Глава 1, ч. 29. Заключение - Хотоши, Боржигантай

Дарима Базарсадаева
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/12/08/522

По материалам, найденным, изученным мной в вышеназванных архивах,  библиотеках,  в открытых источниках (Интернете), и кратко изложенных в предыдущих частях этой главы, видно, что в месте расположения на левом берегу реки Онон моего родного села, называющегося ныне сельское поселение Боржигантай Могойтуйского района Агинского Бурятского автономного округа Забайкальского края, в ХУП-Х1Х вв., до середины 30-х годов ХХ века, вблизи горы, ныне называющейся Хан-Уула, в долине реки Хотоши (по-монгольски Хоточи, по русски- Катоши-Хотоцей-Катачей), впадающей в реку Онон и на берегах Онона проживали коренные жители степей кочевники-скотоводы бурят-монголы и конные тунгусы (они же эвенки, хамниганы).

Самая высокая сопка в нашей местности, Хан-Уула, священная для местного населения, в разные времена называлась по-разному. Когда-то Боржингитай (М.Зензинов, середина Х1Х века), когда-то – Семеновской сопкой  (лет сорок подряд после Гражданской войны в Забайкалье), а бурятами называется Хан-Уулой – Царь-горой.

Как видно на карте из книги П. Палласа "Путешествие по Сибири к востоку лежащей даже и до самой Даурии 1772 года". Ч. 3, половина 1», от юго-восточного подножья горы «Боржингитай», выделяющейся высотой, формой и расположениемс среди других сопок, течет речка без названия, являющаяся левым притоком реки Онон, которая не может быть иной, кроме как речкой Хотоши.

Что очевидно из содержания последующих материалов. А долина ее называлась русскими краеведами, экспедициями то Коточейской, то Катачеевской. Кроме того, об этой речке и ее названии "Хотоши" мне известно еще и от своих предков по отцовской линии, уроженцев и потомков жителей этой местности.

Только до настоящего времени сохранилось через века русло реки, сама же речка превратилась в ручей, временами и местами совершенно пересыхающий. Также исчезли все лиственные леса в данной местности, отмеченные на карте П.Палласа. И в итоге наступило то, о чем писал  Э.Э.Ухтомский об увиденном в Забайкалье в 1891 году:

«Параллельно с насаждением культуры благодатному во многих отношениях краю грозит немало бед. Истребление всякой древесной растительности началось здесь только с прихода русских людей: буряты и тунгусы обращались с лесом очень бережно. Насколько велики были запасы лесной растительности и насколько чудовищны были ее истребление показывает между прочим следующее: по данным 1853 года леса Забайкальской области занимали площадь в 23,586,250 десятин, а в 1884 году – осталось 5,469,200 десятин; таким образом, в течение 32 лет убыло 18,117,050 десятин, между тем как для потребности населения в это время нужно было всего 1,152,000 десятин.

…По всем признакам в Забайкалье с уничтожением лесного покрова происходит медленное, но беспрерывное, так сказать, обезвоживание страны.

…При таких обстоятельствах нужно ожидать очень скоро исчезновение последних остатков здешних лесов и окончательного пересыхания многих ручьев и речек. В таком случае климат Забайкалья сделается еще суше, ветры еще сильнее, а переходы от жары к холоду еще резче. Нужно серьезно опасаться, как бы этот когда-то благодатный край не сделался похожим на ту часть близкой к нам степи Гоби, которую называют «голодною».

…Новые переселенцы из Европейской России давно уже перестали приходить сюда, они целыми толпами только проходят Забайкалье от запада к востоку, неудержимо стремясь на Амур; мало того, много из коренных обитателей Забайкалья, видя, что времена переменились к худшему, тоже начинают подумывать о переселении в более привольные места…».

Как видно по изученным материалам, в разные века, разные люди произносили и записывали географические названия одних и тех же объектов, существующих и в настоящее время на тех же местах, несколько по-разному, в зависимости от своей национальности, языка и пр.

Например, как в случае вплоть до исчезновения названия речки Хотоши в нашей местности. Бурят-монгольское слово Хотоши-Хоточи записывалось как Хатацей, Коточей, Катоши, а луг и долина реки -  Хатачеевский Луг, Хоточеевская-Коточейская-Катачеевская долина.

А булук (улус, сомон) Боржигантай в разных публикациях, источниках назывался - Боржингитай, Бор-Чжигитай, Боржигантайский, Боржигантаевский.

По исследованным материалам наглядно видно, что до образования села Боржигантай в нашей местности когда-то были юрточные поселения, стоянки кочевников, группируемые властями для удобства налогообложения, землеустройства в группы по местам кочевий в определенных урочищах, местности, в Х1Х-нач.ХХ вв., называвшиеся улусами, булуками, сомонами Хотоши и Боржигантай Цугольской волости Агинского аймака, входившими то в состав Забайкальской области, то – в Дальневосточную, то в Бурято-Монгольскую Автономную Республики, то в Читинскую область.

Анализ сведений о местах рождения репрессированных в 30-е годы ХХ века из сел Цугол, Цаган-Ола и Боржигантай  (из книги Памяти Восточного Забайкалья и Агинского округа), куда сведения на конкретные личности заносились из архивных материалов уголовных, следственных дел, демонстрирует следующие данные.

Из 212 репрессированных жителей Цугола – 3 человека, ламы Цугольского дацана, родившиеся 1864, 1894, 1899 гг. в Боржигантаевском (Боржигантайском) булуке Читинского уезда Забайкальской области.

Из 190 жителей Цаган-Ола – у 8 человек указаны такие места рождения:

1) 1875 г., местность Катоши Читинского уезда Забайкальской области
2) 1884 г., Боржигатаевский булук Читинского уезда Забайкальской области
3) 1887 г., Боржигатайский булук Читинского уезда
4) 1894 г., Боржигантайский булук Читинского уезда
5) 1897 г., с. Боржигантай Читинского уезда Забайкальской области
6) 1910 г., улус Хотоцей Читинского уезда
7) 1910 г.,  Боржигантай Читинского уезда
8) 1910 г.,  Боржигантайский булук.

Из Списка на 19 человек по Боржигантаю – у 8  человек местами рождения  арестованных в 1929, 1937-1938гг значатся:

1) 1875 - местность Катоши Читинского уезда Забайкальской области
2) 1884 - Боржигатаевский, Боржигантайский булук
3) 1887 – то же
4) 1894 - то же
5) 1910 -  то же
6) 1897 - то же
7) 1910 - Боржигантай
8) 1910 - Улус Хотоцей.

При анализе данных на тех же лиц из Книг памяти видно, что местом жительства на момент арестов десяти человек в 1930, 1937-1938гг. указан населенный пункт улус или с. Боржигантай (вероятно, имеется в виду не село, а сомон) Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области.

А места работы репрессированных по ст.ст. 58 пп. 1 и далее УК РСФСР, указаны такие: подсобное хозяйство 57 стрелкового полка – зав.участком, конезавод – табунщик, подсобное хозяйство 36 кавполка, конесохоз № 43 - рабочий; крестьянин-единоличник.

Поселения кочевых бурят в те времена на берегах Онона были юрточными.

Улус Хотоши (Хотоцей, Катоши) уже не фигурирует в официальных данных за 1937-1938гг. как место проживания кого-либо из проанализированных списков.

В связи с этим и фактом перехода кочевого населения Агинской степи, в т.ч. вокруг Хан-Уул, к оседлому и полуоседлому образу жизни после установления советской власти, полагаю, что на берегу реки Онон, чуть выше впадения реки Хотоши в нее, образуя обширный Хотошеевсвкий (Катачеевский) луг, образовался единый населенный пункт Боржигантай на берегу реки Онон. Названный в материалах ряда уголовных дел в 1937-1938гг. «улус или сомон Боржигантай». И существующий поныне, только в период с середины 30-х годов почти до начала 50-х прошлого века населенный пункт имел другое наименование. О чем речь будет дальше.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2019/12/13/872.


Фото: Вид горы Хан-Уула с Восточной стороны. Снимок мой.