Связь времен. Глава пятая. Кулешовы

Тамара Ананьина
Связь времен
     Глава пятая
Кулешовы

Многодетная семья
Алексей Кулешов – мой отец. Он родился в селе Нейково Красненского района Смоленской области.

Семья была многодетной: Мария, Надежда, Алексей, Петр, Дмитрий, Нина и еще один брат.

О родителях отца я знаю немного, со слов мамы Екатерины, но все же постараюсь рассказать о них.

Пелагея

 Жил-был цыган, ездил на коне, что-то продавал. В жены он взял русскую девушку из деревни.  Так образовалась семья, в которой родилась Пелагея, мать моего отца, Алексея Кулешова. Получается, что моим прадедом был цыган.

Пелагея была худая, невысокая женщина.  Когда сын, Алексей, женился, она выговаривала ему: «Что ты взял «такую»: ни титей, ни жопей!»  Тогда, после Войны и голода, Екатерина была худенькой, без выдающихся форм. С утра Пелагея начинала орать на родственников, считая, что наводит порядок в доме. Хозяйка была - никакая. Варила ведро похлебки, притом очень невкусно.

 В семье было семь детей, ели всё подряд. В доме Пелагея не прибиралась. Мария, старшая дочь, и Алексей, подрастая, стали брать на себя уборку в доме и приготовление еды. Покричав, Пелагея, как ни в чем не бывало, обращалась к невестке: «Катюха, не обижайся, идем чай пить». Обиды на неё никакой не оставалось. Видимо, Пелагея, в общем, была довольно добродушным человеком.

У Пелагеи часто болела голова. Умерла она тихо, во сне.

Андрей Кулешов

Андрей Кулешов, отец Алексея, часами сидел за швейной машинкой, пел песни, шил очень хорошо. Даже генералы заказывали ему шинели. Характер Андрея был доброжелательным. Когда жена ругалась, он садился шить, и всегда напевал. Был он приятным человеком, с волосами пшеничного цвета, носил усы.

Алексей с молодой женой Екатериной жили в Ворошилове, который находился в четырех часах езды на поезде от Владивостока. Ветры с моря дули постоянно, сильно надоедали. В жару – горячие, в холод – ледяные. Родители Алеши в то время тоже жили на Дальнем Востоке, в деревне, и Андрей как раз гостил у молодых в Ворошилове. В это время, 3 сентября 1948 года, у Кати начались схватки.
 
 Она не знала, что делать, легла под матрас, там потихоньку стонала, чтобы не отвлекать свекра Андрея. Хорошо, что случайно в гости забежала сестра Алексея Мария, и срочно повела молодуху в роддом. Только туда добрались, как сразу отошли воды. Через какое-то время девочка появилась на свет.

Отказ от дома

Родившаяся девочка - это была я, будущий автор этой книги.

 Мама была хрупкой женщиной, ростом 152 сантиметра, и для нее я была крупным ребенком: вес 3600, рост 52 сантиметра. Когда детей везли кормить, младенцы лежали на одном боку, и я слюнявила затылок одного мальчика, а в обратный путь все было наоборот. Мама боялась меня перепутать с кем-нибудь, но это было невозможно, так как мы вдвоем с мальчиком были самые крупные из детей.

 Дед Андрей первым взял меня на руки, когда маму выписали из роддома. Он меня любил, брал на руки, как зашевелюсь; звал ласково «бороной», пел песни. Мама после родов сразу стала работать, так как заведовала аптекой, при ней и жили с отцом. Поэтому дедушка нянчился со мной, успевая строчить на машинке.

Умер он от рака. Отец мой приезжал по просьбе своего отца к нему в деревню незадолго до этого дня, рисовал его, брил, уже исхудавшего от болезни. Дед Андрей хотел передать отчий дом по наследству Алексею, моему отцу. Другие дети, узнав про это решение, тоже захотели своей доли. Алексей посоветовался с женой, моей мамой, и они отказались от наследства. Когда дедушка Андрей умер, не удалось проводить его в последний путь. С работой было строго, да и путь из города в деревню занял бы значительное время.
;