Журналисты и эксперты. Заметка о новом понятии

Владимир Владимирович Залесский
«Журналисты» и «эксперты». Заметка о новом понятии.


В репортаже «Ночь перед торжеством» (Газета "Коммерсантъ" №227 от 10.12.2019, стр. 1 https://www.kommersant.ru/doc/4188198) есть интересное упоминание об экспертах с журналистскими удостоверениями, которые начали давать интервью журналистам.

Это любопытное упоминание.

И Александр Дюма, и Виктор Гюго, и Джек Лондон, например, часто публиковались в газетах (журналах). Но их называли не журналистами, а писателями.

Лев Толстой – автор «Севастопольских рассказов» – он журналист или писатель?

Пушкин и Гоголь – они журналисты?

Писатели Чехов и Горький выросли из журналистской работы.

Журналистика, какой бы она ни была сегодня, - она имеет традиции.

Теперь переходим к «экспертам».

Как их распознать? Если они имеют редакционные удостоверения?

Здесь есть неуловимая грань.

Журналист Хашогги совсем не обязательно должен был столкнуться с теми событиями, которые сделали его известным на весь мир. Но совершенно очевидно, что «эксперт» Хашогги (если бы он назывался «экспертом») жил бы как-то по-другому.

«Эксперты» могут демонстрировать линию поведения.

Например, в какую-то радио-передачу звонит радиослушатель и начинает говорить какие-то комплиментарные вещи. Почувствовав, что люди в радиостудии расслабились, и что ему удастся высказать мысль полностью, слушатель говорит о том, что ряд международных контрактов на продажу газа заключены по невыгодным ценам. После секундного замешательства «в бой» бросается один из тех, кто присутствует в студии. Он яростно говорит о том, что цены секретны, и нечего разговаривать на эту тему. Скорее всего, «в бой» бросается «эксперт», а не «журналист» - в таком эпизоде.

Бывают ситуации и по-сложнее. Человек, который, возможно, никогда не слышал о поражениях Наполеона и о дипломатических победах Талейрана (а если и слышал, то мало что понял), ведет длинный рассказ о «злых силах», окружающих Россию со всех сторон. Каков выход, на его взгляд? – Объявить 100-50 километровую зону вдоль (хотя и за пределами) российских границ и при размещении чужих ракет в этой зоне реагировать предельно решительно.

Его собеседник резко не соглашается. «Мы мирные люди!»

Возможно, в этом варианте нет ни одного журналиста. Оба – «эксперты».

Существуют (во всяком случае, существовали) писатели, журналисты, преподаватели, историки, философы, педагоги, политики,…  - специалисты, профессионалы в какой-то сфере. Они конечно, объединяются каким-то образом – в ряде случаев. Но специалиста и профессионала отличает некоторое самоуважение, наличие индивидуальной, а не групповой, совести, стремление к индивидуализации и к какому-то индивидуальному существованию.

«Эксперты» любят подчёркивать существование «экспертного сообщества».

«Экспертов» не нужно путать со специалистами, проводящими медицинские, товароведческие и прочие экспертизы (что является отдельной специальностью).

Почему оказалось не достаточно таких понятий как «писатели», «журналисты», «преподаватели», «историки», «специалисты», «профессионалы»…? Почему понадобилось понятие «эксперты»?

Может быть, это связано с изменением понятия «люди свободных профессий»? – Они перестают быть «свободными»? Деньги «публики» постепенно заменяются на деньги из бюджета?

«Эксперты» - это новое понятие. И оно заслуживает дальнейшего изучения.

Что касается журналистов… Они, как пишет Андрей Колесников, автор вышеназванного репортажа в газете "Коммерсантъ", берут интервью у «экспертов». Конечно, они не только берут интервью, и не только у «экспертов»…


10 декабря 2019 г. 11:21