Азбука Ахматовой - Данте, Джойс, Добролюбов

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Данте Алигьери, Джеймс Джойс,Николай Добролюбов
* * *
Данте

Данте Алигьери (1265 г., Флоренция, Италия - сентябрь 1321 г., Равенна, Италия),  итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии»

10 сентября 40. – Знаете, во Флоренции хранится подлинное завещание отца Беатриче. Из этого завещания явствует, что звали ее вовсе не Беатриче, а Биче. Исследователи долго не понимали, почему Данте дал ей другое имя. Но оказалось, это был рыцарский средневековый обычай – воспевать даму под условным, вымышленным именем. Ведь если употребишь ее настоящее имя, можно получить железной перчаткой по лицу.

17 сентября 40. Нынче всю ночь она читала Данта, сравнивая его с французским подстрочником.
– То есть это не подстрочник; современники, вероятно, принимали его как великолепный перевод. Я узнала многое, о чем прежде и представления не имела. Например: как известно, Гюго возмущался, что Дант назвал свою поэму «Божественной». Но, оказывается, он так ее никогда не называл. Просто «Комедия», а «Божественной» ее назвали другие-Итальянцы считают, что вся итальянская поэзия выросла из «Комедии»

Войдя в зал заседаний и заняв предназначенное ей место, она обратила внимание на мраморный бюст Данте, стоящий поблизости. «Мне показалось, что на лице его было написано хмурое недоумение — что тут происходит? Ну, я понимаю, Сафо, а то какая-то неизвестная дама…»

Д. Н. ЖУРАВЛЕВ. Анна Ахматова. Стр. 331
* * *

Джойс Джеймс

Джеймс Ога;стин Алои;шес Джойс (2 февраля 1882 — 13 января 1941) — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма. «Ули;сс» наиболее известный роман Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался в американском журнале «The Little Review» с 1918 по 1920 гг. и был издан полностью во Франции 2 февраля1922 года. На родине писателя роман впервые был издан в 1939 году.

Потом Муся призналась, что пробует читать «Улисса», но не понимает его.
- Изумительная книга, - сказала Анна Андреевна. – Вы не понимаете ее потому, что у вас времени нет. А у меня было много времени, я читала по пять часов в день и прочла шесть раз. Сначала у меня тоже было такое чувство, будто ч не понимаю, а потом все постепенно проступило, - знаете, как фотография, которую проявляют. Хемингуэй, Дос Пассос вышли из него. Они все питаются крохами с его стола.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
Доброболюбов Николай

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836, Нижний-Новгород - 1861, Петербург), литературный критик, публицист. Добролюбовым мучили советских школьников.


3 марта 40. – Бухштаб прислал мне Добролюбова. Я прочла весь том, от доски до доски. Какие стихи плохие! Слова точно слипаются в строчке. А каков Дневник! Ничего и никого не видно. Еще вначале чувствуется быт, брезжит кое-что. А уж дальше – скука и женщины. И более ничего… Я никогда не читала Белинского, ни одной строчки, – что, он тоже так плохо писал?
Я ответила по правде, как думаю, хотя и понимала, отвечая, что спорить с ней о литературе – неумно и не нужно: – Дневник Добролюбова и по-моему мерзок и пуст, – сказала я, – и стихи какие-то не стихи. Из статей же видно, что, если бы Добролюбов не умер рано, он стал бы настоящим критиком…
Анна Андреевна выслушала эту речь без гнева, но без большого доверия…
 – А примечания Бухштаба хороши, добросовестны? – спросила я.
– Да, очень. Слишком даже добросовестны… Подумайте только – ну зачем приводить разночтения таких плохих стихов?..
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

...Уж если бледнолицый Добролюбов, с губами “ижицей”, повлек за собой все общество: неужели с моим пламенем я не повлеку?
Гриша (Рсп) сказал на той вечеринке:
- К истинному человеку и приходят только истинные люди. Ложные никогда не придут. А к  ложному человеку придут ложные люди, а истинные - никогда.
                В. Розанов