От рождества

Андрей Бурыкин
  Ещё никого не удивишь информацией о том, что современное летоисчисление в большинстве стран и народах ведётся от Рождества Христова. Но уже стали забывать, что оно было введено в шестом веке от Рождества стараниями монаха Дионисия, который рассчитывал даты христианской пасхи на несколько лет вперёд и попытался вычислить год рождения Христа. Вычислил и ошибся, да так, что смерть царя Ирода Великого выпала, по составленному им календарю, на четвёртый год до Рождества Иисуса Христа, Которого Ирод приговорил к убиению, повелев избить всех младенцев в Вифлееме и пределах его от двух и ниже лет. Но к этому выводу пришли гораздо позднее, когда уже ничего нельзя было исправить. Так и живём: 2011-ый пишем, а 2017-ый от Рождества Христова имеем в виду, потому что 2011-ый не от Рождества, а от Дионисия.

  Но речь не о годе: с ним более или менее разобрались, в том числе и стараниями вашего покорного слуги в публикации «Сколько лет Ему было?»; а о месяце рождения Христа Иисуса. Считаю это важным обстоятельством, хотя бы из соображений точности применения выражения «от Рождества Христова».

   Любопытно, что начало Нового года вплоть до конца третьего века до нашей эры у иудеев совпадало с началом первого весеннего месяца нисан (овен). В середине этого месяца отмечалась Пасха. Левит предписывал: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте». Впоследствии начало Нового года иудеи перенесли на осень, на начало седьмого по счёту месяца тишрей (весы).

   Что их побудило принять такое решение мне неизвестно. Зато известно, что в шестой (элул, дева) месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу именем Иосиф из дома Давидова; имя же деве: Мария. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.

  Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Духа Святого, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Пребыла же Мария с нею около  трёх месяцев и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына – Иоанна Крестителя, родственника Христа Иисуса по материнской линии, Которому только предстояло родиться.

  Евангелие от Луки свидетельствует, что Елисавета приветствовала и плод чрева Марии, а значит, Мария пришла в дом священника Захарии будучи уже беременной. Зная месяц зачатия будущего Спасителя, а это был шестой месяц – Элул, можно легко высчитать время Его рождения в сей мир. Однако следует учесть, что особенностью еврейского календаря было не только символическое обозначение месяцев года знаками зодиака, но и то, что пять из двенадцати лет были високосными и имели тринадцать месяцев в году, два последних из которых назывались Адар и протекали под знаком Рыбы.

   Теперь давайте считать. Шестой месяц Элул, месяц Девы, в котором произошло зачатие Христа Иисуса в чреве девы Марии, приходился на конец лета. Если предположить, что зачатие Христа произошло в самом начале шестого месяца, и что год был високосным, то Рождество должно было состояться (5+9-13=1) в первом месяце весны и (следующего) года, в нисане, в месяце овна-агнца. И тогда, помня, что Иоанн Креститель знал о Христе многое до того, как Ему придти к реке Иордан, становятся понятными его слова, сказанные при виде идущего к нему Иисуса: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

   Но Креститель мог не знать того, что Мария, будучи беременной, с мужем своим, Иосифом, вынуждена была идти в город Вифлеем, родной город Иосифа, за двести километров от Назарета для переписи, объявленной кесарем Августом по всей земле под Римом. Святая чета отправлялась в долгий, трудный путь с надеждой, что они вернуться после переписи для Рождества Сына домой. Но все планы были нарушены неожиданными родами Марии. Христос появился на свет в Вифлееме раньше предполагаемого времени, в месяце Адар, под знаком Рыбы, как и сказано было в пророках.

   Любопытно, что в это время происходило соединение Юпитера – звезды королей, и Сатурна – иудейской звезды, в знаке Рыб, которое могло быть истолковано волхвами и пастухами, как знак рождения нового Царя Иудейского. Именно они первыми, придя в Вифлеем, поклонились Сыну Человеческому в преддверье наступающей весны.  Именно поэтому изображение рыбы и греческое написание этого слова стали тайным символом ранних христиан.