отсутствие комплексов. Большинство того, что для нас было очень важно, для них не имело никакого значения. Когда у Шона, моего датского товарища порвался кроссовок, он замотал его армированным скотчем и ходил нисколько не смущаясь. Мое новое окружение не было богатым и даже состоятельным. Но одно событие меня повергло в шок. Празднование нового года. Они организовывали вечеринку на заброшенной фабрике. Красивую, хорошую вечеринку с живой музыкой , столами покрытыми белыми скатертями. Дресс код был установлен: смокинг или фрак для мужчин. И тут я узнал, что у каждого из них в шкафу висел смокинг или фрак! Намного позже я понял, что это и была их внутренняя свобода. Свобода выбора. Ходить во фраке или в рваных джинсах.
И когда упали железные занавеси, рухнули всякие там стены, и у нас довольно быстро стало появляться все то, что было у них, я четко понял, что такое театр абсурда. Вся наша действительность стала этим театром. Замечательные кроссовки бегали по грязным мостовым и белые носочки , которые выглядывали из них, были забрызганы проезжающими машинами. Туалетная вода и дезодоранты почему то пахли совсем не так на вспотевших толкающихся в общественном транспорте людях. Совсем не так , как там! Я всегда был за Наших. Не в моих правилах хаить отечество, но не было в наших шкафах фраков и смокингов. Не было! И не было их, потому что не нужны они были. Даже на свадьбы и приемы многие брали их в прокат. Мы одевали новую одежду на «старые» тела. Мы как будто не одевались, а прикрывали себя «фирменными» шмотками. И пошел косяк наперекосяк. Новые рваные джинсы выглядели все равно рваными штанами, хоть и очень дорогими. Мы очень быстро накидывали на себя красивые, модные атрибуты, не успевая меняться внутренне.
И как то так пошло, поехало. Мода летит- не угонишься. Все больше цветов, мулечек , феничек, кепочек, маечек… Форма, цвет, стиль. И даже смокинг для большинства стал формой, а не возможностью выбора.
Мода опускалась все ниже вместе с джинсами. Юмор опускался туда же. Я говорю про юмор, потому что именно он так много лет спасал нас от идиотизма, идеологии, мракобесия и безнадеги советских времен. Но теперь практически был написан на резинке трусов, модно выглядывающей над спущенными джинсами. И мне показалось, что наше мышление и вся сущность жизни постепенно опустились вместе с этими джинсами. И трусы оказались выше всего. Как то после окончания одной из вечеринок, часов в 6 утра меня встряхнуло. На выход из клуба шла невысокая девушка с двумя полными пакетами. Она была не трезва и, судя по походке , пакеты были не легкими. Следом за ней шел парень. Высокий, веселый. Он что то рассказывал девушке идущей впереди. Той самой. Руки его были свободны. Я остановил его и на эмоциях резко спросил: слышь, клоун! Ты не охренел?! Девочка пакеты тащит … Он посмотрел на меня удивленно. Не испуганно, не обиженно , а именно удивленно! Он не понял о чем я. И на том я закончу рассказ о спущенных штанах, ибо дальше придется говорить только матом.
Я ,возможно и не стал бы писать об этом. Но меня вернул к жизни и к мыслям о сути мужицкой, турнир, на котором я был ведущим.
Турнир ветеранов армрестлинга. Второй раз, проходивший в клубе ROUTE 148. Мамонты северной столицы. Так назвали его организаторы. И тут есть смысл назвать имя основателя и вдохновителя этого турнира. Слава Ежов. Именно он собрал мужиков на этот турнир. Я сознательно называю участников турнира мужиками.
Они прошли многое. Это не нынешние спортсмены. Они не лучше и не хуже. Они другие. Они в первую очередь мужики, а потом уж спортсмены. Они прошли 80е и 90е. Именно они начинали в подвалах, в качалках с самодельным инвентарем. Никто и не мечтал о спортивном питании и спец приборах для измерения параметров работы организма. Они таскали самодельное железо, тренировались, устраивали турниры. Не было в том понтов и игры мышцами перед телками. Были мысли , чтоб менты «ласты не завернули». И работа, тяжелая работа над собой.
И вот собрались эти мужики не для того, чтобы побухать , потрепаться и по вспоминать о былых временах, хотя и это тоже было. Нижний возрастной порог 40 лет. Но таких было не много. 50 и старше. Я наблюдал за этим зрелищем, не отводя глаз. Мне важно было понять, зачем они здесь? Зачем они собрались? Ведь большинство из них живут давно не спортивной жизнью. Кто-то по возможности поддерживает форму. Именно, по возможности.
Конечно ни в каких соревнованиях они не участвуют. И тут приехали на турнир. Пока шли приготовления, я наблюдал за ними. Кто то был серьезен, кто то наоборот очень весел. Разговаривали, шутили, бурно здоровались с вновь пришедшими.
Для них все было привычным. Но все же, в воздухе парило некоторое несоответствие ожидаемого и происходящего.
Наконец, я как ведущий объявил второй турнир ветеранов армрестлинга открытым. И началось. Изменилось всё. Лица, динамика движения, голоса, взгляды. И я понял. Вот зачем они здесь! Именно этого не хватает им в жизни. Напряжения подготовки к поединку и максимального выброса энергии и эмоций в короткой схватке с соперником. Отдать все силы и победить. Или проиграть. Но выйти и выложиться по полной. Потому что они до сих пор живут жаждой победы. Неистребимым желанием поединка с соперником и с самим собой. Участникам турнира уже никому не надо ничего доказывать. Они прошли множество турниров, включая международные. Одержали много побед. Среди них есть и чемпионы разных уровней. Но в том то вся и штука. Чемпионами просто так не становятся. И не бывает бывших чемпионов. Им необходимо доказывать самим себе, что они есть, что они живы, что они мужики.
Спасибо тем , кто придумал турнир. Спасибо тем, кто в нем участвовал. Наблюдать за схватками было интересно. Некоторые из них были очень упорными и жесткими. Но для меня главное было не это. У нас есть мужики. Настоящие, сильные. Которые могут и думать и биться. Умеющие и побеждать и проигрывать.
Для меня они секта хранителей звания МУЖИК. Им от 40 до 60. И пусть каждый проживет , сколько отмерено. Но пока они  есть и, пока загорается огонь в их глазах при виде соперника, мальчикам со спущенными штанами есть, на кого посмотреть. И есть у кого принять звание МУЖИК. Одна проблема: они так просто это звание не отдадут. За него придется побороться. И борьба эта будет не простой. Я видел их в деле.