Тут слова бессильны!

Нина Ганьш
Здравствуй, Нинушка! 

Я с друзьями в Кириллове! Перебрались на ту сторону Сиверского озера, чтобы крупным планом не смазать истинной красоты и величия этой святыни Кирилло-Белозерского монастыря (для меня вдвойне!) Как ты и догадываешься, впечатление яркое и пожизненное.

Сейчас сижу в трапезной и ожидаю обеда, как всегда сдыхаю с голода, кормить некому и вспоминаю об этом лишь тогда, когда уже ноги не носят.

Сегодня была такая туманная заря. Ты знаешь этот озёрный туман! Тут слова  бессильны, а когда ещё вмешалось во всё это восходящее  солнце... совсем умолкаю.

И ты, здесь будучи студенткой, жила в келье, мне отсюда писала письма и молчала о самом главном: о самой главной достопримечательности Кириллова – божественной красоте!

Город провинциальный, маленький и серый, но на фоне этой серости, монастырь с гигантским зеркалом Сиверского озера – окрыляет... Чувствую себя обновлённым, хоть и голодным.

Не знаю, где я сброшу для тебя это письмо (три деревенских ещё ношу в рюкзаке), то ли в Белозерске, то ли в Ферапонтово, то ли на почте в какой-нибудь деревушке, которая нам встретится среди лесов и озёр...

Вот пообедал – теперь перо быстрее побежит. Здесь кушанья довольно скромные, но, как говорится, не хлебом единым...

Кроме зари во мгле сегодня поразило ещё одно открытие. Я хотел было переплыть озеро к монастырю на надувном матрасе, но передумал и загляделся в воду. Боже, какой мир! Леса водорослей самых причудливых форм: и как ели, и лиственные, и какие-то скопления зелёных туманностей, между которыми плавает рыба, а у меня такое впечатление, что я - птица и парю над лесами.

А когда с берега посмотрел снова на озеро – синева и ничего более, так и лес синеет издалека. Вода для рыб – это что и воздух для птиц - незабываемое зрелище видеть парение рыб над подводными лесами! 

По приезду в Кириллов сразу же обошёл весь монастырь, умылся на камёшнике и размазал по лицу «каплю дёгтя в бочке мёда» (твоего молодого человека, с которым ты в юности прыгала по этим же камням).

Как странно открывается мир: туманная заря, подводные леса и – эта ревность; всё кряду, всё случайно и неизбежно!

Милая моя, целую тебя, целую воду, в которой ты отражалась, камни, к которым ты касалась и воздух, которым ты дышала.
 
До свиданья, моя светлая, ведущая меня по всем путям.
               
Целую тебя в «худые» щёки.  Твой Н.
               
                23 июля 1976 года.


            ***
Утонули золотые купола
С нерукотворными крестами
В "храмах" из металла и стекла,
В зданиях, построенных руками;

Как повсюду тонут на Руси
По болотам, рекам, по озёрам,
В сне неувядаемой красы,
С небесами радужными споря.
 
Опустели Божии дома,
Или души наши опустели
Под напором мощного ума
Не себя ли в Боге проглядели?
 
Небу ль не хватило глубины
Места не нашлося ль Богу
На полях раздольнейшей страны
На затерянных в лесах дорогах?

"Храмам" из металла и стекла -
Не вымолить прощение веками -
За эти золотые купола,
Что плывут куда-то с облаками.


Москва. Молёво. Горловка.

 11.07.- 25.08. 1976 г.      

    Н. Чайковский.